Познавательно-воспитательное тематическое занятие «Путешествие в прошлое» ( подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шестакова Юлия Феликсовна

Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического воспитания детей, педагоги музыкального отдела ведут большую работу не только через изучение соответствующего репертуара, но и через проведение познавательно – воспитательных занятий. 
Занятие познавательно-воспитательного характера «Путешествие в прошлое», было проведено ко дню празднования 66-ой годовщины со дня снятия блокады Ленинграда, в нём участвовали дети 1 года обучения, обучающиеся по образовательной программе «Музыкальная литература» и воспитанники  объединения «Звонкие струны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_zanyatie.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-воспитательное  тематическое занятие «Путешествие в прошлое» ( подготовительная группа)

Пояснительная записка

Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического воспитания детей, педагоги музыкального отдела ведут большую работу не только через изучение соответствующего репертуара, но и через проведение познавательно – воспитательных занятий. 
Занятие познавательно-воспитательного характера «Путешествие в прошлое», было проведено ко дню празднования 66-ой годовщины со дня снятия блокады Ленинграда, в нём участвовали дети 1 года обучения, обучающиеся по образовательной программе «Музыкальная литература» и воспитанники  объединения «Звонкие струны».

Цель: создание условий для формирования нравственности воспитанников, гражданской ответственности и уважительного отношения к историческому прошлому.

Задачи занятия:

  • Обучающие:
  • дать детям знания об исторических событиях блокадного Ленинграда.
  • Развивающие:
  • содействовать самореализации и процессам саморазвития детей;
  • содействовать развитию гражданских качеств личности, патриотизма, национального самосознания;
  • Воспитывающие:
  • воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость детей, способность к сопереживанию, чувство ответственности за выполнение коллективного дела.
  • создать условия для проявления творческой активности воспитанников, атмосферы сотворчества при подготовке к занятию.

Методы, используемые на занятии:

  • Эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений.
  • Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, создание эмоционально-нравственных ситуаций, анализ жизненных ситуаций.
  • Словесные методы: рассказ, прослушивание.
  • Наглядные методы: использование наглядных материалов (фотографии, плакаты, электронная презентация); использование аудио- и видеоматериалов (художественные фильмы, записи музыкальных произведений).
  • Практические методы: включение детей в коллективную творческую деятельность.

Музыкальный материал, используемый на занятии:

  • «Адажио», музыка  Альбинони А.
  • «Баллада о Тане Савичевой», слова Е. Дога, музыка В. Гина,
  • «Гимн Великому городу», музыка Р.Глиэра,
  • «Журавли», слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля,
  • «Мы за ценой не постоим», слова Б.Окуджава, музыка И.Шварца,
  • «Последний бой», слова и музыка М. Ножкина,
  • «Темная ночь», музыка Н.Богословского,
  • Фрагмент 7-ой симфонии, музыка  Д. Шостаковича. 

Видеоматериал, используемый на занятии:

  • кадры из фильма «Два бойца»,
  • кадры из фильма «Белорусский вокзал».

Материально-техническое оснащение занятия:

  • учебный кабинет,
  • компьютер,
  • видеопроектор,
  • звуковая система,
  • экран (для демонстрации компьютерной презентации и фрагментов фильма),
  • стенд с фото военных лет и сочинениями на военную тему,
  • книга отзывов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости. Все мы знаем, какие тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев во время Великой Отечественной войны. И будучи жителями Санкт-Петербурга, сегодня, мы не можем обойти важнейшее для нашего города событие – День полного снятия блокады.
Мы предлагаем вам совершить путешествие в прошлое, потому что без прошлого нет будущего. 
Наш рассказ будут сопровождать произведения А. Альбинони «Адажио», Д. Шостаковича 7-ая симфония (фрагмент), Р. Глиэра «Гимн Великому городу». Затем мы с удовольствием предоставим слово нашим гостям

Итак – в путь!
22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Армии захватчиков быстро продвигались по нашей стране, занимая все новые и новые города и села.
8 сентября 1941 года немцы близко подошли к городу, заняли Пушкин. Подошли к Пулковским высотам, окружили город кольцом. Началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей.
Блокада – это когда город находится в окружении и отрезан от большой земли. Все подъезды и подходы к городу заняты врагом. Количество продуктов ограничено, идет постоянный артобстрел. Не было ни одной семьи, которую не затронуло горе.

Педагог: Сейчас в исполнении ансамбля авторской песни «Рондо» вы услышите инструментальную композицию«Темная ночь» Н.Богословского.

Педагог:Жила-была девочка Таня в доме на Васильевском острове. Пришла война, стало голодно и холодно. Во время войны она вела дневник. Его нашли и сейчас есть памятник – это 7 бетонных плит, а на них записи из дневника, записи о том, как умерли один за другим все ее родные. ( На слайдах демонстрируются записи из дневника Тани Савичевой, фоном звучит баллада о Тане Савичевой в исполнении Эдиты Пьехи).

Педагог: Ансамбль авторской песни «Рондо» исполнит для вас песню «Последний бой» слова и музыка М. Ножкина (на экране демонстрируются кадры из фильма «Два бойца»).

Педагог: С самого начала блокады были введены карточки на продукты. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь работающим выдавали по 300 граммов хлеба, всем остальным – по 150. 
20 ноября этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 250 граммов на рабочую карточку, и 125 граммов на все остальные. В Ленинграде начался голод. Эта строчка «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» навсегда останется одним из символов блокады. Для жителей осажденного города это была катастрофа. У большинства из них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего кроме этого кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.
Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди находили в себе силы работать. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи.
Все время, пока шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. Когда радио замолчало, в радиокомитет стали приходить люди с вопросами: «Что нам нужно сделать, чтобы снова включили радио? Без него невыносимо». И тогда перед микрофоном в Доме радио была сделана деревянная подставка – на нее опирались выступавшие по радио поэты и писатели, дикторы.

Педагог: 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-ой симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской».
Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Педагог: К ноябрю 1941 года город уже третий месяц находился в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли. Водные перевозки по Ладоге были прерваны рано из-за начавшегося ледостава. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера.
22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха. Это позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек. Ледовая трасса работала бесперебойно. Жители города называли ее «Дорогой жизни», ведь по ней шло продовольствие, вывозили людей на большую землю. Это была единственная нить, связывающая Ленинград с большой землей. Ледовая дорога работала до последней возможности.
Послушайте в исполнении ансамбля «Рондо» песню «Журавли» на слова Р.Гамзатова, музыку Я.Френкеля.

Педагог: Линия фронта проходила по окраинам города. Весь город был фронтом. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп «Катюш» – во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе рабочих поселков № 5 и № 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

Педагог: 14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжелые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а так же многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-ой армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-ой немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Педагог: Много мест в нашем городе и области, которые напоминают нам о войне. И пусть эта память о горе не даст ему повториться вновь, ведь слишком большую цену, заплатили люди тогда за эту Победу. 
В заключение нашего разговора, послушайте песню в исполнении ансамбля «Рондо» 
«Мы за ценой не постоим» слова Б.Окуджава, музыка И.Шварца (Во время звучания песни на слайдах демонстрируются кадры из фильма «Белорусский вокзал»).

Ожидаемый результат.

В результате проведения занятия – путешествия воспитанники продемонстрировали:

  • способность к сопереживанию; эмоциональную отзывчивость;
  • способность реализовать творческие идеи;
  • ответственность при выполнении коллективного дела;
  • стремление к участию в общественно – полезной деятельности коллектива;
  • нравственно – ценностное отношение к историческому прошлому своей семьи и своего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"

Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...

Интегрированное физкультурное занятие «Путешествие в джунгли» (подготовительная группа)

Интегрированное физкультурное занятие «Путешествие в джунгли» (подготовительная группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» подготовительная группа.

Задачи:1. Систематизировать и расширять знания о динозаврах.2. Побуждать установить зависимость, отражающую связь живых организмов с климатом и средой обитания.3. Развивать любознательность и поз...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"

Конспект  занятия - путешествия  в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"Задачи:совершенствовать умение определять твердый и мягкий сог...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности ТЕМА: «Путешествие в прошлое» Подготовительная группа

Мы с вами построили машину «времени» на которой можно путешествовать в любое время и в прошлое и в будущее, давайте испробуем и отправимся в путешествие. (звуки телепортации машины «...