Влияние игр и занятий изодеятельностью на развитие восприятия цвета у детей 3-го года жизни
консультация на тему

Иконникова-Сараева Наталья Витальевна

Данное сообщение, из опыта работы, может быть полезно воспитателям групп кратковременного пребывания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игр и занятий изодеятельностью

на развитие восприятия цвета у детей 3-го года жизни

(из опыта работы)

Одной из основных задач эстетического воспитания детей является развитие художественно - творческих способностей. Уже в дошкольном возрасте начинается формирование этих способностей. Эмоциональная реакция на цвет и сочетание цветов имеют большое значение для эстетического восприятия действительности.

Цветовое восприятие играет важную роль в жизни и деятельности человека, помогая не только лучше ориентироваться в окружающем, но и полнее и глубже воспринимать произведения искусства, красоту природы. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» определены следующие задачи обучения рисованию в младшей группе: называть и различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, черный). Уже в первой младшей группе мы вырабатываем у детей умение различать и называть цвета.

В начале года провела обследование детей, выявила их знания о цвете.

Большие возможности в ознакомлении с цветом несут в себе занятия по рисованию. При составлении плана предусматривала усложнение нового материала и закрепление пройденного.

Прежде чем провести занятия по рисованию, намечала наблюдения в природе и рассматривание предметов, постоянно обращая внимание на цвет. Например, перед тем, как рисовать дождик, наблюдали из окна, на прогулке на веранде, как капли стучат по крыше, падая в лужи, образовывая пузырьки. Пропела песенку «Дождик, дождик, как да кап, мокрые дорожки....». А на занятии предложила детям нарисовать дождик, сопровождая словами «кап - кап - кап», а также звуками металлофона. Наблюдали, как летят листья с деревьев, рассматривали их. Для закрепления принесла в группу кленовые листья, бросала их вверх, дети наблюдали, как падали листья на пол, потом они собирали их. Предложила детям нарисовать листочки на дорожке. Для рисования дала дорожки - полоски тёмного цвета, а краску жёлтую и красную (за разные столы).

Наблюдали с детьми за изменением цвета неба: голубое днём, вечером - тёмное, на небе светит яркое солнце, есть тучи ...

Свои знания малыши использовали на занятиях, в быту находили предметы синего цвета и говорили, что «они синие, как небо», «жёлтые, как солнышко», «зелёные, как травка».

На занятиях по конструированию дети также закрепляли цвет: кирпичики - красные, жёлтые, синие, зелёные.

Во время рисования направляла внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом - «следы на дорожке» («зашагали ножки, топ - топ - топ ... »).

В зависимости от содержания меняется фон бумага, на котором рисуют дети. Восприятие фона с цветом мазков создаёт сочетание, которое вызывает у детей ассоциации с образом осени, вечерних огней, снегопада ....

Развитие цветового восприятия осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в процессе игр, наблюдений. Для развития чувства цвета у детей требуются специально разработанные игры, материалы и пособия, сообщающие знание основных цветов, их оттенков. У нас в уголке ряжения есть бусы, юбки, косынки основных цветов, флажки в физуголке, сделано несколько дидактических игр: «Цветные матрёшки», «Воздушные шары», «Улетающие шары» и др. в дидактической игре «Воздушные шары» ставится цель сформировать у детей умение соотносить цвета. во время объяснения задания внимание детей фиксируется на том, что нитки и воздушные шары разного цвета, для каждого шарика имеется нитка такого же цвета.

Для закрепления у детей цветовых представлений, а также для ознакомления с чёрным и белым цветом - игра «Улетающие шары».

Закрепление цвета проходит и во время одевания на прогулку.

Спрашиваю у детей, какого цвета куртка, платок, шапка и т.д. в повседневной жизни рассматриваем доступные по содержанию картины, иллюстрации. При этом обращаем внимание детей на характерные изображения персонажа. Например, рассматривание книгу «Чьи голоса», обращала внимание детей, что глаза у котика весёлые, а сам котик грустный, опустил голову, козлик -радостный, прыгает и т.д.

Возможности работы с цветом многообразны: тематические беседы с иллюстративным материалом, совместные действия педагога и детей в учебных и игровых ситуациях, самостоятельные действия, в результате которых совершенствуется эмоциональное восприятие цвета и развивается художественный вкус детей.

Итак, в процессе занятий, игр, прогулок, повседневной жизни у детей развивается восприятие цвета.

В свободное время организуем коллективное рисование, где дети закрепляют полученные на занятиях навыки. Например, нарисую высокие дома, а дети забор, снег, огоньки в окнах. Или: нарисую деревья, а дети - кусты, дорожки.

Намечаю пополнить дидактические пособия по цвету, сделать дидактическую игру «Игрушки», в которой один и тот же цвет используется в окраске различных предметов. Расширяются знания детей о цвете. Постоянно провожу работу с родителями о том, как и какие проводить наблюдения, на что обращать внимание во время прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...

Развитие восприятия цвета у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.

Восприятие цвета у детей раннего возраста.Игры на подбор нужного цвета. Игры на сравнение предметов по цвету....

Методическая разработка серии занятий по теме: «Развитие формообразующих движений у детей 3-го года жизни в процессе лепки из пластилина»

В возрасте 2-3 лет лепка в качестве свободного вида деятельности не может быть применена, дети не владеют формообразующими движениями, у них нет соответствующего опыта пластической деятельности, они н...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ/

Тема:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ1. Особенности психического развития ребёнка 3-го года жизни.2. Характерист...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...

Статья «Влияние работы с пластическими материалами на воспитание волевых качеств у детей 7-го года жизни»

Статья «Влияние работы с пластическими материалами на воспитание волевых качеств у детей 7-го года жизни»...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...