Обобщение опыта работы 2019
проект по теме

Сидорова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы Сидоровой Татьяны Александровны, воспитателя 1 квалификационной категории

«Ранняя профориентация в ДОУ»

Актуальность: 

Профориентация дошкольников – это одно из приоритетных в ближайшие годы проблем, решение которой повлечёт за собой тенденцию увеличения или положительного решения влияющих на качество выпускника.

А профессиональная ориентация дошкольников - это система определенных мероприятий, направленных на развитие будущих личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей интересов, способностей и потребностей при выборе профессии во взрослом возрасте.

Проведя педагогическое наблюдение, беседу с детьми и родителями, мы выявили проблему, что дети дошкольного возраста мало знают  о профессиях, в частности о профессиях своих родителей. Так же идеи профориентации заложены в программе обучения и воспитания в детском саду в разделе ознакомления с профессиями и трудом взрослых и является частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребенка в детском саду. Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной. Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то возможно наши дети с гордостью будут рассказывать о профессиях и вопрос «Кем быть?» не застанет их врасплох. Поразмыслив о реалиях современности, решили разработать проект «Все работы хороши – выбирай на вкус», который направлен на раннюю профориентацию детей в нашей группе.

Вид проекта: познавательный, игровой, творческий

Сроки реализации: долгосрочный (с сентября  по май)

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели

Формы работы: игры (сюжетно-ролевые, квест, дидактические, инсценировки), экскурсии, наблюдения, НОД, чтение литературы, работа с родителями, встреча с интересными людьми,  продуктивная деятельность.

Цель проекта: знакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

  • формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых;
  • знакомить детей с профессиями родителей и сотрудниками детского сада;
  • воспитывать уважение к труду людей;
  • познакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике;
  • привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Ожидаемые результаты:

  • Владение детьми представлением о разных профессиях и  обобщающим понятием «профессия»
  • Умение детей узнавать и называть профессию
  • Создание альбома «Профессии наших родителей»
  • Оформление книги «Стихи и загадки о профессиях»
  • Умение детей имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых  игр.

Обеспечение:

  • развивающие и сюжетные игры,
  • наглядно-дидактические пособия;
  • предметно-развивающая среда;
  • выставки, художественная литература

Реализация проекта

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае,  углубленное изучение профессий  через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

        Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи мы приглашали родителей воспитанников. По возможности, они приносили свою спецодежду, доступно рассказывали детям информацию о своей профессии. В свою очередь, дети задавали и получали от взрослых ответы на интересующие их вопросы.        Ознакомление с новыми профессиями мы проводили по заданному алгоритму:

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Материал для труда
  4. Форменная одежда
  5. Орудия труда
  6. Трудовые действия
  7. Личностные качества
  8. Результат труда
  9. Польза труда для общества.

Так же в своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых мы использовали наблюдения и экскурсии в детском саду. Посещая прачечную, пищеблок, кабинет заведующей и медицинской сестры  дети больше узнавали о труде сотрудников детского сада.  Во время экскурсии обязательно обращали внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого имеет положительное влияние на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

Беседы с детьми о профессиях, как и чтение художественной литературы так же расширяли представления детей о профессиях и труде взрослых. Заучивая пословицы и поговорки о труде, мы разъясняли каждую из них, чтобы детям было легче понять смысл. Позже на открытых занятиях дети легко вспоминали ранее выученные пословицы и поговорки. Безусловно вся словесная работа не прошла даром, у детей расширился и пополнился словарный запас. Играя в игру «Загадай профессию», дети могли хорошо описать ту или иную профессию, составить описательный рассказ о труде сотрудников нашего детского сада, рассказать о важности и пользе труда.

        Для обогащения предметно-пространственной среды, совместно с детьми изготовили разрезные пазлы, оформили книгу загадок и стихотворений о профессиях, пополнили центры сюжетно-ролевых игр. Для оформления альбома «Профессии наших родителей» обратились за помощью к мамам и папам воспитанников, которые принесли нам свое фото с места работы. С помощью взрослых составили маленький рассказ о своем труде. После, на родительском собрании дети сами рассказывали о профессии своих родителей, придерживаясь заданного алгоритма. Здесь мы познакомились с такими профессиями, как: помощник машиниста, кондуктор, машинист горновыемочных машин, водитель-экспедитор, машинист установки обогащения, парикмахер-стилист, регистратор в стоматологической клинике, младший воспитатель, директор пилорамы, машинист электропоезда, бухгалтер.

        Большую часть работы по профориентации, мы реализовали с помощью игры, так как ведущей деятельностью дошкольников является игра. Это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в сюжетно-ролевых играх сочетаются элементы игры и обучения. В игре дети примеряют на себя роль, проигрывают труд взрослого человека, лучше осознают важность каждой профессии в жизни человека. В сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

        Постепенно мы старались побудить детей усложнять содержание сюжетно-ролевых игр. Дети часто сами предлагали новые сюжеты, а мы в свою очередь помогали ввести в игру новые роли или специальности (врач - педиатр, медицинская сестра, регистратор), побуждали детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты, предметы заместители (инструменты, техника, имитация транспорта). В сюжетно-ролевых играх дети научались: общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности; приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета.

        Для закрепления полученных знаний, в своей работе мы использовали технологию «квест-игры», где дети выполняли задания, передвигаясь по станциям. Все задания в игре связаны одной сюжетной линией. Варианты игр мы представляли в форме карты - путеводителя, где указывалось место нахождения некого сюрприза или искомого предмета. Так же использовали номера и стрелочки подсказки, для последовательности. Во время путешествия дети сталкивались с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одной остановки к другой. В данной игре дети проявляли свою самостоятельность, сплоченность команды, стремление доводить начатое дело до конца. В квесте интерес детей поддерживается интригой «А что же будет дальше?». Ребята, выполняя задания, имитировали трудовые действия, выбирали нужные атрибуты, для разных профессий, складывали пазлы и т.д. В игре дети чувствовали себя раскрепощено, не боялись ошибиться и проявляли уверенность в выполнении заданий.

          И, конечно, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...