Родительское собрание. Тема собрания «Можно ли обойтись без наказаний»
консультация на тему

Конспект родительского собрания по теме «Можно ли обойтись без наказаний?». Собрание проводилось совместно с педагогом-психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_mozhno_li_oboytis_bez_nakazaniy.docx122.27 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема собрания: «Можно ли обойтись без наказаний?»

Подготовила и провела воспитатель

Фролова Елена Николаевна совместно с педагогом-психологом Черных И.М.

Цель собрания: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Познакомить с нормативно-правовыми документами, защищающими права ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В.П. Жуков. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968 г. – 535 с.  

2. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие / О.Л.Зверева,   Т.В. Кротова. – 2-е изд. -  М.: Айрис-пресс, 2007 г. – 128 с.

3. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа /Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с.

Время реализации собрания: 40 минут

Авторский медиапродукт:

1. Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT; разработка в среде тестового редактора WORD

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для собрания: книга сказок, ремень, конфетка, плюшевая игрушка, диск с мультфильмами, кассета со сказками, лист бумаги, карандаши, карточки с заданиями для родителей.

Предшествующая работа: анкета для родителей на тему «Можно ли обойтись без наказаний?» и опрос детей, подготовка памяток для родителей.

  1. Вступительная часть.

Уважаемые родители! Сегодняшнее наше собрание посвящено теме, которая является актуальной, наверное, для всех родителей. Многие согласятся, что не всегда, к сожалению, удается найти общий язык с нашими детьми, а некоторые их поступки приводят нас в ужас и заставляют задуматься о том, что же из них вырастет, если так пойдет и дальше?

Таким образом, рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью применить наказание. Есть также немалая часть родителей, которые применение наказания (в том числе, физического) считают делом обыденным и житейским, и не скупятся на шлепки и подзатыльники, объясняя расхожим оправданием: «Нас тоже пороли, и ничего, - целое поколение выросло».

Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся наказаний детей.

Всего было опрошено 7 человек. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети в той или иной мере бывают наказаны родителями.      

В последнее время СМИ часто затрагивают тему насилия и жестокого обращения с детьми, эта проблема становится актуальной на сегодняшний день и мы хотим поговорить с вами об этом, для того, чтобы дать возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, можно ли воспитать достойного человека, не прибегая к наказаниям? Или еще можно спросить иначе: а возможно ли воспитать достойного члена, прибегая к наказаниям?

(Родители высказываются, делятся своими взглядами. Педагог-психолог активно выслушивает все мнения, не оспаривая их).

Ну что же, вашу точку зрения нам было очень важно услышать. Замечательно то, что вы ее выразили. А теперь мы хотим познакомить вас с тем, как на проблему наказания смотрит психология.

  1. Теоретическая часть. (Выступление психолога Черных И. М.)

Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания:
- получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение;

- дети, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добиться власти («все обязаны делать, то, что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой (агрессия, упрямство, капризы), но и слабостью (болезни, страх), чувство взрослого – злость;

- если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3-ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;

- неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.

  Наказание – это, прежде всего, сигнал ребенку о том, что он нарушает определенный порядок, правило.

То есть задача родителей привить ребенку понятие о том, что существуют правила, которые нельзя нарушать. А эти правила должны установить родители. Например, самые элементарные – не высовывается в окно, не выбегать на проезжую часть. Если же такие правила Вы не установили, то не следует и требовать их исполнения.

         

Непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию.

Поэтому попробуйте следовать следующим советам:

1. Очень важно объяснить все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее. Обращайтесь к малышу дружелюбным тоном, когда объясняете, почему Вы запрещаете ему что-то. Вы увидите, что тогда у ребенка не будет возникать желание не слушаться Вам назло.

2. Кроме того, запомните: должны быть категоричные запреты – например, нельзя трогать утюг, и запреты от обстоятельств – например, сейчас у мамы болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет себя не так тихо).

3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Ведь Вы – пример для ребенка. Соблюдать правила должны все члены семьи, ведь если мама и папа говорят одно, а бабушка – другое, ребенок просто запутается.

4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.

Вывод: наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих   обстоятельств: это и мотивы поступков, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие, наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы. 

3. Практическая часть (Анализ конкретных ситуаций в форме групповой дискуссии).

Педагог-психолог зачитывает поочередно различные ситуации, в которых представлены поступки ребенка, повлекшие те или иные наказания. Затем родителям предлагается обсудить ситуации и ответить на вопросы, которые сформулированы заранее и распечатаны на листке. (Примечание: перед началом дискуссии педагог-психолог знакомит аудиторию с правилами ее проведения). Педагог не принимает участия в дискуссии, ограничиваясь ролью наблюдателя.

Примеры конкретных ситуаций:

1-я ситуация:

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

- Будешь еще так делать?

- Нет,- ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали?- догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял,- ответил ребенок.

Вопросы:

- Оправданно ли наказали малыша?

- Стало ли действенным это наказание? Почему?

- Какое правило было нарушено при наказании?

2-я ситуация:

Мама говорит сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

- Не хочу!

Вопрос к родителям: Ваши дальнейшие действия?

А вот как поступила мама этого мальчика. Она сделала вид, что не слышит ответа сына и продолжила:

- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы:

- Почему мальчик сначала отказался ложиться спать, а потом согласился?

- Какой прием использовала мама?

- Возымело бы действие наказание в этой ситуации?

Итак, вопрос о том, стоит или нет применять физические наказания каждый из вас решает самостоятельно, но для того, чтобы принять решение, необходимо учесть все возможные факторы, влияющие на последствия этих решений. Надеюсь, что сегодняшняя информация поможет вам лучше сориентироваться в своем нелегком выборе.

Помните!

Применение физического наказания запрещено. В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления и злоупотребления. Также права ребенка защищены рядом других нормативных документов: законом РФ «Об образовании», Семейным и Уголовным кодексами, законом «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ». Ударить ребенка – это означает нарушить его права, что является правонарушением, а не только лишь скверным поступком. 

Перед тем, как применить наказание к ребенку, задайте себе вопрос: «За что я его наказываю?» Это поможет вам разобраться в ситуации и в своих чувствах, по-иному посмотреть на поступок ребенка, и, возможно, найти другое решение

Игра «Мое солнышко». Ведущий раздает родителям бумагу и карандаш. Родителям предлагается с одной стороны нарисовать солнышко и над каждым лучиком подписать роли, которые играет их ребенок в жизни. (Например: любимый сын, помощник, артист, продолжатель рода, внук и т. д.). На другой стороне листа полное имя ребенка и на каждую букву имени — слово характеризующее его характер (например: Ольга — остроумная, ласковая, загадочная, гордая, активная).

Таким образом, вы уже знаете особенности своего ребенка и можете сами выстроить систему общения с ребенком в правильном направлении.

А сейчас, я предлагаю пройти интересный тест.

ТЕСТ «Какой вы родитель?»

Родители выполняют тест.

Наказывая, никогда не следует лишать ребенка своей любви! Жизнь впереди долгая, все может случиться, и часто именно сознание человеком того, что хотя бы мама его любит, может удержать его в этой жизни и помочь в трудной ситуации.

http://player.myshared.ru/9/540473/slides/slide_10.jpg

Анкета для родителей

  1. Как вы считаете, что дает наказание?
  • ничего не дает
  • обиду, злость, страх
  • осознание своего поступка

2. Как часто можно использовать наказания?

  • -часто
  • -иногда
  • -никогда

3. Можно ли обойтись без наказания?

  • -можно
  • -нельзя

4. Как вы наказываете своего ребенка?

  • -шлепаем, кричим
  • -ставим в угол
  • -запрещаю смотреть мультфильмы, играть в компьютер
  • -разъясняем
  • -никак

Памятка для родителей

«Если без наказания нельзя обойтись, то нужно помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.Л.Леви»

1. Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

3. Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

4. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

5. Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.

6. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

7. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

8. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

9. Наказание не должно вредить здоровью.

10. За один проступок — одно наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих   обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...

Родительское собрание. Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Родительское собрание "Можно ли обойтись без наказания?"

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Презентация к родительскому собранию "Можно ли обойтись без наказания?"

Презентация к родительскому собранию "Можно ли обойтись без наказания?"...

Методы воспитания детей дошкольного возраста. Можно ли обойтись без наказаний? (сценарий родительского собрания)е

Цель:  расширить  знания родителей   по вопросам  применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;заинтересовать родителей данной проблемой,...

Родительское собрание в форме ток-шоу на тему: «Можно ли обойтись без наказаний»

Обсуждение разных точек зрения, ситуаций для анализа.  ...

Конспект родительского собрания в старшей группе Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и про...