самообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы»
учебно-методический материал

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА АЛЕКСЕЕВА
1.Помочь детям в освоении разговорной речи родного языка.
2 Познакомить с произведениями устного народного творчества (потешки, заклички, прибаутки, песенки,
пословицы).
3.Развивать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_alekseeva_2_mladshaya_gruppa.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

воспитателя

Алексеевой Надежды Николаевны

2020-2021  учебный год

г. Пыть-Ях

1. Образование – Высшее

2. Квалификация – нет.

3.Тема самообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы»

4. Работа начата - 01.09.2020г.

 5. Предполагается закончить - 31.05.2021 г.

 6. Цель: повышение уровня

 7. Задачи:

1.Помочь детям в освоении разговорной речи родного языка.
2. Познакомить с произведениями устного народного творчества (потешки, заклички, прибаутки, песенки, пословицы).
3.Развивать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

 

8. Форма самообразования: индивидуальная.

Перспективный план на  2020 - 2021 учебный год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнении

Подготовительный этап

Сентябрь-октябрь

.Подбор методической литературы по теме;

2.Изучение методической литературы

3. Изучение темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»;

4.Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»;

5.Изучение темы:

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам;

Работа

с детьми

В течение года

1. Использование  потешек в режимных моментах;

2.Чтение детям русских народных сказок;

3.Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото);

4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации);

5. Разучивание и проговаривание потешек;

6. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»

Работа с

родителями

Сентябрь

 Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

1.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

2.Оформление стенда на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем».

3.Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

3.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома;

4. Консультация «Почитай мне мама сказку»;

5.Презентация «Сказка в жизни малышей»

Конспект консультации

Конспект консультации

Конспект консультации

Работа с

педагогами

В течение

2020-2021 уч. года

Посещение занятий других воспитателей ДОУ.

Изучение опыта работы через интернет-ресурсы.

Самореализация

В течение

2020-21

 учебного года.

- Показ организации предметно-развивающей среды родителям.

Изучение

литературы

В течение

2020-2021

учебного года

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.

10.Загоруля   Г.   Аг.   Мазурик   Ar   M.   «Путешествие   в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.        

20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.

Цель:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 Задачи:   Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности .Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

 Актуальность темы: Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Перспективный план работы с детьми

 

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Р. Н. сказка

 « Заяц-хвастун»

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

Р.н. песенка «Наш козёл»

Пословицы о труде

Октябрь

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

Р.н. поговорки

Ноябрь

Р.н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Сербская сказка

«Почему у месяца нет платья»

Р.Н.скороговорки,

Прибаутки.

 

Декабрь

Р. н. сказка

«Мороз, солнце и ветер»

Просмотр мультфильма

Р. Н. сказки «Снегурочка»

Р.Н. потешка «Дед хотел уху сварить»

Загадывание загадок о зиме.

Январь

Р.Н. сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества»

Февраль

Украинская сказка

«Рукавичка»

Р. Н. сказка

«Зимовье зверей»

Голландская песенка

«Счастливого пути»

Март

Ненецкая сказка

« Кукушка »

Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух»

Р. н. закличка

«Иди весна,

Иди красна!»

Апрель

Сказка братьев Гримм

«Заяц и Ёж»

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк

и семеро козлят»

Р.Н. дразнилки

«Андрей – воробей»

Май

Венгерскаясказка

«Два жадных медвежонка»

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

Р.Н. игры

«Чепуха»

«Молчанка»

«Холодно-горячо»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...