Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья по теме

Ильющенко Галина Алексеевна

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

     Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

      Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

       Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  •  - является основой для интеллектуального развития
  •  - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  •  - готовит к реальной жизни;
  •  - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  •  - развивает наблюдательность;
  •  - развивает внимание;
  •  - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  •  - позитивно влияет на эстетическое чувство;
  •  - является основой для развития воображения;
  •  - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  •  - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

    Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

   Сенсорное развитие детей 2-3 лет –  это необходимый и важный шаг в становлении личности. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Сенсорное развитие происходит как в повседневной жизни, так и во время занятий. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процесс конструирования; представления о величине и количестве предметов - на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т.д. Осязание, вкус и обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни.

       Значительное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами, а также способами их использования.

       Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

 Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи, так как основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра.  Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

   Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Как играть с малышом так, чтобы это было не только весело, но и полезно?

       

 Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:

  • Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
  • Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
  • Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
  • Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
  • Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.

 Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями:

  • Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.
  • Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка). 
  • Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».
  • Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
  • Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
  • Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
  • Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».
  • Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п. 
  •  Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».
  • Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».
  • Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».
  • Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»
  • Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»
  • Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д. 
  • Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

В ходе проведения игр дидактического характера:

  • Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к положительному результату.
  • Предоставьте малышу возможность самостоятельно участвовать в игре, активно обсуждайте ход игры. 
  • После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребенка (чтобы в впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).
  • Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует отложить до другого раза. 
  • Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины такого поведения: если ребенку неинтересно – попробуйте заинтересовать его, если ребенок «не в настроении» - отложите игру до лучших времен.

     Одним из важнейших способов развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по  возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему  игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.  Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.  Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть  прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в  коробке коляску для кукол.

   Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и  он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно.  Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку  уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

  • Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним , принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Итак, уважаемые родители, играйте с детьми, т.к. совместные игры родителей с детьми развивают детей, духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют  потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...