Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе «Снежная лаборатория»
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Лысова Елена Владимировна

    Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

    Задачи:

    Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

    Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

    Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_srednyaya.docx29.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе

    Тема: «Снежная лаборатория»

    Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

    Задачи:

    Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

    Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

    Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.

    Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

    Оборудование: ИКТ, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах со свойствами снега и льда, таз со снегом и льдом, салфетки, мандарины, тарелочки пластиковые,  формочки для снега, деревянные палочки.

    Словарная работа: снег, лед, метель, снегопад, снежинка, кристаллы, ледяной, исследование.

    Ход занятия:

    В: Ребята,  к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

    Звучит аудио запись - «хруст снега».

    В: Кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? Я сейчас посмотрю (иду к двери). Ребята, никого нет, (но возле двери стоит таз со снегом и льдом).

    В: К нам в гости спешил снеговик, но у нас в лаборатории тепло и он побоялся растаять. Но он оставил нам письмо. Прочитаем, что в письме?

    ПИСЬМО - Сегодня вас ждет интересное исследование снега и льда. Приглашаю вас в мою снежную лабораторию. Но для начала отгадайте загадку:

    Раскрыла снежные объятья,

    Деревья все одела в платья.

    Стоит холодная погода

    Какое это время года? (зима)

    Д: зима.

    С помощью ИКТ на доске картинка зимы.

    В: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете (что зимой бывает: снег, лед, метель, снегопад) - С применением ИКТ на экране, с помощью картинок показаны признаки зимы.

    Давайте посмотрим. Что здесь изображено?

    Д: Снегопад, лед, метель.

    В: Ребята, а вы знаете, откуда появляется снег?

    Д: Ответы детей

    В: Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые капельки воды поднимаются высоко в небо. Наверху очень холодно, поэтому капли воды замерзают и превращаются в кристаллики льда. Они и выпадают на землю в виде снега (фокус – полетел снег).

    В: Каким бывает снег?

    Д: рассыпчатый в морозные дни. А мокрый и липкий в теплые дни.

    В: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?

    Д: Ответы детей

    В: лед – это вода, и при низкой температуре, когда холодно, вода превращается в лед.

    В: Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете?

    Д: Снег и лед - это замерзшая вода.

    В: Ну что же, пройдем в снежную лабораторию? (берет в руки таз со снегом) – ой, какой он холодный. Ребята, давайте немножко согреемся.

    Физминутка:

    СНЕЖОК

    Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

    Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней)

    Круглый, крепкий, очень гладкий  (показывают круг)

    И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

    Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

    Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)

    Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

    И…сломаем. (топают)

    В: Ребята, а теперь можем отправиться в лабораторию, чтобы выяснить какие они снег и лёд, и каковы их свойства.

    Опыт №1. «Определение цвета».

    В: Ребята, давайте сравним: какого цвета снег и лёд.

    В: Какого цвета снег?

    Д: белый.

    В: Какого цвета лёд?

    Д: бесцветный

    В: Делаем вывод, что снег – белый, а лед – бесцветный.

    (на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой цветная клякса – снег имеет цвет – белый, на второй цветная клякса перечеркнута красной линией – лед не имеет цвета – бесцветный).

    Опыт №2. «Определение прозрачности».

    В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит снег?

    Д: зеленый.

    В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит лёд?

    Д: оранжевая.

    В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через снег?

    Д: нет.

    В: почему?

    Д: потому что снег не прозрачный.

    В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через лёд?

    Д: да.

    В: почему?

    Д: потому что лёд прозрачный.

    В: Делаем вывод, что снег – непрозрачный, а лед – прозрачный.

    (на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, глаз перечеркнутый красной линией– снег не прозрачный, на второй глаз открытый – лед прозрачный).

    Опыт № 3. «Определение запаха».

    В: Ребята, а как узнать, снег и лёд имеют запах? Что надо сделать?

    Д: надо понюхать

    В: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

    В: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

    Д: нет запаха.

    В: А теперь понюхаем лёд. Имеет запах?

    Д: нет запаха.

    (на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на снежинках носы перечеркнутые красной линией – снег и лёд не имеют запаха).

    Опыт №4. «Определение на плотность»

    В: Ребята, давайте определим снег и лед на плотность

    В: Давайте попробуем проткнуть снег палочкой? Что произошло?

    Д: полочка легко вошла в снег.

    В: значит, какой снег?

    Д: мягкий, рыхлый.

    В: А можно ли проткнуть палочкой лёд? Что произошло?

    Д: палочкой нельзя проткнуть лёд.

    В: значит, какой лёд?

    Д: твердый.

    В: Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.

    (на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, снег– подушка, на второй лёд – кирпич).

    Опыт №5. «Определение реакции температуры»

    В: Ребята, что посмотрите, что произошло со снегом и льдом?

    Д: растаял.

    В: Почему?

    Д: потому что у нас в лаборатории тепло.

    В: Делаем вывод, что снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду

    (на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы градусники: снег и лед тают в тепле).

    Опыт №6 «Искусственный снег»

    В: Ребята, вы знаете, что есть такие страны, где никогда не бывает снега. Там всегда тепло, но жителям этих стран тоже хочется покататься на лыжах, санках, поиграть в снежки. И для этого изобрели искусственный снег. Сейчас я вам покажу один из способов, как его получить (изготовление снега).

    - Давайте сравним его с настоящим, посмотрим можно ли из него что-нибудь слепить и т.д.

    Подведение итогов

    Подходят к доске со свойствами снега и льда.

    В: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд и объединим всё, что мы сегодня узнали.

    Д: Снег – белый, непрозрачный, без запаха, мягкий, под действием тепла превращается в воду.

    Д: А лёд – бесцветный, прозрачный, без запаха, твёрдый, под действием тепла тоже превращается в воду.

    В: Ребята, наше исследование подошло к концу. Теперь вы настоящие исследователи. Снеговик передал вам вот такие медали, в память о путешествии по снежной лаборатории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Идем на помощь героям сказки "Гуси-лебеди"

    Интересный материал по познавательному развитию, объединенный единым сюжетом, с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самом...

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы

    Дать детям первоначальные представления и знания об обитателях морских глубин, расширять словарный запас, учить правильной последовательной речи; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспит...

    Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»

    Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»...

    Познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная лаборатория».

    Развивать экологическое представление о свойствах предметов....

    Конспект ООД по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в средней группе. Тема: «Теремок»

    Театрализованная деятельность  стимулирует активную речь детей за счёт расширения словарного запаса, а так же развивает артикуляционный аппарат.  Используя мимику и жесты соответствующ...

    План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».

    Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...