Главные вкладки
Тема самообразования : "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы "
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»
с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий
_____________ Ильина Н. В.
(подпись) Ф.И.О.
Приказ №________________
от «___»_________2017 года
Тема по самообразованию
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
второй младшей группы»
Составитель:
Александрова А.А., воспитатель
с. Красноармейское
2020 г.
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Подбор и изучение методиче-ской литературы
Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы. | Сентябрь - май | 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
|
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «Вечер загадок». |
Ноябрь | Театрализованная постановка. | Инсценирование русской народной сказки «Репка». | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с семьёй | Октябрь | Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. | «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март |
Консультация для воспитателей | «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Май | Открытый показ НОД во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра. | Сказка «Заюшкина избушка» | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2019-2020 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС) Д О. 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. |
4. Практическая деятельность | Досуг «Вечер загадок». Инсценирование русской народной сказки «Репка». Развлечение «Широкая Масленица» Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки «Заюшкина избушка» Выступление на педсовете по изученной теме. Отчёт по теме самообразования. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
Приложение №1
Анкета
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор? __________________________________________________________________
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете? __________________________________________________________________
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка? __________________________________________________________
4. Надо ли знать народные сказки и былины? __________________________________________________________________
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто? _________________________
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? __________________________________________________________________
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком? __________________________________________________________________
8.Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье? __________________________________________________________________
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре? __________________________________________________________________
10.Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору? __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План посамообразованию...

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»Цель: показать приемы и методы работы с произведениям...

Ссамообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...