ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
методическая разработка на тему

Ногина Татьяна Борисовна
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МКДОУ детский сад «Радуга» д.Семигорье

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей –  главная задача образовательной программы ДОУ. На протяжении нескольких лет в детском саду ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения. В практику  ДОУ в настоящее время вошла программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина,  раздел «Ребенок на улице города»/, направленная на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Разработаны:

1) паспорт дорожной безопасности;

2)  инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

3)  перспективный план работы с детьми и педагогами по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

4) в комплексно-тематическом планировании выделены темы недели по ознакомлению детей с ПДД.

Главная цель воспитательной работы по обучению воспитанников основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Ожидаемый результат:

- совершенствование профилактической работы по ПДД в детском саду;

- формирование навыков правильного поведения детей;

- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Оснащение методического кабинета по разделу
«Изучение правил дорожного движения»:

-комплекты дорожных знаков;

-светофор, с автоматическим переключением сигналов;

-макеты улицы с транспортными средствами;

-наглядно-иллюстративный материал;

-обучающие и развивающие игры;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;

- методическая и детская художественная литература;

-картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;

-подборка мультфильмов по ПДД;

-площадка для изучения ПДД с разметкой;

      -сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки;

- фотоальбом, детские рисунки;

- материал по работе с родителями.

Материально-техническая база детского сада по разделу
«Изучение правил дорожного движения»:

разметка на асфальте на территории ДОУ,

атрибуты для сюжетных игр в летнее время года,

уголки безопасности дорожного движения в группах,

наборы игрушечного транспорта,

информационные стенды для родителей,

атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.

Работа с педагогами:

Обучение педагогов правилам дорожного движения:

-расширение знаний о формах и методах работы с детьми;

-организация различных видов деятельности с детьми;

-методические мероприятия: семинары, семинары-практикумы,  мастер-классы, деловые игры,  педагогические и творческие мастерские, конкурсные мероприятия, анкетирование, обмен опытом, публикации на сайте ДОУ.

 Создание предметно-развивающей среды:

- проведены смотры, конкурсы, выставки (изготовление лучшей дидактической игры, самого интересного центра по ПДД, оснащение родительских уголков);

-оформлен стенд в  ДОУ.

- проведены музыкально - спортивное развлечение «Путешествие в страну Светофорию»; открытое мероприятия «Азбуку дорожную детям знать положено»; флешмобы по пдд. 

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью используются:

-наглядная информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;

-родительские собрания, беседы с участием педагогов и сотрудников ГИБДД;

-семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объёмом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);

-совместные праздники и развлечения.

С родителями в группах проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Использование светоотражающих элементов одежды с целью повышения безопасности дорожного движения в темное время суток».  В родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Воспитываем пешехода», «Внимание – дети!»; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Родители принимают активное участие в изготовлении наглядных материалов и атрибутов по ПДД.

Наша работа предусматривает взаимодействие с социумом:

       Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Наш детский сад:

• осуществляет взаимодействие со средой;

• гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;

• предоставляет спектр образовательных услуг.

       Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество.

       Одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих информационную открытость ДОО, в том числе и по вопросам ПДД, является сайт ОУ.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей нашего ДОУ по вопросам безопасности дорожного движения уже несколько лет являются:

  • МБОУ «Каменская средняя школа»;
  • МБУ «КДК «Спектр» Сунженского сельского поселения»
  • ГИБДД МО МВД России «Вичугский»
  • Автомастерская ЧП Н.И. Навалов.

Сотрудничество с каждым учреждением строится с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.

Использованные в ходе работы и обучения, разнообразные приемы и средства, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге, привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением, наладили работу с социумом.



Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

        

 155315 Ивановская область, Вичугский район, деревня Семигорье, дом 113

Тел./факс 8 (49354) 95-4-76 e-mail vr-kamraduga@mail.ru

_____________________________________________________________________________

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

                                     

        

2017-2018 уч.г.

«Жизнь есть дар, великий дар и тот,

кто ее не ценит, этого дара не заслуживает»

Леонардо да Винчи

       Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста.

      Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

     На основании Федерального Закона  от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Федеральные государственные требования

  • направлены на достижение цели формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира  ситуациям.

  Цель нашей работы – создание условий оптимально обеспечивающих процесс обучения правилам дорожного движения.

       Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

   Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

   В ДОУ ведется систематическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, которая включает в себя следующие компоненты:

        

1. Предметно-развивающая среда по ПДД в ДОУ.

     

     Важное значение, при обучении дошкольников ПДД, имеет хорошо организованный педагогический процесс. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

       Поэтому важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

     Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД.

      Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

     Большое внимание в нашем детском саду уделяется созданию предметно-

развивающей среды. В методическом кабинете ДОУ собран различный материал по обучению детей ПДД, консультации, рекомендации, памятки

для педагогов и родителей воспитанников, подборка: видео,

мультимедийных презентаций; наглядные пособия, макеты, плакаты,

развивающие игры, модели дорожных знаков и другие необходимые

атрибуты. В коридоре ДОУ оформлены информационные стенды для

педагогов и родителей по тематике ПДДТТ и БДД «Правила дорожного

движения». Помимо того, во всех возрастных группах оформлены информационные уголки для родителей, в которых размещены рекомендации, практические советы, перечень литературы, подборка загадок, стихов необходимых для чтения с детьми.    

      Группы ДОУ оснащены техническими средствами: телевизор,

видеоплейер, магнитофон. Дети имеют возможность смотреть обучающие

фильмы, которые помогают им закреплять правила дорожного движения,

слушать стихи, песни. В группах оформлены красочные, мобильные уголки

БДД. Оборудование в них носит развивающий характер, что позволяет

сформировать у детей в игровой форме представления о БДД, овладеть

различными мыслительными операциями.

      На территории ДОУ расположена зона ПДД (разметка дороги,

пешеходного перехода, поставлены дорожные знаки), все это помогает детям

закрепить знания по ПДД.

2. Работа с педагогами.

      Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского

дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим

коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска

всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-

образовательного процесса, решающего масштабную задачу - формирование

массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность

должна выстраиваться на основании следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности - содержание и формы работы

должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с

педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации,

стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и

формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

H:\ПДД\для видео\6.jpg

       

     Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы: информационно -

практические обучающие занятия, анкетирование, беседы на актуальные

темы, педагогические советы, мастер - классы, например: «Добрая дорога

детства» (с использованием нестандартного оборудования), тестирование, семинары практикумы, нормативно-правовые чтения, деловые игры, методические посиделки где воспитатели получают рекомендации,

материал для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола»

на тему: «Использование разнообразных форм и методов работы при

обучении ребенка - грамотного пешехода» обсуждаются вопросы

совершенствования педагогического процесса по теме.

     Педагоги используют современные технологии в работе с детьми по ПДД.

     В группах созданы долгосрочные проекты: «Повышение уровня

умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через

ознакомление с правилами дорожного движения», «Использование

дидактического материала в процессе ознакомления детей с ПДД», «Основы

здоровья и безопасности».

      Ежегодно проводится обзор новинок методической литературы по

профилактике ПДД. В методическом кабинете подобран материал по

обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения,

который включает планирование, папки с дидактическим материалом,

плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми. Собрана подборка

художественной детской литературы, составлена картотека дидактических игр по дорожному движению, которая систематически пополняется и обновляется. В методическом кабинете ДОУ накоплен наглядный материал, используемый педагогами в работе с детьми, создан «Банк идей». Данная группа осуществляет поиск, изучение наиболее эффективных технологий и методик в области обучения правилам безопасного поведения на дороге.

         Методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
  • видеоматериалы (фильмы, иллюстрации на электронных носителях);
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
  • цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”;
  • цикл консультаций для родителей «Ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД в семье».

        В результате проделанной работы в ДОУ:

- создана соответствующая предметно-развивающая среда;

- используется проектный метод в воспитании детей;

На протяжение многих лет в ДОУ выписывается газета «Добрая дорога

детства», которая позволяет держать педагогов в курсе проводимых

мероприятий в стране по безопасности движения, черпать интересные

сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт

работы других образовательных учреждений.

         Для расширения и углубления теоретических знаний,

совершенствования имеющихся и приобретения новых профессиональных

навыков и умений в ДОУ проводится целенаправленная работа по

самообразованию. Наши педагоги работают в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД.

3. Работа с родителями.

        Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

         Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

        Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.  

         Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детской–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.

         Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

        Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

        Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

          В нашем детском саду ведётся  большую работу по правилам дорожного движения с родителями, они знакомятся с программными требованиями, привлекаются к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Руками родителей совместно с детьми изготовлены безопасные маршруты движения в детский сад; творческий конкурс среди детей, родителей, воспитателей на лучшую сказку, мероприятия с родителями.

       С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»,  «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ» с приглашением инспектора ГИБДД, проведение тематических акций.  Ведется инструктаж с родителями и воспитателями.

         Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

4. Работа с детьми.

     

      Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах осуществляется в соответствии с реализуемыми программами:

- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

- Основы безопасности детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стрелкина).

     Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

        При организации  работы  нашего дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные  аспекты:

  • Ребенок-пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).

Задачи работы с детьми дошкольного возраста по ПДД.

- воспитание социального отношения к соблюдению правил дорожного движения;

- расширение первоначальных представлений о правилах дорожного движения;

- уточнение представлений детей о правилах дорожного движения;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

              Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, играя в сюжетно-ролевую игру. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.  

           Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Кроме того, они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Педагоги сада проводят целенаправленную систематическую работу по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Система работы включает:

1. Занятия по обучению детей правилам поведения на улицах и дорогах.          2. Экскурсии и целевые прогулки.                                         

3. Наблюдение за проезжим транспортом.

4. Сюжетно- ролевые игры на дорожную тематику.

5. Беседы с инспектором ГИБДД.

6. Праздники и развлечения, флешмобы с использованием сказочных персонажей.

7. Конкурсы рисунков и поделок на тему «Моя улица», «Самый важный знак».

8. Показ фильмов и мультфильмов по изучению правил дорожного движения.

9. Совместная и продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов для игр, макетов улиц.

10.  Инструктажи с детьми по правилам дорожного движения.

11.  Совместные мероприятия с родителями.

        Для обучения и апробирования своих знаний был создан учебно-игровая площадка  (автогородок), которая позволяет, не выходя за пределы детского сада, систематически и целенаправленно упражняться во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрёстков, пешеходных дорожек, разделительной полосы, указательных стрелок, действующего светофора, примерить на себе роль водителя, пешехода  и сотрудника дорожно-постовой службы.

5. Связь с социумом.

Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе.  Важный показатель эффективности модернизации российского образования – повышение открытости сферы образования. Расширение общественного участия в формировании образовательной политики рассматривается как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ,
  • Федеральная целевая программа развития образования,
  • Государственная программа развития образования,
  • Федеральный закон «Об образовании»,
  • ФГОС.

В программе развития ДОО делается акцент на качество, инновационность и открытость. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

     Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

• осуществляет взаимодействие со средой;

• гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;

• предоставляет спектр образовательных услуг.

 

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального

партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

 

  • учета запросов общественности,
  • принятия политики детского сада социумом,
  • формирования содержания обязанностей детского сада и социума,
  • сохранения имиджа учреждения в обществе,
  • установления коммуникаций между детским садом и социумом.

При этом задействованы два направления:

  • использование средств и возможностей детского сада;
  • взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами.

Одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих информационную открытость ДОО, в том числе и по вопросам ПДД, является сайт ОУ, цель которого заключается в информировании и получении обратной связи для достижения тесного взаимодействия, партнёрских отношений ОУ с родителями и социумом в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Сайт учреждения – основная и самая главная форма общения, содержащая наиболее объёмную и важную часть информации об учреждении, цель которой – информирование общественности о деятельности ДОУ, создание и развитие единого информационного пространства. Сайт несёт

  • Образовательно-воспитательную,
  • Консультативную,
  • Новостную,
  • Справочную,
  • Просветительскую и другие виды информации.

        Установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования является одним из путей повышения качества дошкольного образования.

Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности,
  • принятия политики детского сада социумом,
  • формирования содержания обязанностей детского сада и социума,
  • установления коммуникаций между детским садом и социумом
  • сохранения имиджа учреждения в обществе.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе

  Выбор наиболее оптимальных для нас форм,  раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:  

  • учет интересов и склонностей, творческих предпочтений  детей;
  • реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
  • соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей нашего ДОУ по вопросам безопасности дорожного движения уже несколько лет являются:

  • МБОУ «Каменская средняя школа»;
  • МБУ «КДК «Спектр» Сунженского сельского поселения»
  • ГИБДД МО МВД России «Вичугский»
  • Автомастерская ЧП Н.И. Навалов.

Сотрудничество с каждым учреждением строится с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

       Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. В совместной деятельности детского сада и школы проводятся такие мероприятия:

  • Выступление школьников с различными тематиками по ПДД, например: акции для родителей и детей «Пристегни своё сокровище», «Засветись»,  проведение викторин перед дошколятами.
  • Разыгрывание театрализованной деятельности школьниками в детском саду «Мы за безопасность дорожного движения». 
  • Были подготовлены и вручены памятки для родителей по БДД, раскраски для детей по данной теме.
  • Изготовление тематических плакатов.
  • Предоставление школьного автобуса для практических занятий с дошкольниками

         Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности,  взаимодействия с окружающей средой, ребенок, погружаясь в социальное пространство, формируется как личность. Только социально развитая личность, обладающая интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, может успешно адаптироваться в реальной окружающей среде.  Поэтому поиск  путей эффективности воспитания творческой социально- адаптированной личности дошкольников становится актуальной необходимостью современного детского сада.

           Наш детский сад расположен в сельской местности. Дети до школы добираются школьным автобусом. Проанализировав данную ситуацию, мы выяснили, что многие дети ни разу не ездили на автобусе и правила поведения и правила безопасности знают только в теории. Встал вопрос о проведении практических занятий. В полном объёме отработать нужные навыки в игре не получится. Тогда мы обратились с просьбой предоставить нам для практических занятий школьный автобус. Данное мероприятие вызвало огромный интерес у детей и важность соблюдения правил поведения не только в автобусе, но и на дороге.

         Сельская местность предполагает отдаленность от культурных центров, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие музеев и театров, узкий круг социальных партнеров ведет к  ограниченности и замкнутости сельского социума. Изучив  и проанализировав  данную проблему, мы поставили перед собой цель: сформировать целостную социокультурную педагогическую систему взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры, ориентированную на раскрытие творческого потенциала дошкольников, оптимальных возможностей и неповторимой  индивидуальности каждого ребенка с учетом его особенностей. В настоящее  время мы установили тесную связь с МБУ «КДК «Спектр» Сунженского сельского поселения».

Свою работу мы  начали с определения путей и способов взаимодействия  с творческим коллективом ДК. Для достижения общественно значимого результата определили основные направления сотрудничества, формы работы, план мероприятий. Одним и направлений нашего сотрудничества стала безопасность дорожного движения.

  • Проведение развлечений и игр – драматизации с участием дошколят.
  • Для воспитанников  МКДОУ детский сад «Радуга» в Доме культуры   д. Семигорье была организована встреча с инспектором  дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД МО МВД России «Вичугский» Е.С. Варешиным.

 Мы понимаем, что для эффективной и успешной работы необходимо организовать совместную деятельность с сотрудниками Госавтоинспекции. Эта деятельность является взаимовыгодной: ГИБДД приобретает грамотного участника дорожного движения; детский сад получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы организации- партнера.

Взаимодействие с родителями со стороны ГИБДД- выступление на родительских собраниях, консультации, распространение видеоматериалов.

       Экскурсии в автомастерскую позволяю удовлетворить интерес детей к строению машины, инструментах, которыми пользуются автослесари. Расширить знания детей о технике безопасности.

        Сотрудничество нашего учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Заключительная часть.

Подводя итоги работы можно отметить следующее:

  • выявлен и обобщён передовой педагогический опыт по обучению детей ПДД;
  • осуществлено взаимодействие между воспитателями и родителями;
  • налажен тесный контакт с социальными партнёрами по данной теме (школа, ДК «Спектр», ГИБДД, автомастерская).
  • разработан мониторинг образовательного процесса – овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения на дорогах для групп старшего дошкольного возраста.

       Улица для маленького человечка — это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи, социума  по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей — пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм.

      Однако необходимо отметить, что проблема детского дорожного транспортного травматизма  сохраняет свою актуальность.   Чтобы ребенок адекватно  действовал  в сложных ситуациях, возникающих на дороге, необходимо подумать о дальнейшем совершенствовании педагогических методов и приемов обучения в ДОУ.

     Каждый педагог должен овладеть современными научными и педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Педагоги должны ориентироваться на региональный компонент, т.е. учитывать условия той местности, где проживают дети. Требуется еще большая связь с родителями, только взаимодействие сторон может дать  положительные результаты.

Необходимо продолжить работу по обучению ПДД, уделив особое внимание качеству образовательного процесса, максимально приблизив его к практической деятельности.

Наши выпускники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта, ориентировку на дороге.  Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (90% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).

Наша работа на этом не останавливается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников   ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детского сада №278 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических...

План совместной работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции ОГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» и МДОУ «Детский сад №62» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

План совместной работыподразделения пропаганды Госавтоинспекции ОГИБДД МУ МВДРоссии «Энгельсское»и МДОУ «Детский сад №62» по профилактике детского дорожно-транспортного т...

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» г. Валуйки.

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На  этапе дошкольного возраста одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться ...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙпо предупреждению детского дорожно-транспортного травматизмав МКДОУ № 4 г. Ашина 2021-2022 учебный год...

Детско-родительский клуб по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Цель.Организация совместной деятельности родителей, детей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Задачи.Побудить ро...

Акция «Безопасные каникулы» в преддверии весенних каникул, с целью снижения дорожно-транспортных происшествий и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма»

Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны. Ребенок не только осваивает элементарные правила дорожно...