Коррекционно - развивающая программа по подготовке детей к обучению грамоте "Букваренок"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
В ГКУСО «Ипатовский СЦРН «Причал» обращается большое количество клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, дети которых не имеют возможности посещать детские сады и своевременно подготовить ребенка к школе. Так же программы детского сада не предусматривает знакомство детей с буквами, обучение чтению и навыку печатания. Поэтому мною было принято решение организовать работу по подготовке обучению грамоте.
Рабочая программа разработана с использованием Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. и авторских технологий Т.А. Ткаченко, Н.С Жуковой.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ипатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал»
ПРИНЯТО: Решением МППК ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» От «___» _________ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ________________ Директор ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Г.В.Годило «___» _________ 2024 г.
|
Рабочая коррекционно – развивающая программа
по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «Букваренок»
Возраст детей: 6 – 8 лет.
Срок реализации: бессрочная.
Педагог, реализующий программу:
Левченко Г.А. педагог - дефектолог
отделения социальной реабилитации
ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
г. Ипатово 2024 г.
Пояснительная записка
Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
В ГКУСО «Ипатовский СЦРН «Причал» обращается большое количество клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, дети которых не имеют возможности посещать детские сады и своевременно подготовить ребенка к школе. Так же программы детского сада не предусматривает знакомство детей с буквами, обучение чтению и навыку печатания. Поэтому мною было принято решение организовать работу по подготовке обучению грамоте. Такая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка.
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа разработана с использованием Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. и авторских технологий Т.А. Ткаченко, Н.С Жуковой.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.
- Уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 1 год обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап
- основной этап
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
Планирование работы
количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
2 | 8 | 30 мин |
Предполагаемые результаты:
К концу обучения дети умеют ориентироваться на листе бумаги. Читают и печатают слова, предложения, небольшие тексты; у дошкольников значительно обогащается словарный запас; дети правильно строят предложения и согласовывают в нем слова. Дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Примерное календарно - тематическое планирование занятий по обучению грамоте (подготовительный этап; основной этап)
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Москва, 2014
Ткаченко Т.А. Программа "Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет" Москва, 2008
Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков». Логопедическая тетрадь. Москва, 2007
Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Москва, 2000г.
Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г
Морозова И.А., Пушкарева М.А, Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 136 с.
Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, 2007
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008. – 96 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе
Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...
Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...
Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению
Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника. Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим оп...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...
