Семинар - практикум для воспитателей.
учебно-методический материал на тему

Андрюшова Елена Георгиевна

В конспекте представлено знакомство воспитателей с нетрадиционными техниками рисования, через экспереминтальную деятельность старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Солнышко», г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области

Семинар-практикум для педагогов.
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования через экспериментальную деятельность.
Их роль в развитии детей  дошкольного   возраста »

Подготовила:

Андрюшова Е.Г.

Сухиничи, 2018 год

Цель: Раскрытие значения нетрадиционных приёмов изодеятельностив  познавательном развитии дошкольников.

Задачи:

 Показать значение нетрадиционных техник рисованиядля развития воображения, творческого мышления и творческой активности воспитанников.

Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.»

Подготовительный этап:

  1. Организовать выставку детских рисунков в различной технике рисования.
  2. Представить ряд литературы, которая используются в нетрадиционном рисовании.
  3. Цитаты. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство  - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Вступительное слово.

Формирование познания в личности - одна из актуальных задач в  современном ДОУ. Интенсивно начинается её развитие с дошкольного   возраста . В. А. Сухомлинский говорил так: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Только необходимо найти этот талант, вытащить из детской натуры. Добавить эксперимент, для лучшего усвоения материала. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться дать возможность их раскрыть. Если у ребёнка возникнет потребность и желание выискивать ответ на вопрос, решать самостоятельно поставленные задачи, то это будет ему только во благо. Он сможет справиться самостоятельно со многими трудностями. Развивая с помощью взрослых возрастает уровень познавательной способности, ребёнок с помощью опытов создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа, через средства выразительности. Таким образом, необходимо создавать базу для его творческого познания. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми в изостудии «Цветик Семицветик», обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям, но не лучшие:

  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, было видно, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для себя чётко выделила критерии руководства по познавательной деятельности, такие как: знание особенностей познавательного развития детей, их специфику, умение тонко поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка в экспериментальной деятельности, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась экспериментированием с нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Эксперимент и Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения доступна и интересна взрослому и ребенку.

Именно поэтому такие методики очень привлекательны для детей, отличаются новизной, необычностью, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через проведение комплекса мероприятий, в частности занятия в кружке «Цветик Семицветик». В рамках этих занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, узнать много нового, познавательного, раскрыть некоторые физические свойства предметов. Дети осваивают интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. ООД превращается в познавательный процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим ООД отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Теоретический этап.

Нетрадиционные техники рисования.

Рисование цветным льдом.

Возраст: от пяти лет.Возраст: от пяти лет.

Функция: рисование цветным льдом развивает в детях свободно выражать свой замысел.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка с ячейками для замораживания льда, гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, цветные льдинки.

Способ получения изображения: ребенок рисует кусочками льда, как цветными карандашами, наносит оттиск на бумагу. При этом знакомиться с агрегатным состоянием воды.

Восковые мелки + акварель.

Функция: этот способ рисования развивает умение детей действовать с разнообразным материалом.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незаквашенным. Дети знакомятся со свойствами воска.

Свеча + акварель.

Возраст: от пяти лет.

Функция: этот способ рисования развивает воображение и полёт фантазии.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Дети знакомятся со свойствами воска, его взаимодействия с водой.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Функция: этот способ рисования развивает фантазию и творческое мышление.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Дети знакомятся со взаимодействием краски и бумаги.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Функция: этот способ рисования является частью дыхательного упражнения.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Дети знакомятся со свойствами воды (жидкая, хороший растворитель и т.д.)

Рисование солью и клеем ПВА.

Возраст: от шести лет.

Функция: этот способ рисования развивает творческое мышление и воображение.

Средства выразительности: линия, цвет.

Материалы: клей ПВА, бумага, краски, соль, ёмкость для смешивания.

Способ получения изображения: затонировать лист. Выполнять рисунки клеем, словно карандашом, нанося линии на лист бумаги. На получившейся рисунок насыпаем соль. Соль может быть цветной (её можно покрасить красками и высушить). Рисунок получается объёмным.

Цветной вулкан.

Возраст: от шести лет.

Функция: этот способ развивает самостоятельность и желание заниматься экспериментальной деятельностью.

Средства выразительности: краски, смесь веществ.

Материалы: муляж вулкана, колба, моющее средство, сода, сухие дрожжи, пищевой краситель.

Способ получения изображения: ребенок смешивает в ёмкости (жерло вулкана) соду, моющее средство, дрожжи. Когда реакция вступит в силу, можно добавить в бурлящий раствор цветные красители.

Рисование песком.

Возраст: от шести лет.

Функция: этот способ рисования развивает мелкую моторику рук, образное мышление, благотворно влияет на саморазвитие.

Средства выразительности: картины из песка.

Материалы: планшеты для рисования песком, компьютер, проектор, экран, песок.

Способ получения изображения: на планшетах для рисования песком ребёнок пальцем проводит линии, рисуя задуманные предметы или сюжеты.

Рисование мыльными пузырями.

Возраст: от пяти лет.

Функция: этот способ рисования благотворно влияет на органы дыхания; помимо этого раскрывает творческий потенциал ребёнка.

Средства выразительности: цветное пятно.

Материалы: листы бумаги, мыльный раствор, коктейльные трубочки, краски.

Способ получения изображения: необходимо взять стаканчик для воды, добавить мыльный раствор, краску. Трубочкой для коктейля надуть воздух в раствор. На поверхности стаканчика получатся пузыри. Аккуратно взять цветные пузыри ложкой и перенести на лист бумаги. Таким способом можно составить целую композицию.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Функция: этот способ рисования развивает самостоятельность, инициативность, умение найти самостоятельные решения, творческий подход.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы с детьми показал, что овладение техникой изображения через эксперимент доставляет воспитанникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то вулкан, то иней на деревьях. Дети смело берутся за материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие экспериментировать. Дети готовы многократно повторить тот или иной опыт. И чем интересней опыт, тем больше возникает желание творить и действовать самостоятельно.

Заключительный этап.

  1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточного удостоверения).
  2. Памятки всем участникам семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...