ПРОЕКТ Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
проект (подготовительная группа) на тему

Бачинова Кристина Александровна

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx830.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образование автономное учреждение

                                          Ярославской области

                  Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Проект

По междисциплинарному курсу

             02.07. Теория  и практика психологической работы

                            с детьми дошкольного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

         

                                                                                                                             

  Проект выполнила                                                                                                                    Студентка Д-63 группы

Бачинова К.А.

Преподаватель:

        

                                                Рыбинск

                 2018г

                            Оглавление

1.Визитная карточка проекта «развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)»

2. Диагностические материалы проекта

2.1 Диагностика переключения  внимания старших дошкольников

3. Методические материалы проекта

3.1. Картотека упражнений по развитию переключения внимания у старших дошкольников

3.2. Наглядное  информирование для родителей « развиваем внимание у ребенка»

Заключение

Список использованной литературы, интернет-источников

Приложение

   Визитная карточка проекта по междисциплинарному курсу

          02.07 Теория и практика психологической работы

                             с детьми дошкольного возраста

      Развитие внимание детей старшего дошкольного возраста

Авторы проекта

Фамилия, имя  Бачинова Кристина Александровна

Группа Д-63

Название ОУ  Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Преподаватель Добина Н.И.

Описание проекта

Тема проекта Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Творческое название  «чтобы умными расти, развиваться мы должны».

Теоретическое обоснование

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

 «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,

 М.А.Васильевой. Пилотный вариант Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,

2014-368с Целевые ориентиры ФГОС ДО с 17

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности

Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывают у него различные реакции.    

Выделяют несколько свойств  внимания:   устойчивость, концентрация, распределение, переключение. В рамках проекта мы будем способствовать развитию  переключения  внимания.    

Внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность образовательной деятельности дошкольника. Основной особенностью дошкольника является то, что его  внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

Поэтому реализация  проекта  направленного на развитие  переключения   внимания детей старшего дошкольного возраста, является актуальной.

Цель проекта- создания условий для развития переключения внимания посредством упражнений.

Задачи:

1.Изучить уровень развития переключения внимания у детей старшего дошкольного возраста.

2. Способствовать развитию переключения внимания  у детей 5-7 лет, через упражнения.

Краткое содержание проекта

Проект направлен на развитие переключения внимания старшего дошкольного возраста. Длительность проекта составляет 1 месяц (май). В ходе реализации проекта планируется работа с детьми, и родителями.

Планируемые результаты реализации проекта

Реализация проекта будет способствовать  к созданию условий для развития переключения внимания посредством  упражнений старшего дошкольного возраста.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Каким образом развивать внимание у детей старшего дошкольного возраста?

Учебные вопросы

Как изучить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста?

Как способствовать развитию внимания  у детей 5-7 лет, через упражнения.

Сведения о проекте

Диагностический аспект

Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

Методический аспект

Работа с детьми: подбор упражнений по развитию переключения внимания детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)

Работа с родителями:  информация  по проблеме развития переключения внимания. В уголок для родителей.

Материалы и ресурсы,  необходимые для проекта

Материалы на печатной основе

  1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития/И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34

2. Джемс.У. Внимание: хрестоматия по вниманию/  Джемс.У.- М.: ЧеРо,  

    2009. - С. 51-52

3. Добрынин. Н.Ф. О теории и воспитании внимания/ Н.Ф Добрынин.- М.:

    ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259

4.  Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В.Я.

     Романов.- М.,1999- С. 215

5.   Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:         В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

Другие принадлежности

Ноутбук, принтер

Интернет-ресурсы

Другие ресурсы

Педагоги группы.

Диагностическая методика

Название

Методика «Проставь значки»

Автор

Р.С. Немов

Цель

оценка переключения и распределения внимания.

Возрастная направленность

5 лет

Материалы

 Рисунок с графическим материалом (приложение1).

Ход проведения

Исследование проводится строго индивидуально. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут.

Обработка

Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N- 2,8n)/120

где S— показатель переключения и распределения внимания;

N— количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут;

n— количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные значки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими значками, геометрические фигуры.

Оценка результатов:

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.


Результаты диагностики по методике

«Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики» (Р.С.Немов)

Имя, фамилия ребенка

Кол-во геометрический фигур, просмотренный и помеченных

Кол-во ошибок

формула

баллы

Уровень развития

1.

 Маша К

           73

     0

S=(0,5*73- 2,8)/120

S=0,28

  4-5 б

низкий

2.

ДашаА

          58

     0

S=(0,5*58- 2,8)/120

S=0,21

  0,3б

Очень

Низкий

3.

Маша А

        41

    0

S=(0,5*41- 2,8)/120

S=0,14

  0,3б

Очень

низкий


                         Методические материалы

Картотека упражнений на развитие переключения внимания детей старшего дошкольного возраста  5-7 лет

1. «Заметить всё»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменять местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

 

2.«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять, другие его дополняют.

         

3.«Запоминай порядок»

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий за 30-40 секунд поворачивается в их сторону и отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит.

 

4."Пуговицы "

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти, на такой же бумаге. Как разметка квадрата, так и количество пуговиц (которые располагаются хаотично) постепенно увеличивается. Квадрат заменяем прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток). Игра усложняется, если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать количество времени на его рассматривание.

 

5."Маленькие обезьянки"

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

 

 

  6."Хлопки "

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута.

 

7."Жук"

Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

 hello_html_2317c34a.png

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

8."Буквы"
Дети вычеркивают в тексте 1 или 2 буквы и в это же время слушают
сказку. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

 

 9."Запрещенные движения"

Дети стоят в кругу. Воспитатель  сообщает им, что они должны повторять все его движения, кроме одного. Как только его рука опускается вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

 

   10. Картинки "Найди отличие".

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ребенку взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. 

hello_html_m46d2b7ca.png

                15921_html_m36cdcf6d.gif

                               НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК.

       Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка

       Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и

          деятельности ребенка.

 Маленький объем внимания - это невозможность  сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

 Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

 Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает       правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключить  с одного вида             заданий на другой.        

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение  эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

          Недостаточная произвольность внимания – ребенок

            затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

             15921_html_m36cdcf6d.gif

                Возьмите на себя руководство вниманием ребенка,

        давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть                    

                 конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

            Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении

 заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его

 настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите

 количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной

           речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг,                  

                                        движущихся объектов.

                       Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно

 специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут

 малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда

 нужно остановиться и начать новый вид деятельности.  Переключаемость

 внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида

деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в

     обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке.

         Важно помнить, что распределение внимания зависит от

 физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении,

 выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно

                             при обучении ребенка письму.

                         15921_html_m36cdcf6d.gif

                           Развивающие игры и упражнения

      Игра "Что изменилось?".

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве

8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит

 и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие

места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них

были переложены?      

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Корректор.

Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О).

Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените

задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву О, а букву

          П – обведи в кружок".  Через несколько дней дайте ребенку

           его же работу – пусть ее  проверит сам и найдет пропуски и ошибки                

          (поиграет в учителя)

         

                        15921_html_m36cdcf6d.gif

               Игра "Маленький жук".

    "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается

по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна    клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз.Покажи, где остановился жук".  

          Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, hello_html_2317c34a.png

3 клетки влево и т.д.

                                                   

Подобные упражнения помогут вашему ребенку                    

                      развить внимания!

Заключение

       В ходе работы мы изучали такие темы как « развитие внимания» и «развитие переключения внимания». Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие внимания  непосредственно зависит  от позиции взрослого в общение с детьми, а также от того, как он организует деятельность ребенка.

        При проведении диагностики выяснилось что у детей старшего дошкольного возраста очень слабо развито  «переключение внимания»

Работа по развитию переключения  внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности.   В реализацию проекта мы собрали картотеку развивающих упражнений.  Она способствует улучшению «переключения внимания» детей старшего дошкольного возраста. Проведя все эти упражнения с дошкольниками, было заметно что их внимание стало более концентрировано  и они намного быстрее переключались от одного предмета  к другому.

      Таким образом, чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо тренировать его способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

 


Список использованной литературы

  1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития/И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34

2. Джемс.У. Внимание: хрестоматия по вниманию/  Джемс.У.- М.: ЧеРо,  

    2009. - С. 51-52

3. Добрынин. Н.Ф. О теории и воспитании внимания/ Н.Ф Добрынин.- М.:

    ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259

4.  Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В.Я.

     Романов.- М.,1999- С. 215

     5. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.


   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 img-ax4Kms.png

        

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2

hello_html_m46d2b7ca.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время ...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Проект в подготовительной группе на тему развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Проект на тему развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...