Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017-2019г
методическая разработка на тему

 

Индивидуальный план

 работы по самообразованию воспитателя Мининой В. В.

на 2017-2019г


Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей средствами  окружающего  мира»

 

Аналитический раздел

Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
  • Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям.

      Актуальность выбранной темы связана с тем, что события последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

    Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.      Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Методологический раздел.

С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.

Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства.

Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному

По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие .

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.  Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.

 

Практический раздел

Сентябрь – май       

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы.  Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

 

Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия».

Экскурсии по родному городу.

 

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Оформление предметно-развивающей среды.


 

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

 

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Выставка работ детского творчества.

Составление рассказа «Как я сходил в музей»

 

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

 

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания, муз. руководителем.

Спортивный праздник, посвящённый  Дню защитника Отечества.

 

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

 

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

 

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

 

 

II год обучения

Сентябрь - Май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

 

Работа с семьёй

Сентябрь

 

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»

 

Октябрь

Консультация «Как воспитать маленького патриота»

 

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

 

Февраль

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

 

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

 

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

 

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Статья в газету

 

Самореализация

 

Март

Отчёт по теме самообразования.

Выступление с докладом на семинаре.

 

Май

Показ открытого мероприятия

Развлечение «Игры наших бабушек».


 

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

 

 

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
  2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
  3. возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
  6. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
  7. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
  9. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
  10. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
  11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
  13. Сфера, 2010
  14. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
  15. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
  16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_mininoy.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 23«Колокольчик» общеразвивающего вида

Индивидуальный план

 работы по самообразованию

на 2017-2019г

Разработчик:

воспитатель Мининой В. В.

Моршанский район

Индивидуальный план

 работы по самообразованию воспитателя Мининой В. В.

на 2017-2019г


Тема:
«Воспитание чувств патриотизма у детей средствами  окружающего  мира»

Аналитический раздел

Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
  • Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям.

      Актуальность выбранной темы связана с тем, что события последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

    Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.      Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Методологический раздел.

С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.

Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства.

Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному

По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие .

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.  Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.




Практический раздел

Сентябрь – май        

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы.  Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия».

Экскурсии по родному городу.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Оформление предметно-развивающей среды.


Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Выставка работ детского творчества.

Составление рассказа «Как я сходил в музей»

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания, муз. руководителем.

Спортивный праздник, посвящённый  Дню защитника Отечества.

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

II год обучения

Сентябрь - Май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация «Как воспитать маленького патриота»

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Статья в газету

Самореализация

Март

Отчёт по теме самообразования.

Выступление с докладом на семинаре.

Май

Показ открытого мероприятия

Развлечение «Игры наших бабушек».


Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
  2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
  3. возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
  6. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
  7. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
  9. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
  10. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
  11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
  13. Сфера, 2010
  14. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
  15. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
  16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный планработы по повышению профессионального уровня

Представлен Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2018-2023 г.г. по теме " Приобщение воспитанников ДОО к социокультурным нормам и ценностям через социально-ком...

Программа по художественному творчеству (Аппликации) 2017 -2019г. «Волшебные ручки»

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности....

Программа работы клуба «Моя семья» педагогов и родителей воспитанников первой младшей группы н 2017-2019г.

Повышение эффективности сотрудничества педагогов и родителей воспитанников младшей группы, обеспечивающего целостное развитие личности ребенкеа и повышение уровня компетентости его родителей п овопрос...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....