Программа по художественному творчеству (Аппликации) 2017 -2019г. «Волшебные ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Кириллова Любовь Леонидовна

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu2014-2017g.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»:

Заведующий НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

___________(О.В.Вдовина)                

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Программа по художественному творчеству (Аппликации)                    2017 -2019г.

«Волшебные ручки»

                                                            Составитель:

 Кириллова Любовь Леонидовна

         п.Сентябрьский

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ        2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» НА 2017- 2019 ГОД        10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»  

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности  ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

  Ребёнок    узнаёт   мир с помощью манипуляций, то есть действий с

различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка   в этом важнейшем для его развития в деле является – работа с бумажными салфетками.

 Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям старшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Аппликация (работа с ватными дисками) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения выполняются в полу  объемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей

работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с ватными дисками даёт  возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.          

 Актуальность  

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети неуверенны скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. У детей нет умения - экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисования и простых действий с бумагой, нет умения - передавать личное отношение к объекту изображения и материалу. Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности.

Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «ватными дисками », как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе.

Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Волшебные ручки». Программа кружка построена «от простого к сложному». Свою работу я  построила на основе технологии И. В. Новиковой «Работа нетрадиционными материалами в детском саду» и Н. Б. Рябко «ватные диски ».

Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом и техника «ватные диски » позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Цель программы: Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное
  • Развивать творческие способности на основе и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
  • Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев и   укреплять мышцы пальцев и кистей  
  • Прививать точность и аккуратность в выполнении работ.
  • Формировать умение самостоятельно изготовлять поделки из бросового материала, бумаги и картона, ватных дисков.
  • Закреплять умение работать по схеме;
  • Развивать сенсорное восприятие;
  • Развивать речевую активность;
  • Способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
  • Воспитывать желание достигать поставленные цели.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста (4-6лет). Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Длительность занятий

Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю длительностью 25 минут во

второй половине дня.   Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).  

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства:

Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства (для музыки)

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы: Реализация программы рассчитана на 2года

Ожидаемые результаты работы

Решение задач: В данной программы поможет детям овладеть основными приёмами работы с ватными дисками, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.

Освоению навыков работы с клеем, и самое главное развивают  умелость

рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу;
  • альбом для рисования;
  • картон белый и цветной;
  • бумажные салфетки;
  • ватные диски;
  • шерстяные нити;
  • поролон;
  • гуашь
  • офисную белую и цветную бумагу;
  • клей ПВА;
  • клеевой карандаш;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • кисточки для клея, для красок.

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

 

Техника безопасности

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:

- Ножницы нельзя брать без разрешения

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

- Ножницами нельзя вырезать на ходу

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Основным условием реализации программы кружка «Волшебные ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе  кружка «Волшебные ручки».    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» НА 2017- 2019 ГОД

                                                         

Неделя

Тема

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса.

Материал

Октябрь

I

«Ознакомление с тематикой кружка» (пробные работы на свободную тему)

1.Развивать заинтересованность в данном виде творчества.

2. Дать понятие о назначении кружка.

Беседа, показ.

 Ватные диски, картон, стеки, салфетки, ножницы

II

«Дары осени  » (фрукты, овощи), (коллективная работа).

1.Вызвать интерес к оформлению работы.

2.Упражнять в наклеивании

деталей. Развивать чувство    

ритма.  Воспитывать интерес к

отражению в работах своих

впечатлений  в природе

Беседа, показ.

1/2 альбомного листа с

изображением корзины, клей,

кисти,

ватные диски

III

 

«Божьи коровки,

бабочки»

1.Формировать умение выполнять поделки из различного материала; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; обогащать

эмоциональную сферу и

словарь.

Показ, беседа, загадки о бабочках, божья коровках

1/2листа белого картона,

ватные диски, клей кисточки, цветная бумага.

IY

 «Совушка»,

Формировать умение детей выполнять аппликацию из ватных дисков, развивать

творчество, фантазию, чувство ритма.

Наглядный показ воспитателем (работа по образцу)

Иллюстрации с 1/2 листа белого картона, ватные диски, клей, кисточки, цветная бумага

Ноябрь

I

 «Медведь»  

Развивать умение

выполнять работу аккуратно

Словесная, наглядная беседа, показ образцов, объяснение

Ватные диски, белый картон,

клей, кисточки, гуашь

II

  Продолжать работу на  тему «Медведь»

Продолжать совершенствовать умение, дополнять деталями свою работу.

Наглядное рассматривание иллюстраций беседа, показ

Ватные диски,

белый картон, клей,

кисточки.

III

«Звёздное небо

осенью »

Продолжать работать с ватными дисками, делать поделки по образцу и используя свою фантазию

Беседа, показ, рассказ сказки.

Синий картон, ножницы, клей, кисточки

IY

«Корзина с цветами для мамы»

 

Совершенствовать умение создавать композицию из разных цветов. Воспитывать

аккуратность, усидчивость

Беседа, показ, физ. минутка пальчиковая игра «Цветочки»

Корзина из бумаги, ватные

диски, клей, кисточки,

Декабрь

I

«Три поросёнка»

 Продолжать работать с

ватными дисками, делать

поделки по образцу и

используя свою фантазию.

Беседа, рассматривание картин, объяснение

Ватман с изображением

домика,                 ватные диски, клей, ножницы, цветная бумага

II

«Зимний лес» коллективная работа

Продолжать расширять кругозор детей, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью работ

Беседа, показ, стихи из худ. литературы про снеговика.

Картон с кроной дерева, клей, ватные диски, гуашь

III

«Дед Мороз»

Продолжать учить детей

самостоятельно вырезать по

шаблону, украшать, развивать

фантазию, творчество,

воспитывать аккуратность

Беседа, показ образцов, объяснение.

Цветной картон, гуашь,

ватные диски, кисточка, клей

IY

«Украшение на Ёлку»

Продолжать расширять

кругозор детей, подручный

материал для поделок, поощрять самостоятельность,

творческий подход, следить

за эстетичностью поделок.

Беседа, показ, стихотворение о ёлке.

Картон цветной, ватные диски, ножницы, клей, кисточки

                                                                Январь

I

«Открытка Новый год

Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие

эстетического восприятия,

умение работать сообща

Прослушивание музыки

Ватные диски клей, кисточки

II

«Ангелочки»

Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща

Беседа, показ  

Ватные диски, клей, кисточки, ножницы и салфетки

III

«Снеговик»

Учить детей делать аппликации, аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы, развивать аккуратность

Беседа, показ

 Ватные диски, ножницы, клей,

кисточки.

 

IY

«Зима в деревне»

С помощью ватных дисков создать композицию зимы. Воспитание интереса к творчеству

Беседа, показ

Голубая цветная бумага, ватные диски. Гуашь белый, клей.

Февраль

I

«Ракета»

Совершенствовать умение выполнять работу по инструкции воспитателя, проявлять творчество.

Беседа, показ рассказ

½ листа белого картона, ватные диски, клей, кисточки

II

«Сердечки» (самостоятельная работа детей)

Продолжать расширять

кругозор детей, поощрять

самостоятельность,

                         

Прослушивание классической музыки.

 Голубой картон, ножницы, цветная бумага, ватные диски.

творческий подход, следить за эстетичностью работ

III

«Самолет для папы»

1.Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

2.Развивать творческое воображение.

3.Формировать навыки самостоятельной работы

Беседа, показ

 Ватные диски, кисточки

,клей, гуашь

IY

«Пингвины на льдине»

Совершенствовать умение,

плотно прижимать детали

друг к другу, дополнять образ

недостающими деталями.

Воспитать бережное

отношение к природе.

Беседа, показ

Цветной картон, ножницы, ватные диски, клей, кисточки.

Март

I

«Каллы в вазе» для мамочек

Формировать умение детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии,

аккуратно пользуясь ножницами и клеем

Беседа, показ наглядное рассматривание иллюстраций

Ватные диски, ножницы,

клей, цветок в горшке.

II

«Каллы в вазе» для мамочек (продолжение).

Формировать умение планировать ход выполнения

работы. Развивать композиционные умения.

Воспитание уверенности в

своих силах.

Беседа, показ стихотворение о маме.

Ватные диски, цветная бумага, клей, белый картон.

III

«Воздушные шары»

 

 Воспитание желания

выполнять работу аккуратно,

эстетично.

Беседа, показ

Ватные диски, гуашь, ножницы, клей, белый картон.

IY

« Самостоятельная тема» на выбор ребенка.

Формировать умение

самостоятельно задумывать

сюжет.

Развивать мелкую моторику

рук.

Беседа, показ наглядное рассматривание иллюстраций

Картонка

Ватные диски

Апрель

I

«Поделка к Пасхе».

Продолжать знакомить с праздником Пасхи.

Воспитывать желание дарить

друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы.

Беседа, показ

Ватные диски, клей,

ножницы, гуашь, ватные

палочки.

II

«Птицы в гнёздах».

Упражнять в самостоятельном

изготовлении птиц.

Закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание.

Беседа, показ иллюстрации с изображение весенней природы

Ватные диски, гуашь, цветная бумага, клей

кисточки, ножницы.

III

«Птицы в гнёздах» продолжение работы

Продолжать упражнять в самостоятельном изготовлении птиц.

Закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание.

Беседа, показ иллюстрации с изображение весенней природы.

Ватные диски, клей, ножницы, клиенка, салфетка

IY

«Солнышко светит

Ярче»

 

Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками 

Беседа, показ

Ватные диски, гуашь,

клей, кисточки.

Май

I

«Цыплёнок вылупился»

Продолжать совершенствовать умение делать необычные фигуры из ватных дисков, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию

Беседа, показ

Ватные диски, клей, кисточки, цветной картон

II

«Гусеница в груше»

Продолжать совершенствовать умение делать необычные фигуры из ватных дисков, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию

Беседа, показ

Ватные диски, гуашь, клей, кисточки

III

«Петушок-золотой гребешок»  коллективное работа

Формировать умение лепить туловище петушка из пластилина  и бисера, размазывая между собой.

Беседа, показ иллюстраций   изображение петуха.

Силуэт петуха, пластилин, стеки, салфетки.

IY

   

« Выставка детских                         работ».  

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008;

2.Лыкова И.А. Я «Будущий скульптор». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

3. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.

4.Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.

5.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.                      6.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

Интернет ресурсы:

Maaam.ru

www.kids.covenok.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству аппликация в средней группе «Волшебный цветок»

Аппликация - наиболее простой и оступный пособ создания творческих работ, способствует развитию не только творческих способностей детей, но и дающий широкие возмоности воспитанию художественного вкуса...

Программа кружка художественного творчества "Послушные ручки"

Программа дополнительного образования с детьми по художественному творчеству....

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы образовательная область «Художественное творчество» на 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» для детей дошкольного возраста 4 – 8 лет составлена в соответствии с требованиями  пункта 6 статьи 12 ФЗ...

Программа кружка художественного творчества «Умелые ручки»

Пояснительная записка«Творчество – особый вид деятельности,Оно в самом себе несёт удовлетворение»(С.Моэм)        Одна из важных задач в област...