«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

Ирина Григорьевна Елизарова

 

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

 

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекции работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания:

 

- сенсорное (перцептивное)

- интеллектуальное (мыслительное)

- моторное (двигательное)

 

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным ( произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

 - 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

-В старшем дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

- расширяется объем внимания

- возрастает устойчивость внимания

- формируется произвольное внимание

Ребенку недостаточно понимать,  что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:

1.     Принятия постепенно усложняющихся инструкций.

2.      Удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия.

3.     Развитие навыков самоконтроля.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго быть внимательными.

 

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи

- привычные условия работы

- создание благоприятных условий для деятельности ( без отрицательных раздражителей)

- тренировка произвольного внимания (повторения и упражнения)

- организация занятия ( четкое начало и окончание)

- темы ведения занятия

- смена видов деятельности  (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным)

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.

Психологами установлена положительная коррекционная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение, переключение, объем, распределение)  и успехами в учении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

 

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекции работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания:

 

- сенсорное (перцептивное)

- интеллектуальное (мыслительное)

- моторное (двигательное)

 

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным ( произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

 - 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

-В старшем дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

- расширяется объем внимания

- возрастает устойчивость внимания

- формируется произвольное внимание

Ребенку недостаточно понимать,  что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:

1.     Принятия постепенно усложняющихся инструкций.

2.      Удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия.

3.     Развитие навыков самоконтроля.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго быть внимательными.

 

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи

- привычные условия работы

- создание благоприятных условий для деятельности ( без отрицательных раздражителей)

- тренировка произвольного внимания (повторения и упражнения)

- организация занятия ( четкое начало и окончание)

- темы ведения занятия

- смена видов деятельности  (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным)

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.

Психологами установлена положительная коррекционная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение, переключение, объем, распределение)  и успехами в учении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...