Тема по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста».

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Цели:

- повышение своего теоретического уровня

- профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

-изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей

- проанализировать дидактическую игру как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Алексеева М. М. Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников »:Учеб. пособие .-М, Издательский центр «Академия», 2006г. Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 1979. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозайка - синтез 2000г., Левина Л «.Развиваем речь для детей 2-3 лет» М. пресс 2008г.

Изучение темы начала с раздела: Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 1979. течение сентября я подробно изучила статью

В октябре продолжила изучение темы с раздела «Методы и приемы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста».

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Роль семьи в развитии речи ребенка», изучила статью в книге Алексеева М. М. Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников » Мною была проведена консультация с родителями.

В декабре продолжила изучение темы с раздела: «Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи » Была проведена консультация с родителями.

В январе изучение темы продолжила: «Дидактическая игрушка - как средство формирования словаря детей раннего возраста».

В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Пальчиковые игры на занятиях по развитию речи». Мною была проведена консультация с родителями, создана папка-передвижка.

В марте продолжила изучение темы с раздела: «Основные виды игр». Мною были изготовлена следующая игра для детей: «Собери картинку»

В апреле продолжила изучение темы с раздела: «Звуковая культура речи». Для изучения данного раздела пользовалась литературой: Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 1979. Итогом данной работы была проведена консультация для родителей.

В мае закончила изучение темы разделом: Игры по развитию речи. Изучила книгу Печора К. М., Пантюхина Г. В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Была изготовлена картотека игр по развитию речи.

В результате изучения темы: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей. Однако следует помнить: активизация словаря детей младшего дошкольного возраста должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по теме: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста».

- продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

- изучить новинки методической литературы

- в работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.



Предварительный просмотр:

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми Октябрь Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица»

Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись! »

Работа с семьёй Январь Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация Март Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май Открытый показ нод во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Воспитание не только должно

развить разум человека и дать ему

известный объём сведений,

но должно зажечь

в нём жажду серьезного

труда, без которой жизнь его

не может быть

ни достойной, ни счастливой.

К. Д. Сухомлинский

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использованы автором при разработке игр.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Сильные стороны

1. У воспитателя высшее дошкольное образование;

2. Большой опыт работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении;

Слабые стороны

1. Многие родители уделяют недостаточное количество времени на дидактические игры по развитию речи вместе с детьми;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»Цель: показать приемы и методы работы с произведениям...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Ссамообразования    "Влияние устного народного творчества  на развитие речи детей 3-4 лет"...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....