Экология в музыке с ранних лет
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Банщикова Ольга Александровна

В данном материале представлены документы, обобщающие опыт работы музыкального руководителя по теме "Экология с ранних лет". О формировании экологического сознания детей с дошкольного возраста, как одной из важнейших задач воспитания. Уровень экологической воспитанности детей зависит от проводимых в ДОУ меропритятий. На мой взгляд, эффективно эту работу проводить с использованием такого могучего средства, как музыка.

В данном материале, помимо описания опыта работы, представлен календарь экологических дат; этюды, упражнения и игры на соответствующую тему и авторский сценарий проведения праздника "Живет повсюду доброта"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ

Я речь свою веду о том,

 Что вся Земля – наш общий дом, -

 Наш добрый дом, просторный дом,

 Мы все с рожденья в нём живём.

 Ещё о том веду я речь,

 Что мы наш дом должны сберечь.

 Давай докажем, что не зря

 На нас надеется Земля.

                                                        ( Р. Рождественский

                                                             “Земля – наш дом”)

Чем выше уровень цивилизации, тем труднее приходится окружающей нас природе. Дымящие трубы предприятий и выхлопные газы автотранспорта загрязняют атмосферу, не дают возможности дышать свежим воздухом. Вырубаемые человеком леса лишают животных и птиц привычных условий существования и приводят к их гибели. Почвы и воды заражены отходами производства, нефтепродуктами, минеральными удобрениями. Начиная с 80 годов, ежедневно исчезал 1 вид животных и еженедельно – 1 вид растений. Природа не успевает залечивать раны, наносимые бездумным и варварским способом изменения окружающей среды для достижения сиюминутной выгоды.

Ребенку трудно объяснить причины такого поведения человека, но научить малыша любить природу, беречь ее – это в наших силах.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания -  важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ведь, дошкольный возраст - самоценный этап в развитие экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий в ДОУ. На наш взгляд, особенно эффективно эту работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Для эффективного формирования экологической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в занятия и в повседневной жизни ребенка бесед о природе и музыке, наполненной образами природы, песен о родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе.

Немаловажную роль детский сад отводит мероприятиям, направленным на формирование экологической компетентности дошкольников, это:

непрерывная непосредственно-образовательная деятельность;

праздники, развлечения, досуги;

конкурсы;

просвещение родителей.

Осуществляя на музыкальных занятиях экологическое воспитание, мы решаем следующие задачи:

1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства — к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты — Природа, а ее красота часто невосполнима.

2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, осознание человеком проблемы "ограниченность ресурсов и безграничность потребностей".

3.Патриотические: понимание того, что место, где родился человек — это не только его дом, семья, но и родные края: поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты.

4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата - это долг современного человека перед будущими поколениями;

а также участвуем в решении специальных задач, направленных на развитие музыкальных способностей детей:

  •  Пополнять музыкальные впечатления, музыкальный опыт;
  •  Развивать чувство ритма, звуковысотный слух;
  •  Формировать певческие навыки;
  •  Учить координировать движения с текстом и формой произведений;
  •  Учить выразительности движений, способности передавать характер и настроение пьесы через мимику, жесты;
  •  Способствовать проявлению творчества, импровизации.

Итак: экологическое просвещение и воспитание детей в музыкальной деятельности дошкольников осуществляется в следующих видах деятельности:

        Слушание музыки;

        Пение;

        Танцы;

        Игры, этюды, упражнения;

        Музыкальные досуги;

        Праздники и развлечения.

Музыкальные занятия включают такой вид деятельности, как слушание. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей.

"Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" (Д.Б.Кабалевский).

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.

Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями, которые способствуют не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.

Музыкально – ритмическая деятельность детей дошкольного возраста может быть представлено в разных видах. Эти виды имеют свою классификацию:

Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.

Упражнения, этюды – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения. Этюды-сюжеты подразумевают обыгрывание экологических сюжетных рассказов, сказок, передачу эмоционального состояния изображаемого персонажа. При этом от детей младшего возраста требуется простейшая имитация движений. В среднем возрасте повышаются требования к сходству с образом, к переживаниям его. В старшем возрасте требуются эмоциональные, выразительные движения, осознанное отношение к ним, формирование своего отношения к образу. Участвуя в этюдах, дети раскрываются и пластически, и музыкально.

Хороводы представляют собой коллективное песенно-хороводное действие. Движения в хороводе могут комментировать текст песни, а могут быть не связаны с текстом. Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

Конечно, большую помощь в проводимой работе оказывают родители группы. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:

Анкетирование;

Привлечение к участию в конкурсах, развлечениях, акциях, проектах;

Привлечение к совместному творческому труду;

Приглашение на «День открытых дверей»;

Организация вечеров встреч, «круглых столов»;

Работая по данной теме, нами был собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (картинки, иллюстрации, альбомы);

Оформлены дидактические игры экологического содержания;

Подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;

Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

Приобретены костюмы домашних и диких животных, изготовлены маски для детского творчества и театрализации;

Составлен календарь народных праздников, экологических дат;

Разработаны сценарии экологических праздников.



Предварительный просмотр:

Календарь экологических дат

2005-2015  -   Международное десятилетие действий "Вода для жизни"

 2010-2020  -   Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием

Январь

11 января - День заповедников и национальных парков

    День заповедников и национальных парков впервые отмечался в 1997году по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного Фонда дикой природы, Экоцентра /Заповедник/. 11 января был выбран Днем заповедников и национальных парков в ознаменование годовщины образования первого государственного заповедника России (по новому стилю) Баргузинского заповедника в 1916 году. На сегодняшний день в России действуют 100 заповедников и 35 национальных парков (их общая площадь составляет около 3% площади страны)

29 января - День мобилизации против угрозы ядерной войны

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий  

    В 1975 г. вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно-болотных угодьях, которую Советский Союз ратифицировал спустя два года, в 1977 г. Ее основная задача - охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. Водно-болотные угодья - естественные хранители биоразнообразия. В нашей стране на территории субъектов Российской Федераций под охрану взяты более 40 таких угодий, представляющих наибольшую рекреационную, экономическую и культурную ценность.

2 февраля – День сурка (США)

    Праздник стал официальным в 1886 г. Этот день, уставшие от зимы амери-канцы, ждут с нетерпением. С давних пор считалось, что если погода 2 февраля ясная и солнечная, то зима затянется и не миновать ещѐ лютых морозов. В XVIII в. немецкие поселенцы, обосновавшиеся в небольшом городке Панксутони на западе Пенсильвании, привезли с собой в Америку новую традицию: о погоде спрашивать сурка.

 Сурку дали имя Фил и возвели его в ранг официального национального предсказателя погоды, а его прогнозы в настоящее время транслируются в ново-стях по радио и ТВ. Родину Фила, город Панксутони, провозгласили «всемирной метеостанцией». После появления на экранах фильма «День сурка» популярность праздника резко возросла, и теперь ежегодно 2 февраля «в гости» к сурку съезжаются более 20 тыс. туристов.

19 февраля - День защиты морских млекопитающих

   Девятнадцатого февраля на планете отмечается Всемирный День защиты морских млекопитающих (День Китов). Он считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и других живых существ морей и океанов.

   Отмечается этот день с 1986 года, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел. Он действует и поныне и означает, что по всему миру охота на больших китов, а также торговля китовым мясом запрещена.

   В России День кита отмечается с 2002 г. Кит – прекрасный символ жизни в море, большой, красивый и мощный, но в то же время хрупкий и беззащитный.

Март

1 марта - Всемирный день кошек

    Фелинология, наука о кошках, подчѐркивает, что кошки – это умные живот-ные, и если, в отличие от собак, они не приносят брошенную хозяином палку, то лишь потому, что кошка не считает себя обязанной выполнять приказы человека.

    Специалисты по кошкам отмечают, что кошки столько лет живут вместе с человеком, что чувствуют себя равными ему. Поэтому с ними нужно обращаться уважительно, ни в коем случае не приказывать им, а объяснять и поощрять хоро-шее поведение.

14 марта - Международный день действий против плотин или День действий в защиту Рек, Воды и Жизни

    Отмечается по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США). «За реки, воду и жизнь» - девиз этого дня.

21 марта - Всемирный день Земли и Международный день леса

    Провозглашен Генеральным секретарем ООН в 1971 году, а 1998 года официально признается Российской Федерацией. Этот день приурочен ко дню весеннего равноденствия.

     Основная задача Международного дня леса – повысить осведомленность жителей планеты о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты, воспроизводства и восстановления. В этот день во многих странах мира проводятся разнообразные мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.

22 марта - День Балтийского моря

22 марта - Всемирный день водных ресурсов   (Всемирный день воды).

    Впервые он был объявлен в 1994 г. по предложению Международной ассоциации водопользователей.

 Вода - одна из важнейших составляющих жизни на Земле. Пресная вода занимает особое место среди природных богатств Земли: она незаменима. Уже сегодня запасы пресной воды катастрофически истощаются. По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть населения земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а одна треть - к воде для бытовых нужд.

23 марта - Всемирный день метеорологии

    Это день вступления в силу в 1950г. Конвенции Всемирной Метеорологической организации (ВМО) .В России официальный «старт» системе гидрометеорологического мониторинга был дан 170 лет назад указом императора Николая Первого. Мониторинг загрязнения природной среды - важный раздел метеорологических наблюдений. Статистика, накопленная за последнее десятилетие, показывает, что более 80% всех стихийных бедствий имеет метеорологическое или гидрологическое происхождение.

30 марта – День защиты Земли

    День защиты Земли возник в двадцатом веке, и это не случайно, потому что именно в этом веке ученый человек смог подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300-1000 лет. При осознании такой перспективы возникает неизбежное желание задуматься. Казалось, что Земля – вечная, что человек будет жить на ней всегда, а на самом деле угроза конца вся-кой жизни таится в самом человеке.

Апрель

1 апреля - День птиц  

    Впервые День птиц был проведен в 1924 г. под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. Считается, что этот юннатский весенний праздник в СССР утвердился в 1926 г., а в следующем году его устраивали во всех районах Москвы, где было развешено 1098 искусственных гнездовий. В 1928 г. в Дне птиц по всей стране участвовали 65 тыс. ребят, которые развесили 15 182 скворечника, а почти четверть века спустя - уже более 5 млн школьников в одной только РСФСР.С тех пор подобное мероприятие стало массовым, и его отмечали в первое воскресенье апреля..

     Весной 1998 г. детский журнал "Муравей" предложил возродить День птиц. Этот призыв поддержали Федеральная служба лесного хозяйства и Союз охраны птиц России, а праздник приурочили к 1 апреля.

4 апреля – Всемирный день крыс

    Все настоящие почитатели домашних крыс знают, что эти славные зверьки заслуживают большего признания и восхищения, и что их имидж страдает от че-ловеческого невежества и бессмысленных предрассудков. Всемирный день крысы (World Rat Day) сможет стать днем, когда эти животные вернут себе уважение – путем позитивного промоушена. Или, по крайней мере, это будет особый день, чтобы угостить ваших питомцев чем-нибудь вкусным и поиграть с ними, принося крысам настоящую радость.

15 апреля - День экологических знаний  

    В этот день начинается Всероссийская акция «Дни зашиты от экологиче-ской опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

18-22 апреля - "Марш парков" - Дни заповедников и национальных парков

     Марш парков проводится с 1990 г. на особо охраняемых территориях, в национальных парках и заповедниках. Точное его название «March for parks» («Марш для парков»), поскольку в эти дни люди не только выступают в поддержку особо охраняемых территорий, но и собирают средства для оказания помощи их деятельности.

      Эта акция посвящена заповедникам и национальным паркам, которые сохраняют в нетронутом виде красивейшие ландшафты, тысячи редких растений и животных, памятники культуры. В нашей стране 100 заповедников и 35 национальных парков.

19 апреля - День подснежника

    Праздник отмечается в Англии с 18 апреля 1984 года. Англичане очень любят этот белоснежный цветок, разводят и высаживают на городских клумбах его так же успешно, как, тюльпаны и гиацинты в Голландии.

15 апреля - 5 июня - Общероссийские дни защиты от экологической опасности

    Цель Дней защиты - скоординировать и объединить усилия органов власти всех уровней, государственных природоохранных организаций, хозяйствующих субъектов и профсоюзов, деятелей науки и широкой общественности для реализации основополагающих принципов нашего бытия: «Экология - Безопасность - Жизнь».

22 апреля - Международный день Земли

   Рождение традиции проведения Дня Земли восходит к 1840 году в США, когда Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. В Небраске их взору открылись бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на дрова или строительство домов. Негде было укрыться от солнца и ветра, а иссушенная земля давала скудный урожай.

     Мортон и его жена сразу занялись посадкой деревьев и развернули кампанию по пропаганде озеленения. Мортон, впоследствии редактор первой газеты в Небраске, предложил, чтобы граждане Небраски, тогда еще только что образованного штата, установили день, который будет посвящен озеленению - своеобразный День Дерева.

     Идея встретила всеобщую поддержку. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около миллиона деревьев. В 1882 году Небраска объявила День Дерева официальным праздником, отмечаемым в день рождения Мортона - 22 апреля. Начиная с 1970 года, основная деятельность по празднованию Дня Дерева стала строиться в основном на идее охраны окружающей среды и ознакомлении населения с происходящим истощением природных ресурсов. Праздник получил новое название - День Земли - и стал общенациональным. В России День Земли отмечают с 1990 года.  

24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных

     Эта дата была учреждена Международной ассоциацией против болезненных экспериментов на животных (ИнтерНИЧ) ещѐ в 1979 году. Именно с этого года активисты различных организаций начали активно выступать против проведения опытов над лабораторными животными.

25 апреля – День Нерпѐнка

    «День Нерпѐнка» – детский молодѐжный проект в защиту нерпы и еѐ детѐнышей.

 Цель мероприятия – воспитание бережного отношения к природе Байкала и байкальского нерпѐнка у молодого поколения, воспитание чувства любви и сострадания к живым существам. Создан сайт http://daynerpa.narod.ru/, посвященный «Дню Нерпѐнка» и клуб друзей Нерпенка.

26 апреля - День памяти погибших в радиационных катастрофах

     Стоит в особом ряду памятных дат. Установлен Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации 22 апреля 1993 г. № 4827-1. Отмечается в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, которую можно считать самой крупной катастрофой современности, общенациональным бедствием, затронувшим судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях.

28 апреля - День химической безопасности

Май

3 мая - День Солнца  

    Ежегодный День Солнца организует, начиная с 1994 года европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) (ISES-Europe), чтобы привлечь внимание к возможностям использования возобновляемых источников энергии.

12 мая - День экологического образования  

    Экологическое образование выдвинуто ЮНЕСКО и программой ООН по ООС в разряде основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы

15 мая - Международный День Климата

    Международный день климата празднуется в связи с провозглашением ме-теорологами необходимости защиты климата как ресурса для благосостояния ны-нешних и будущих поколений.

20 мая – День Волги

    Бюро ЮНЕСКО в Москве в 2008 г. Объявили о ежегодном праздновании 20 мая Дня Волги, одной из крупнейших рек земного шара и самой большой в Европе.

22 мая - Международный день биологического разнообразия

    В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) заключена Конвенция о биоразнообразии, обязывающая подписавшие ее страны обеспечить сохранение животного и растительного мира.

     Международный день биоразнообразия отмечается с 1993 года. Основная его цель - лишний раз обратить внимание жителей планеты на необходимость сохранения биологического разнообразия жизни на Земле.

 В Нью-Йоркском зоопарке было устроено специальное символическое кладбище: там установили 200 надгробных камней с названиями животных, исчезнувших с лица земли за последние 400 лет. По прогнозам ученых, к 2050 году исчезнут еще около 20 тыс. растений.

    В 1966 году данные об исчезнувших и исчезающих видах животных были опубликованы под названием «Красная книга». Списочный состав исчезающих видов животных, к сожалению, пополняется. Но есть и повод для оптимизма: в Красной книге есть «зеленые страницы». Туда заносятся виды, спасенные от истребления.

24 мая - Европейский День Парков  

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (День эколога)

    Всемирный день окружающей среды (ВДОС) учрежден на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. С 1973г. ежегодно отмечается 5 июня во всех странах - членах ООН, в том числе и в России (с 1974 г.). ВДОС содействует повышению информированности общества о проблемах окружающей среды и способствует повышению уровня экологических знаний каждого человека.

8 июня - Всемирный день океанов

   Этот день был провозглашен в 1992 году на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Провозглашением этого праздника ООН подчеркнула жизненную важность океанов для планеты, а также необходимость заботы об их состоянии.

15 июня - День создания юннатского движения

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

    Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году (резолюция 49/114). В этом же году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием. Государствам предложено посвятить этот день повышению информированности о необходимости международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием и последствиями засух и о ходе реализации Конвенции по борьбе с опустыниванием.

Август

2 августа – День Оленя

    Празднование Дня оленя давно стало в Ненецком автономном округе доб-рой традицией. Ранее этот праздник не имел определенной даты и отмечался с 1932 г. в первое воскресенье августа. В 2008 г. власти региона приняли закон «О традиционном празднике – День Оленя в Ненецком автономном округе» и официальной датой празднования стало 2 августа, по народному календарю – Ильин день. Объединение языческого славянского и ненецкого праздника символично: эта дата служит знаком единения народов, живущих на одной земле.

     Для коренных жителей тундры олень – это главное священное животное.

6 августа - День действий по запрещению ядерного оружия

     В августе 1945 года Соединенные Штаты провели атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки. Взрывы в этих городах унесли жизни более 200 тысяч японцев. Через десять лет, 6 августа 1955 года, в Хиросиме состоялась первая международная конференция за запрещение атомного и водородного оружия.

16 августа - Международный день бездомных животных

   Этот день вошел в международный календарь согласно предложению международного Общества Прав Животных (ISAR) США.

Четвертое воскресенье августа – День Байкала

    Озеро Байкал содержит 23,6 тыс. км3 пресной воды, что составляет 20% мировых запасов. Это объем сопоставимый с объемом воды в Великих озерах Се-верной Америки (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), вместе взятых. Пло-щадь акватории озера составляет 31,5 тыс. км2, что примерно соответствует пло-щади таких стран, как Бельгия или Дания. Средняя глубина озера – около 730 м, максимальная глубина – 1637 м.

    День Байкала учрежден в 1999 г. в связи с включением Комитетом по Ми-ровому наследию ЮНЕСКО озера Байкал в Список всемирного наследия ЮНЕ-СКО и признанием его примером выдающейся пресноводной экосистемы, самым древним и глубоким озером в мире. День Байкала отмечается с 1999 г. по инициа-тиве общественной организации Байкальская экологическая волна ежегодно в четвертое воскресенье августа.

Сентябрь

Неделя в сентябре – Всемирная акция «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)

   «Очистим планету от мусора» – всемирная акция, которую впервые прове-ли жители Австралии в сентябре 1993 года, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран и теперь каждый год в акции участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Сегодняшнее население Земли – общество СУПЕРпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивает-ся 20 т сырья. Правда, большая его часть – 97% – идет... в отходы. На каждого жителя Земли приходится в среднем около 1 тонны мусора в год.

2-е воскресенье сентября – Всемирный день журавля

    Символом организаций, охраняющих природу, журавль впервые стал в Со-единенных Штатах. Там, спасая исчезающего американского журавля, ученые подкладывали его яйца в гнезда журавлей других популяций, которые отправля-лись на гнездование в безопасные места

 День, когда на гнездование отправился целый выводок спасенных птиц, и стал этим экологическим праздником. Осень – журавлиная пора, птицы стаями в виде клиньев улетают в дальние страны.

15 сентября - День леса

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя

    1985 г. в Вене подписана Конвенция об охране озонового слоя. Ее основной целью стала организация сотрудничества в области исследований, наблюдений и обмена информацией, принятие законодательных и административных мер для контроля и предотвращения деятельности, потенциально угрожающей озоновому слою стратосферы, охрана окружающей среды и здоровья человека. 16 сентября 1987 г. в Канаде был принят Монреальский протокол по веществам, способствующим разрушению озонового слоя, а в 1990 г. Лондонские дополнения к нему.

     Проблема сохранения озонового слоя, защищающего все живое на Земле от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения, относится к числу первостепенных для всех стран мира. Ею заняты ученые, экологи, производственники и нашей страны. Девиз Международного дня охраны озонового слоя: "Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой".

 Сегодня к Венской конвенции присоединилось уже 173 государства.

17 сентября - Международная ночь летучих мышей

3-е воскресенье сентября - День работников леса

22 сентября - Всемирный День без автомобилей

    Впервые этот день отмечался в 1998 году во Франции (по данным большинства информационных источников), когда в ряде городов было прекращено автомобильное движение. В следующие годы эту традицию поддержали другие европейские страны и города, а в последние годы - и некоторые неевропейские страны (например, Канада, США).

     Цель такого мероприятия - обратить внимание на проблемы загрязнения атмосферного воздуха транспортными средствами, понизить уровень концентрации выхлопных газов в городском воздухе, уменьшить шумовую нагрузку, содействовать развитию альтернативных видов передвижения.

 Неделя в сентябре - Всемирная акция "Очистим планету от мусора"

27 сентября - Всемирный день туризма

    Экологический познавательный и научный туризм имеет воспитательное и образовательное значение, способствует международному обмену информацией по природоохранной тематике.

 Последнее воскресенье сентября - Всемирный день моря

 Всемирный День моря отмечается с 1978 г. по решению Х сессии Ассамблеи Межправительственной морской организации (ИМО), состоявшейся в ноябре 1977 г. До 1980 г. отмечался 17 марта. В настоящее время он отмечается в последнюю неделю сентября. Это один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

 Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов.

Октябрь

3-4 октября - Всемирные  дни наблюдения за птицами.

    Международная организация по защите диких птиц (Birdlife international) ежегодно проводит в конце сентября осенние Дни наблюдений птиц, целью которых является привлечение внимания общественности к проблемам защиты пернатых и их мест обитания. Координатором этого мероприятия, в котором могут принимать участие все желающие, в нашей стране является Союз охраны птиц России.

4 октября - Всемирный день защиты животных

    Историческим поводом для этого знаменательного праздника служит дата, уходящая своими корнями в отдаленное прошлое - День святого Франциска, Известного, в том числе, и в качестве покровителя всех животных. Он путешествовал по свету и помогал всем страждущим и гонимым, особенно животным. День его смерти - 4 октября 1226 г.- сегодня отмечают как День защиты животных о всем мире. Премия имени святого Франциска присуждается за выдающиеся заслуги в области защиты природы. Решение о праздновании Всемирного дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось Российское общество покровительства животным, которое курировали супруги российских императоров.

6 октября - Всемирный день охраны мест обитания

    День охраны мест обитания отмечают шестого октября во всем мире. Этот праздник был утвержден в 1979 году в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Человек своей деятельностью уже давно влияет на природу, изменяя ее. С каждым годом в мире все больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, пастбищ, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства.

     За 19 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих, в основном крупных, и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид очень тяжелая и невосполнимая потеря. Человек научился очень многому: вырвался в космос, долетел до Луны, но он не сможет вновь создать тура или стеллерову корову. Все, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

     Международный день защиты от стихийных бедствий

 Отмечается во вторую среду октября по решению Генеральной Ассамблеи ООН. По сообщению сайта памятных календарных дней, появление в российском календаре этой даты связано с присоединением России в 1993 году к деятельности в рамках Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ). В 1987 году Организация Объединенных Наций, признав землетрясения, циклоны, ураганы, тайфуны, торнадо, цунами, наводнения, оползни, извержения вулканов, проливные дожди, грозы и лесные пожары основными угрозами человечеству, решила провести международное десятилетие по снижению ущерба от них. И РФ в лице МЧС стала принимать активное участие в проекте, особенно созданное в составе министерства Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

14 октября - День российских заповедников

31 октября - Международный день Черного моря

Ноябрь

6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов  

29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы

    В этот день в 1948 году был основан МСОП- Всемирный Союз Охраны Природы, который является крупнейшей международной некоммерческой природоохранной организацией. Союз объединяет в уникальное мировое партнерство 82 государства (в том числе Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов), 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 ученых и экспертов из 181 страны мира.

Декабрь

3 декабря - Международный день борьбы против пестицидов

    Именно в этот день в 1984 году на пестицидном заводе в Бхопале (Индия) произошла экологическая катастрофа. Чтобы привлечь внимание к решению проблем, которые возникают в результате производства и использования опасных химикатов, Латиноамериканская сеть активистов против пестицидов объявила 3 декабря Днем борьбы с пестицидным загрязнением, который в скором времени стал международным.

5 декабря - День озера Байкал

Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

8 декабря - Всемирный день защиты климата

11 декабря - Международный День Гор

11 декабря отмечается «Международный день гор», установленный по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 году.

   В соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи отмечена особая актуальность действий, направленных на устойчивое развитие горных регионов.

    Горы занимают около одной четвертой поверхности планеты и являются домом почти 10 процентов населения.  Это - заповедник для многих уникальных видов растений и животных, источник воды всех основных рек земли.

    В России горы и возвышенности располагаются в 43 субъектах федерации и покрывают более половины территории страны.

Использован материал сайта «Твой след на земле»  г.Псков



Предварительный просмотр:

Подбор практического материала по теме:

«ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ»

Этюды, сюжетные игры.

Этюды, игры – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); обыгрывание экологических сюжетных рассказов, сказок, передачу эмоционального состояния изображаемого персонажа.

Цель: Формирование у детей актерского мастерства, совершенствование имитационных движений; передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний.

Развитие пластики, чувства ритма, пантомимики.

Луна

Воспитатель: Каждую ночь на небе появляется луна, чтобы освещать всю Землю. Но пока она спит. Но день подходит к концу, солнышко отправляется отдыхать и по пути постучало к луне, чтобы она просыпалась. А она сладко спит.

Услышала Луна, что в дверь постучали. Открыла свои глаза - на улице еще день. Не хочется вставать. Луна зевнула и снова крепко закрыла свои глазки. Но время не ждет. Надо охранять да освещать землю. Луна потянулась и встала с кровати. Умыла глазки, ротик, щечки. Щечки ярко засияли. Луна расправила свое платьице и вышла на небо. Вдохнула свежий воздух и улыбнулась. Пришло ее время освещать землю.

Яблонька

Воспитатель: Наконец после долгой, холодной зимы наступила весна.

Яблоньки расправили свои нежные листочки, протянули свои веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись яблоньки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил яблонькам поиграть. Удивились они, но согласились.

Закачали яблоньки своими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек - пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились яблоньки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли яблоньки до последней нитки. Повисли ветки, как плети.

Испугался ветер, что яблоньки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Облако

Воспитатель: Плыло по голубому небу радостное белое облачко. Оно было маленькое - маленькое. Росло, оно росло и превратилось в большую черную тучу. Стало ей тяжело плыть по небу.

Решил ветер помочь туче похудеть, а для этого тучу надо огорчить, сильно-сильно подуть, чтобы туча заплакала. Вот и дунул ветер очень сильно. Туча обиделась и заплакала, ее слезы - дождинки застучали громко по мостовой, по крышам домов кап-кап, кап-кап.

Похудела туча, заулыбалась, стало ей легко двигаться. И поплыла она по небу гордым белым облачком.

Лисята

Воспитатель: Представьте, что вы в лесу.

Я мама - лиса, а вы - мои маленькие лисята. Вы спите, свернувшись в клубочек, спрятав носики под пушистые, рыжие хвосты. Вдруг из-за высоких верхушек деревьев показался теплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывшую лепестки ромашки, потом вниз, на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая во всю уже распевала песенку в небе... Вы вынули свои носики из под хвостиков и стали принюхиваться и фыркать.

Потом развернулись и потянулись. Умылись росой, попили из маленького ручейка. Какая прохладная, чистая вода! Лисята даже облизнулись.

Посмотрелись в лужицу. Увидели, что шерстка спуталась и расчесались. А вот и мама - лиса с вкусным завтраком. Лисята обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли ее. Как мы любим тебя мама.

«Я — кленовый листочек»

Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас кленовый листочек. (открывают глаза). Он висел на ветке, но вдруг подул сильный ветер, листочек оторвался от ветки, и ветер его понес далеко-далеко.

Мы листики осенние

На деревьях висели,

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Имитация движений листочка — по желанию детей).

Листочки плавно и бесшумно падали на землю, Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин ….. Листочки разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами солнечного света (произвольные движения).

Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать вместе с другими листьями. И ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место. (приседают на корточки, садятся калачиком).

Во время игры звучит специально подобранная плавная мелодия.

«Подснежник».

Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей. Мы — корни растения — подснежники. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Прорезываются сквозь землю нежные листочки подснежника.

Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих, растение снова ожило, радуя окружающих. Наступил вечер, бутоны закрываются, готовятся к ночному отдыху.

(Можно использовать музыку П.И.Чайковского «Подснежник»).Можно любую другую подходящую музыку.

«Бабочка»

Вспомнить с детьми какие они знают бабочек, какие они красивые и.т.д.(показать рисунок)

Ребята, сегодня к нам прилетела бабочка, чтобы пригласить нас в чудесную страну цветов.

Вы хотите там очутиться? Но, чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «раз, два, три, - в страну цветов лети!». (Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза в левую, 3 раза хлопнуть в ладошки и открыть глаза).

Вы готовы? Тогда отправляемся.

Звучит музыка.

Вот мы в стране цветов, и стали все бабочками. Расправили бабочки все крылья. Ах, какие мы все красивые. Бабочки любуются собой, любуются друг другом. Разглаживают лапками свои крылья, умываются утренней росой. Ой, какая холодная! Моют глазки и вытирают усики. Сколько здесь цветов вокруг (цветы вырезаны из бумаги, лежат на полу).

Какой приятный цветочный аромат. Глубоко вдохнули этот аромат, развели крылья и легко вспорхнули. Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхают бабочки. Садимся на цветы. Пьем нектар. Ах, какой он сладкий, приятный. Наелись, напились, как хорошо, тепло, греет солнышко! Погреемся на солнышке, поставим правый бочок, левый, крылышки, спинку. Но вот солнышко спряталось за большую черную тучу. Какой сильный ливень начался. Скорее разлетайтесь, прячьтесь от дождя. Холодно, бабочки жмутся друг к другу. Крылышками трепещут на ветру. Скорее бы солнышко выглянуло. А вот и оно! Как сразу стало тепло и светло! Вылетели бабочки и сразу стали летать, прохладной дождевой водой умываться. А теперь и нам пора домой возвращаться!

Ветерок весенний разметал по небу

Стайку белоснежных, легких облаков.

Пробежал по кронам вековых деревьев,

Растревожил ветки да и был таков.

Заглянул в берлогу, разбудил медведя:

 -Вылезай Топтыгин, кончилась зима!

Поброди по лесу, он такой красивый.

Нежный и прозрачный, как сама весна.

Цветут ромашки на лугу.

Жужжат шмели и пчелы,

Навстречу солнцу я бегу

Счастливый и веселый.

В высоком небе облака

Играют с ветром в прятки,

Нарву травы охапку я

Для маленькой лошадки.

Весь засыпан снегом

Яблоневый сад,

А на каждой ветке

Яблоки висят.

Красные, круглые.

Румяные – смотри!

Это же не яблоки!

Это – снегири!

Кошкины повадки.

Цель: Знакомить с повадками, особенностями животного. Координировать движения с текстом. Выразительно, в соответствии с характером песенки выполнять подражательные движения.

Мелодия р.н. песни «Из под дуба, из под вяза».

Вам покажем мы немножко (идут на носочках)

Как ступает мягко кошка,

Еле слышно -топ-топ-топ,

Хвостик книзу -оп-оп-оп.

Но подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой, (прыгают как можно выше)

Ввысь бросается отважно,

Скок да скок, ещё подскок.

То вперёд, а то отскок.

А потом мяукнет: мяу,

Я в свой домик убегаю! (бегут на места).

Киска ниточки мотала (вращаем руками)

И клубочки продавала, (вытянуть ладони вперёд)

Сколько стоит?

Три рубля! Покупайте у меня!

Вот котятки мыли лапки - вот так! вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки - вот так, вот так.

А потом они устали - вот так, вот так.

Сладко - сладко засыпали - вот так, вот так.

Как под дубом, как под вязом

Притаился кот – проказник.

Люли-люли, люли, ай! -2 раза

Стали детки выходить,

Стали котика будить.

Люли – люли – люли - ай

Котик, деток догоняй! (Кот догоняет)

Котя – котенька, коток,

Уходи под свой дубок.

Люли-люли-люли – ай. (На слово ай - закрывают глазки руками) -

Песня-инсценировка «Бабушкин двор».

Цель: закреплять знания детей о жизни и повадках домашних животных, учить выразительности движений.

Лады, лады, ладушки,

Приехали мы к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке - Забавушке,

Ехали \3 раза\ ребятушки,

Милые \3 раза\ внучатушки.

(Дети идут по кругу стайкой).

У меня есть петушок,

Ярко-красный гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

Красная \3 раза\ бородка,

Важная \3 раза\ походка.

(Дети идут, высоко поднимая ноги. Корпус держат прямо, голова поднята. Руки отведены назад. Во время движения дети активно "машут крыльями", поднимая и опуская руки).

Есть козленок озорной,

Вот затряс он бородой.

Деток он пугает,

Рожками бодает.

Деток он \3 раза\ пугает,

Рожками \3раза\ бодает.

(Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки).

Есть и кошка Мурка,

Славная кошурка.

(Дети идут мягким "пружинным" шагом).

Ходит вслед за бабкой,

Моет морду лапкой.

Ходит \5 раз\ вслед за бабкой,

Моет \5 раз\ морду лапкой.

(Дети показывают жестами, как умывается кошка).

Цок, цок, цок, цок,

Есть лошадка — серый бок.

Вихрем скачет по двору,

Приглашает всех в игру!

Вихрем скачет \3 раза\ по двору,

Приглашает \3 раза\ всех в игру!

(Дети сгибают в локтях руки с "уздечкой", то, прижимая их к груди, то, вытягивая перед собой).

Лады, лады, ладушки, вот сколько всех у бабушки!

Пальчиковая игра.

Осень дарит всем подарки.

Не забудет ни о ком.

Двум зайчишкам по морковке,

Белке – теплый новый дом.

Медвежонку – бочку меда.

Мышке – колосок с зерном.

Сена стог – корове Глашке.

Кошке – миску с молоком.

Погодный массаж.

Ласковое солнышко (Рисуем пальцами на спинах друг друга солнышко с лучиками.)

Землю оглядело,

Тёплыми лучами

Всю её согрело.

Из лесов далёких

Ветерок летит,

Из малышки- тучки (Пальчиками на спине имитируем стук дождя).

Дождик моросит.

Небо потемнело.

Тучка подросла,

Из широкой лейки

Землю полила. (Изображаем частый сильный дождь).

Ах, какой хороший

Выдался денёк!

Вот журчит весёлый,

Чистый ручеёк. (По спинке "струится" ручеёк).

Снова светит солнце (Прикладываем к спинке раскрытые ладошки).

Спинку греет нам,

Ласково смеётся

Людям и цветам.

Массаж-игра "Ёжик" .

Дети становятся по кругу друг за другом и выполняют все движения на своём соседе спереди. Получается, что все массажируют друг друга.

Ёжик в бане вымыл ушки,

шейку,

кожицу на брюшке,

и сказал еноту ёж:

"Ты мне спинку не потрёшь?" (Кулачками трут спинку).

Массаж «Хрюшечки».

Текст, слова песни Александр Пинегин.

Дети стоят парами. Ребенок, стоящий позади, делает массаж спины ребенку, стоящему впереди.

Тёрли свинки

 Друг другу спинки

 Мыли хвостики-крючки,

 Отмывали пятачки! (Легкое похлопывание ладошками)

 Парились веничком, (Волнообразные поглаживание вдоль спины)

 Парились берёзовым,

 Вылетали из парной

 Облачком розовым, (Вращение плеч)

 Розовые облачка -   (Дети меняются местами. Движения повторяются сначала).

 Три румяных пятачка.

 А как облились из ушат,

 Так уж больше не спешат:

 Расселись в сенцах,

 В махровых полотенцах,

 После пылу-жара

 Возле самовара,

 Дуют на блюдца -

 Друг дружкой любуются:

 Уж такие душечки

 После баньки хрюшечки!

Игра  «Веночек» 

Цель: знакомство с названиями и свойствами полевых цветов. Развитие внимания, наблюдательности. Закрепление цвета.

Все дети – цветочки, сидят на ковре по кругу. Ребенок, цвет одежды которого соответствует цвету, названному ведущим, встает к ведущему  образуя круг.,

Я плету, я плету, я плету веночек,

Желтый одуванчик, иди скорей ко мне…

Я плету, я плету, я плету веночек,

Белая ромашка, иди скорей ко мне…

Я плету, я плету, я плету веночек,

Синий василечек, иди скорей ко мне…

И т.д.

Игра «Мишкины шишки».

Музыка народная.

1 Мишка по лесу гуляет,

Мишка шишки собирает.

Много шишек он собрал,

Сел под елку, задремал.

2 А ребятки прибежали,

Быстро шишки разобрали.

А потом за кустик сели

И на мишеньку смотрели.

3 Мишка ходит, мишка бродит,

Мишка шишек не находит,

Он опять под елку сел

И тихонько захрапел.

4 Тут ребятки прибежали,

Шишки мишеньке собрали.

-Мишка, мишенька, вставай,

Свои шишки получай.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»

Сценарий интегрированного занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему 

«Живет повсюду доброта».

Подготовили:

Банщикова Ольга Александровна,

 музыкальный руководитель

ЗАТО Северск

Томская область

2019год

Цель: Экологическое воспитание дошкольников. Развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • воспитание гуманной, социально активной, творческой личности;
  • способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;
  • умение понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;
  • формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
  • рассмотрение связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях;
  • развивать коммуникативные навыки, способствовать эмоциональному сближению детей;
  • гармонизировать взаимоотношения ребенка и взрослого;
  • способствовать обогащению словаря: перегрузка, невесомость;
  • развивать навыки выбора подходящих форм, реакций и действий, адаптивного и неадаптивного поведения детей;
  • формировать умение «читать» эмоциональное состояние по мимике;
  • упражнять детей в решении задач с использованием элементов мнемотехники;
  • формировать понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрение;
  • побуждать детей открыто выражать свои чувства с помощью эмоций;
  • дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки, научить различать и сравнивать их;
  • воспитывать в детях умение чувствовать состояние других, сопереживать;
  • поддерживать в детях интерес к русской народной культуре, ее традициям, воспитывать чувство патриотизма;

Адресат: педагоги ДОУ.

Предшествующая работа:

  • знакомство с мнемотехникой (карта, пиктограммы);
  • дидактическая игра «Азбука настроений» на выражение различных эмоций;
  • разучивание песен, танцев, стихов;
  • беседа на тему «Космос»;
  • дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • сюжетно- ролевая игра « Космонавты ».

Методическое обеспечение:

  1. Аудиомагнитофон; фонограммы: «Если добрый ты..» М. Пляцковского, «Облака» В.Шаинского, русские народные мелодии «Со вьюном я хожу», «Веселый перепляс» в исполнении оркестра народных инструментов, « Звуки леса».
  2. Карта  в стиле мнемотехники (см. в приложении).
  3. Изображения планет (см. в приложении).
  4. Плоскостные цветы из бумаги с липким слоем.
  5. Костюм Космической Злодейки.
  6. Модули для постройки космического корабля.
  7. Лейка, мяч.
  8. Атрибуты для оформления лесной поляны.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем заходят в зал, который оформлен как цветущая лесная полянка.

Ребенок: Живет повсюду красота,

Живет в закатах и рассветах,

В лугах, туманами одетых,

В звезде, манящей как мечта.

Ребенок: Живет повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея.

И всех нас делает добрее

Она, наверно, неспроста.

                               М. Пляцковский.

Песня «Если добрый ты».

Музыка М. Пляцковского, слова Б.Савельева.

Ведущая: Пусть будут счастливы все дети

На этой солнечной планете,

Не будет злости, драк и ссор,

                  Поглотит их большой костер.

Этюд «Костер» (коррекция негативного поведения).

Ведущий предлагает детям «собрать» все отрицательные эмоции (злость, зависть, грусть, уныние, страх) и бросить в воображаемый костер.

Игра «Сплетем венок».

Мы все хорошее возьмем,

В один букетик соберем:

Веселье, радость, доброту,

Сочувствие и теплоту.

Сплетем венок из тех цветов

И мир прекрасных чувств готов.

Берет зеленый ободок и разноцветные плоскостные цветы из бумаги с липким слоем.

Ведущая: Ребята, давайте наделим эти цветы только хорошими и светлым чувствами и поступками, и вплетем их в этот венок. Чем больше слов назовете, тем ярче и красивее он станет.

По мере того, как дети произносят слова, означающие положительные чувства и эмоции человека, ведущая приклеивает цветы к основанию. Затем рассматривают получившийся венок.

Ведущая: Пусть он оберегает нас от злых мыслей и плохих поступков.

А мы  в круг пойдем,

Хоровод заведем.

Хороводная игра с венком «Со вьюном я хожу»

под русскую народную мелодию. См. приложение №1.

По окончании игры венок вешают на деревце.

В зал забегает Космическая Злодейка, извивается под резкую музыку, падает.

Космическая Злодейка: Ох, устала злые дела творить. Все творю пакости, творю. На своей то планете уже натворила, вот к вам явилась (чихает). Пока летела на своем Метлолете, простыла немного. Земляне, вы меня не знаете? Я – Космическая Злодейка Крысуля с планеты Зловрединус (обращает внимание на венок) Какой венок! (Нюхает) Фу! Да от него так и веет добром и лаской, не потерплю нежностей! Отвезу на свою планету и спрячу подальше. (Хватает венок и убегает, роняя карту с изображением планет).

 Ведущая с детьми рассматривают карту (см. приложение№2), и она предлагает детям отправиться вслед за космической злодейкой на поиски венка.

Ведущая: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космос? (ответы детей) Принимают решение полететь на ракете, строят ее из модулей.

Ведущая: Нам, как всем космонавтам, перед полетом нужно пройти серьезную физическую подготовку.

Физическая разминка «Тренировка перед полетом ».

Построение             –             Чтобы в космос отправляться,

Предлагаю вам размяться.

(Дети образуют круг)

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Повернулись в круг лицом,

Упражнения начнем.

Упражнение на дыхание  –  Раз, два – все вдыхаем,

Три, четыре – выдыхаем.

Носом вдох, а выдох ртом.

Шаг на месте мы начнем.

Ходьба              –                   Упражненье начиная,

все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше,

их опустим, глубже дышим!

Упражнение для рук     –     Любим все мы упражненье:

Руки к плечам, круговые вращенья.

Раз – вперед, два – назад,

Физкультуре каждый рад.

Наклоны              –                 Гибкость всем нужна на свете

Наклоняться любят дети.

Раз – и вправо, два – и влево,

Пусть окрепнет наше тело.

Руки к бёдрам, ноги врозь –

Так давно уж повелось!

Три наклона делай вниз,

На четыре выпрямись!

Прыжки                –               В заключенье, в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.

Один, два, три, четыре –

Нет детей сильнее в мире.

Ведущая: Внимание! Даю предстартовые команды:

Ведущая

Дети

Движения детей

Приготовиться к старту!

Включить контакт!

Завести мотор!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Есть приготовиться к старту!

Есть контакт!

Есть завести мотор!

Занимают места

Берутся за руки

Круговые движения руками

Этюд «Перегрузка – невесомость»

(развитие саморегуляции).

Ведущая (под напряженную музыку): Корабль разгоняется, набирает скорость, начинается перегрузка. Ваше тело вдавливается в кресло, вы чувствуете тяжесть, напряжение, невозможно пошевелиться. И вот мы выходим в отрытый космос и попадаем в невесомость.(Музыка меняется на плавную, дети расслабляются) Руки и ноги плавно медленно двигаются, тело становится легким, как будто парит.

Ведущая: К нам приближается первая планета - Хвастинус (показывает изображение планеты, см. приложение №3).

Ребята, опишите эту планету. Какая она? (Высокомерная, надменная, заносчивая). Хорошо быть такой? (Ответы детей) Верно, хвастаться, т.е. хвалить только себя – нехорошо, нужно видеть хорошее в окружающих людях и  уметь им об этом сказать.

Игра «Доброе слово».

I вариант (на сплочение).

Дети стоят в кругу. Каждый ребенок, передавая мяч своему соседу,  говорит о нем что-то хорошее.

II вариант (работа с отверженными детьми).

Ведущая выбирает соответствующих детей и предлагает сказать остальным ребятам о них что- то хорошее.

Во время игры изображение планеты меняется. См. приложение №4.

По окончании игры ведущая обращает внимание на то, что планета изменилась в лучшую сторону: стала скромная, симпатичная.

Коммуникативный танец «Здравствуй». 

М. Картушина. См. приложение №5.

Ведущая: Ребята, к сожалению, нашего веночка здесь нет, но посмотрите, к нам приближается вторая планета, судя по карте, она называется Грустиус. (Показывает изображение планеты, см. приложение №6). Опишите эту планету. Какая она? (Печальная, грустная, невеселая). Что же нам делать? (Развеселить ее, спеть для нее веселую песню).

Логоритмическое упражнение «Веселые мартышки».

Дети выполняют движения по тексту, весело, эмоционально реагируют на

содержание.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.                          Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,                          Шире рот откроем,

Гримасы всем состроим.

Как скажу я цифру три-

Все с гримасами замри.

Ведущая: Приглашаю я всех вас

                 На веселый перепляс.

Хоровод «Веселый перепляс» (см. приложение №7).

Музыка народная, слова О. Банщиковой.

Во время песни изображение планеты меняется. (См. приложение №8).

По окончании песни ведущая обращает внимание на то, что планета изменилась в лучшую сторону: стала веселая, радостная.

Ведущая: И здесь нет нашего веночка. Осталась последняя планета – Зловрединус. А вот и она. (Показывает изображение планеты, см. приложение №9).

Вам нравится планета эта?

Здесь нет цветов и мало света,

Не слышно птичьих голосов,

Закрыто счастье на засов.

Но мы не будем унывать –

Планету нужно оживлять.

Появляется Космическая Злодейка Крысуля.

Крысуля: Вы явились, погляжу.

Только вот, что я скажу.

Убирайтесь быстро вон.

Это мой зловредный дом!

Ведущая:  Не может быть зловредным дом.

Ведь мрак и холод правят в нем.

Злость здесь хозяйкой неспроста.

Спасет планету доброта.

Крысуля:  Доброта?

Это что за фрукт такой?

Видно шутите со мной?

Сколько лет я здесь живу,

Не встречала доброту.

Ведущая: А мы тебя с ней познакомим.

Ребенок:   Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда.

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда-

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Ведущая: Ребята, давайте возьмем Крысулю в наш круг и пропустим через нее наши положительные заряды. Дети встают в хоровод вместе с Крысулей.

Психогимнастика.

Дружно за руки берись,

Друг за другом повернись,

Будем веселиться,

Прыгать и кружиться.                Хлопают, прыгают, кружатся на месте.

Много радостных людей.

Добрых, верных нам друзей.        Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять                Загибают пальцы рук.

Всех никак не сосчитать.

Хмуриться не будем,                 Последовательно выполняют мимические и

Про печаль забудем,                 артикуляционные упражнения «Хмурое лицо»,

Станем улыбаться,                         «Печальное лицо», «Улыбка», «Заборчик».

Весело смеяться.                

Улетели все печали,                

Лица радостными стали!                 Ходят по кругу.

Песня о Родине.

По выбору музыкального руководителя.

Крысуля: Вам хорошо добрыми и веселыми быть - вас много, все такие разные и интересные, и ваша родная планета полна чудес - ручейки, ромашки, птички. А на моей планете, кроме вашего венка, ничего живого нет.

Дети одевают ей венок, называют «Красотулей» и дарят лейку, с помощью которой она вырастит прекрасные цветы, и планета превратится в цветущий луг. (Красотуля благодарит детей, обещает стать доброй).

Ведущая обращает внимание на то, что планета изменилась в лучшую сторону: стала доброй, приветливой. См. приложение №10.

Дети предлагают ей в будущем навестить их и оставляют ей космический корабль.

Ведущая: А нам пора возвращаться на нашу планету.  Только на чем мы туда отправимся?  (Ответы детей). Отправимся назад на облаках.

Релаксационное упражнение «Облака»

Ложитесь на них. (Дети ложатся на ковер). Облака белые, пушистые и теплые, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Ваше тело невесомое и воздушное, как облако. Лучик солнца пригрел вас, как будто прикрыл теплым одеялом. Все мышцы расслаблены, хорошо, тепло, качаемся на пушистых облаках. (Звучит песня В. Шаинского «Облака»).

Ведущая: Вот мы и вернулись домой. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей, обсуждение занятия)


Использованная литература:

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2006.
  3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду», Москва. 2007
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе», Санкт-Петербург. 2006

Приложение

Игра «Со вьюном я хожу».

Русская народная песня.

Дети стоят по кругу. Ведущий-ребенок, держа венок перед собой, ходит в кругу.

Со вьюном я хожу,

Со зеленым я хожу.

Я не знаю, куда вьюн положить.

Я не знаю, куда вьюн положить.

Ведущий обходит детей и на последние слова останавливается перед одним ребенком, кланяется ему, и этот ребенок идет за ним.

Положу я вьюн,

Положу я вьюн,

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

Ведущий снова кланяется одному из детей, и тот идет за ним.

А со правого,

А со правого,

А со правого на лево положу.

Кладут венок в центр, танцуют, останавливаются, кланяются. Побеждает ребенок, который с  окончанием музыки первый возьмет и оденет себе на голову венок.


Приложение

Коммуникативный танец «Здравствуй».

М. Картушина.

Дети двигаются в двух концентрических кругах.

1. Весело шагают                                 маршируют в противоположные стороны

Ножки по дорожке,

Приведут к дружочку

Маленькие ножки.

Припев: Здравствуй, здравствуй,         поворачиваются друг к другу, образуя пары,

Друг хороший мой                         пожимают правую руку

На носочках покружимся с тобой.        Движения по тексту

Крепко-крепко обнимемся сейчас.

И в дорогу отправимся тот час.

2. Мы галопом скачем                                 двигаются прямым галопом по кругу

Прямо по дорожке.        

Приведут к дружочку

Маленькие ножки.                                Останавливаются, образуя новую пару

Припев: тот же.

3. Побежали быстро                                 легкий бег на носочках

   Ножки по дорожке,

Приведут к дружочку

Маленькие ножки.

Припев: тот же

Приложение

Танец «Веселый перепляс».

под русскую народную музыку «Ах ты, береза».

Текст и движения: музыкальный руководитель О.А. Банщикова.

Дети становятся парами и двигаются по кругу. Можно привлекать родителей.

1. Весело, весело

Солнечной порою.

На веселый перепляс

Выйдем мы с тобою.

Припев: Потанцуй-ка с нами,                поворачиваются друг к другу

               Постучи ногами,                        и притопывают ногами.

               Праздник будет веселей,                пары кружатся «лодочкой»

               Покружись скорей.                

2. Как наши девочки                                девочки выходят в центр круга, и идут 

Весело шагают,                                друг за другом

Ручками машут,                                машут правой рукой

На танец приглашают.                        Возвращаются к своей паре

Припев тот же.

3. Как наши мальчики                         повторяются движения 2 куплета,

   Весело шагают,                                только в круг выходят мальчики.

   Ручками машут,

   На танец приглашают.

Припев тот же.

Если в танце участвуют родители, так же можно исполнить про мам, про пап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТКонсультация для музыкальных руководителей и родителей Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятел...

Экология в музыке с самых ранних лет

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей  к вопросу экологии, пробужд...

«ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ» Консультация для педагогов и родителей

Данный материал можно использовать музыкальному руководителю  в работе с родителями...

Консультация для воспитателей "Экология в музыке с ранних лет"

Информация о том, как музыка помогает формировать у детей дошкольного возраста экологические знания, формировать в ребёнке чувства в духе гуманизма....

Экология в музыке с ранних лет

Консультация по теме "Экология в музыке с ранних лет"...

Экология в музыке с ранних лет

Музыка- это неотьемлемая составляющая в экологическом воспитании детей,которая помогает детям закреплять знания ,полученные в других видах деятельности....