Конспект НОД по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе «Снежная лаборатория»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Лысова Елена Владимировна

Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

Задачи:

Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_srednyaya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе

Тема: «Снежная лаборатория»

Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

Задачи:

Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Оборудование: ИКТ, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах со свойствами снега и льда, таз со снегом и льдом, салфетки, мандарины, тарелочки пластиковые,  формочки для снега, деревянные палочки.

Словарная работа: снег, лед, метель, снегопад, снежинка, кристаллы, ледяной, исследование.

Ход занятия:

В: Ребята,  к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Звучит аудио запись - «хруст снега».

В: Кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? Я сейчас посмотрю (иду к двери). Ребята, никого нет, (но возле двери стоит таз со снегом и льдом).

В: К нам в гости спешил снеговик, но у нас в лаборатории тепло и он побоялся растаять. Но он оставил нам письмо. Прочитаем, что в письме?

ПИСЬМО - Сегодня вас ждет интересное исследование снега и льда. Приглашаю вас в мою снежную лабораторию. Но для начала отгадайте загадку:

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода

Какое это время года? (зима)

Д: зима.

С помощью ИКТ на доске картинка зимы.

В: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете (что зимой бывает: снег, лед, метель, снегопад) - С применением ИКТ на экране, с помощью картинок показаны признаки зимы.

Давайте посмотрим. Что здесь изображено?

Д: Снегопад, лед, метель.

В: Ребята, а вы знаете, откуда появляется снег?

Д: Ответы детей

В: Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые капельки воды поднимаются высоко в небо. Наверху очень холодно, поэтому капли воды замерзают и превращаются в кристаллики льда. Они и выпадают на землю в виде снега (фокус – полетел снег).

В: Каким бывает снег?

Д: рассыпчатый в морозные дни. А мокрый и липкий в теплые дни.

В: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?

Д: Ответы детей

В: лед – это вода, и при низкой температуре, когда холодно, вода превращается в лед.

В: Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете?

Д: Снег и лед - это замерзшая вода.

В: Ну что же, пройдем в снежную лабораторию? (берет в руки таз со снегом) – ой, какой он холодный. Ребята, давайте немножко согреемся.

Физминутка:

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий  (показывают круг)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

И…сломаем. (топают)

В: Ребята, а теперь можем отправиться в лабораторию, чтобы выяснить какие они снег и лёд, и каковы их свойства.

Опыт №1. «Определение цвета».

В: Ребята, давайте сравним: какого цвета снег и лёд.

В: Какого цвета снег?

Д: белый.

В: Какого цвета лёд?

Д: бесцветный

В: Делаем вывод, что снег – белый, а лед – бесцветный.

(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой цветная клякса – снег имеет цвет – белый, на второй цветная клякса перечеркнута красной линией – лед не имеет цвета – бесцветный).

Опыт №2. «Определение прозрачности».

В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит снег?

Д: зеленый.

В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит лёд?

Д: оранжевая.

В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через снег?

Д: нет.

В: почему?

Д: потому что снег не прозрачный.

В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через лёд?

Д: да.

В: почему?

Д: потому что лёд прозрачный.

В: Делаем вывод, что снег – непрозрачный, а лед – прозрачный.

(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, глаз перечеркнутый красной линией– снег не прозрачный, на второй глаз открытый – лед прозрачный).

Опыт № 3. «Определение запаха».

В: Ребята, а как узнать, снег и лёд имеют запах? Что надо сделать?

Д: надо понюхать

В: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

В: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Д: нет запаха.

В: А теперь понюхаем лёд. Имеет запах?

Д: нет запаха.

(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на снежинках носы перечеркнутые красной линией – снег и лёд не имеют запаха).

Опыт №4. «Определение на плотность»

В: Ребята, давайте определим снег и лед на плотность

В: Давайте попробуем проткнуть снег палочкой? Что произошло?

Д: полочка легко вошла в снег.

В: значит, какой снег?

Д: мягкий, рыхлый.

В: А можно ли проткнуть палочкой лёд? Что произошло?

Д: палочкой нельзя проткнуть лёд.

В: значит, какой лёд?

Д: твердый.

В: Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.

(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, снег– подушка, на второй лёд – кирпич).

Опыт №5. «Определение реакции температуры»

В: Ребята, что посмотрите, что произошло со снегом и льдом?

Д: растаял.

В: Почему?

Д: потому что у нас в лаборатории тепло.

В: Делаем вывод, что снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду

(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы градусники: снег и лед тают в тепле).

Опыт №6 «Искусственный снег»

В: Ребята, вы знаете, что есть такие страны, где никогда не бывает снега. Там всегда тепло, но жителям этих стран тоже хочется покататься на лыжах, санках, поиграть в снежки. И для этого изобрели искусственный снег. Сейчас я вам покажу один из способов, как его получить (изготовление снега).

- Давайте сравним его с настоящим, посмотрим можно ли из него что-нибудь слепить и т.д.

Подведение итогов

Подходят к доске со свойствами снега и льда.

В: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд и объединим всё, что мы сегодня узнали.

Д: Снег – белый, непрозрачный, без запаха, мягкий, под действием тепла превращается в воду.

Д: А лёд – бесцветный, прозрачный, без запаха, твёрдый, под действием тепла тоже превращается в воду.

В: Ребята, наше исследование подошло к концу. Теперь вы настоящие исследователи. Снеговик передал вам вот такие медали, в память о путешествии по снежной лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы

Дать детям первоначальные представления и знания об обитателях морских глубин, расширять словарный запас, учить правильной последовательной речи; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспит...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»...

Познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная лаборатория».

Развивать экологическое представление о свойствах предметов....

Конспект ООД по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в средней группе. Тема: «Теремок»

Театрализованная деятельность  стимулирует активную речь детей за счёт расширения словарного запаса, а так же развивает артикуляционный аппарат.  Используя мимику и жесты соответствующ...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием игровых технологий в средней группе "Путешествие в страну сказок"

На занятиях по познавательному развитию, создаются  условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов....