Развивающая предметно-пространственная среда
статья (старшая группа) на тему

Лиханова Ольга Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_starshey_gruppy.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

РППС старшей группы

С чего начинать оформление группы детского сада? Конечно, с приемной комнаты группы, или, как любят называть ее дети, «раздевалки». В «раздевалке» должны быть созданы комфортные условия для воспитанников, создающие положительный настрой детей на целый день. Индивидуальные шкафчики, используемые не только для размещения одежды, но и хранения детских секретиков, удобные банкетки, чудо –зеркало, которое притягивает к себе детей своей необычностью и вызывает желание следить за своим внешним видом и многое другое.

Уголок настроения, размещенный в приемной, позволяет педагогам, родителям, воспитанникам постоянно учитывать настроение каждого ребенка в течение дня- сопереживать, решать возникшие проблемы, делиться радостными событиями и хорошим настроением.

В приемной, как правило, размещается и уголок именинника. Поздравление, подготовленное педагогом, размещается в уголке на целый день,а выполненные детьми, сразу дарятся виновнику торжества, который чувствует значимость своего дня рождения для других людей и их желание сделать ему приятное.

В приемной группы располагаются выставки творческих работ детей, как группы детей по определенной теме, так и персональные выставки детей.

Устройство выставок стимулирует творческую деятельность детей, повышает самооценку, вызывает интерес к творчеству друзей, привлекает внимание родителей и вызывает у них гордость за детские успехи.

Постоянное наличие в группе разнообразных материалов для творчества, самостоятельный выбор детьми материалов, приемов изображения позволяет детским работам быть оригинальными даже при использовании в НОД конкретной темы.

Для информирования родителей используется информационный стенд. Информация, помещаемая на стенд, и в папки, всегда актуальна и эстетично оформлена. Некоторый материал папок –передвижек родители могут изучить, рассмотреть и обсудить вместе с детьми.

В группе много различных уголков, в которых можно играть или заниматься любимым делом вместе с друзьями или одному. Они размещены так, чтобы деятельность в одном уголке не мешала деятельности в другом. Поэтому «самые шумные уголки» расположены подальше от остальных уголков, желательно, чтобы для «подвижных» уголков было достаточно места и наличие ковра. В группе должен быть уголок уединения, где можно просто уединиться, если захочется побыть одному. Он должен находится вдали от активных уголков.

Содержание среды меняется в соответствии с календарно-тематическим планированием и интересами детей. Образовательную деятельность помогают организовывать технические средства: ноутбук, проектор и т.д.

В игровом пространстве выделено место для игр мальчикам и девочкам.

Мальчики предпочитают больше всего уголок конструирования. В нем размещается мелкий и крупный строительный материал, различные конструкторы, схемы построек. Весь материал доступен детям.

Привлекает мальчиков и уголок безопасности, в котором они с помощью игр изучают правила дорожной безопасности, различные виды транспорта. На ковре –макете города с изображением дорог, играя мелкими игрушками, дети осваивают ПДД на практике. Многие игры в уголке безопасности интересны и нужны не только мальчикам, но и девочкам

В уголке безопасности устраиваются выставки рисунков детей и родителей на тему безопасности, из которых потом делают книжки или отправляют их на ежегодные районные конкурсы рисунков по правилам пожарной безопасности или ПДД и др.

Интересы девчонок – воспитание «детей», их «лечение», «шопинг» и, конечно прежде всего, поддержание своей красоты и красоты «своих дочек» в «косметическом салоне». В общем, все как в жизни. За порядком в своем любимом уголке девчонки следят сами – с детства приучаются содержать «свой дом» в чистоте, создают уют. Мальчики любят заходить к ним в гости «перекусить» и поболтать.

У старшего дошкольника постоянно возникают вопросы о родной стране, о малой родине. Ответы на них дети могут получить в уголке патриотического воспитания. В нем располагаются различные материалы о России и родном крае. В этом уголке размещаются флаг, карты, иллюстративные альбомы, игры и т.д.

Совместная деятельность педагогов, детей, родителей по наполнению патриотического уголка, работа в нем помогает реализовать региональный компонент ООП ДО.

Составление генеалогического древа, индивидуальных маршрутов детей по родному поселку к детскому саду, изготовление книжек и альбомов на тему «Мои любимое место в городе», «Моя семья», «Как я провел лето», «Чем я люблю заниматься», «Как я провел новогодние каникулы», «Мое путешествие» и семейные проекты направлены на реализацию принципа ФГОС ДО –индивидуализацию.

Иллюстративные материалы размещаются в файловые папки, благодаря чему дети свободно ориентируются в их содержании и находят необходимый материал. Кроме того, он сохраняет эстетичность и привлекательность и не нарушаются гигиенические нормы.

Для детей старшего дошкольного возраста очень важно развитие познавательной активности. Для этого в группе есть познавательный уголок и уголок экспериментирования. Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания пользуются у детей популярностью. Достаточное количество игр позволяет поддерживать интерес к уголку, обновляя его содержание. У познавательного уголка может быть библиотека с энциклопедиями.

В РППС группы присутствуют и общие коллекции, созданные детьми и взрослыми для группы- коллекция пазлов, коллекции бумаги, ткани, ракушек и др. индивидуальные коллекции детей.

Дети могут приносить в группу индивидуальные коллекции или семейные коллекции на определенное время. Педагог может помочь детям организовать презентацию своей коллекции, после чего коллекция помещается в свободный доступ всем детям для знакомства с нею.

В уголке экспериментирования у детей должна быть возможность экспериментировать со всем, что вызывает интерес и желание изучить – с весами, микроскопом, песочными часами, предметами разной величины, веса, формы, природным материалом. В помощь родителям, детям и педагогам - картотека проведения экспериментов в старшем возрасте.

В уголке природы дети приобретают навыки ухода за комнатными растениями, выращивания лука и рассады для огорода и цветников детского сада, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения за погодой и посадками. Уголок природы должен быть оснащен календарем погоды, инвентарем для ухода за комнатными растениями.

Расположенные в уголке природы мелкие игрушки животных разных континентов и подручные материалы (камни, глину, песок и пр), дети по необходимости могут использовать для изготовления различных макетов для реализации своих замыслов.

В уголке развития речи могут быть расположены игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы.

Книжный уголок в группе должен постоянно обновляться в соответствии с темой календаря и интересами детей. Кроме этого, в книжном уголке устраиваются выставки произведений конкретного поэта или писателя, выставки произведений одного героя (например, произведений про кота или пожарных и пр), выставки творчества художников –иллюстраторов, жанровые выставки (сказок или былин, стихов на определенную тему и пр).

В уголке творческой деятельности должны быть созданы все условия для продуктивной деятельности детей: краски гуашевые и акварельные, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, пластилин, цветная бумага и многое другое. Этот уголок, как правило, всегда заполнен детьми, в нем всегда «кипит» творчество. В творческом уголке могут находиться раскраски, игры и альбомы по народно-прикладному искусству, пластиковые трафареты на определенные темы, папки с различными схемами лепки, рисования, выполнения поделок из бумаги, альбомы творчества художников, расположены рамки для выставки детских работ.

Дети любят устраивать театрализованные представления, используя маски, сшитые мамами и наряды, которые находятся в театральном уголке. Там должны быть расположены различные виды театров.

Для двигательной активности детей организуется спортивный уголок. Различный спортивный инвентарь и наглядные пособия по видам спорта помогает организовать беседы с детьми о спорте, проводить индивидуальную работу по развитию движений, игры, а дети по желанию сами выбирают себе любимое спортивное развлечение или занятие. 

В музыкальном уголке должны быть разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Больше всего дети любят звучащие инструменты, пытаются изобразить знакомую мелодию или сочинить свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....