Главные вкладки

    Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»
    методическая разработка (средняя группа)

    Короткова Юлия Анатольевна

    Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»

    Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

    Задачи:

    1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

    2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

    3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»

    Короткова Ю.А.

    Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

    Задачи:

    1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

    2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

    3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

    - Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

    Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

    Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры:

    1. Скороговорки

    2. Загадки

    3. Пословицы и поговорки

    4. Русские народные сказки

    5. Народные игры.

    -Давайте рассмотрим их подробнее.

    1. Скороговорки.

    Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

    Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. 

    После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. (произносят беззвучно)

    Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. 

    Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

    Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно,

    напевая, разными голосами.

    2. Загадки.

    Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

    Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).

    С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.

    Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

    Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

    3. Пословицы и поговорки.

    Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

    3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

    Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

    1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

    2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

    3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

    4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

    5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

    6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

    7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

    8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

    9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

    10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

    11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

    12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

    4. Сказки.

    Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

    В своей работе я использую такие задания по сказкам:

    1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

    Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

    - Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

    2. Моделирование сказок.

    Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

    Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

    Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

    Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

    Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

    Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

    Лиса – оранжевый круг;

    Заяц – белый круг;

    Волк – серый круг;

    Медведь – коричневый круг;

    Петух – красный круг.

    После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

    5. Народные игры.

    Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

    Сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру

     

    «Добрая Арина»

    Содержание:
    Дети встают в круг, одному из игроков, выбранных по считалке или жеребьёвке, завязывают глаза платком и выводят в центр круга.

    Играющие идут хороводом вокруг со словами:
    «Добрая Арина встань выше овина. 
    Рученьки сложи, чьё имя укажи». 
    На словах «… рученьки сложи…», игрок, находящийся в центре круга, складывает руки «стрелкой». 
    После слов остальных игроков он поворачивается вокруг себя, приговаривая:
    «Хожу-гуляю вдоль по караваю, 
    вдоль по краваю, кого найду - узнаю». 
    Останавливается и подходит к игроку напротив себя. Далее он на ощупь пытается узнать игрока. 

    Правила
    Если ведущий узнаёт игрока, то тот в свою очередь становится на место ведущего. Если нет, то игра повторяется с прежним ведущим. 

    Усложненение
    Если ведущий не может долго угадать игроков с завязанными глазами, то можно произвести смену ведущего по желанию игроков. 

    Что развивает игра
    Игра даёт возможность тесного тактильного взаимодействия, развивает память, внимание. воображение. Дети настраиваются на доброжелательный лад, учатся сопереживать ведущему, понимая, что он поставлен с ними в неравные условия. Игра так же способствует развитию выдержки, так как она требует от остальных игроков полного молчания.

    Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию

    «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

    Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

    Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

    В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...

    Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

    Ссамообразования    "Влияние устного народного творчества  на развитие речи детей 3-4 лет"...

    План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....

    ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

    Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"

    Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...