«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал на тему

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и уровня активности.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Компоненты речевой развивающей среды

1. Речь педагога.

2. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.

3. Развивающая предметно - пространственная среда.  

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

1. Младшая группа: 

- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);

- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

- Организация речевой развивающей среды с целью развития активной, инициативной речи детей

- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

2. Средняя группа

- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

- Пополнение речевой развивающей среды наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.

- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

3. Старшая и подготовительная к школе группы:

-  Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

- Организация деятельности в речевой развивающей среды (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

Речевая предметно-пространственная развивающая среда

* Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

* Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

 * Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Реализация Программы по ФГОС ДО включают требования

 - к психолого-педагогическим,

 - кадровым,

- материально-техническим,

- финансовым условиям,

- к развивающей предметно-пространственной среде.  

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда

должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной безопасной.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

 Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.

 Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...

Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...

«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами....

Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников

Организация развивающей среды по подготовке к обучению грамоте дошкольников в старшем дошкольном возрасте...

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО...

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС...