Отчет о проведении "Дня чтения"
учебно-методический материал на тему

Мартыненко Алёна Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_provedenii_dnya_chteniya.docx789.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Коноваловский детский сад

Отчет о проведении

Дня чтения

Подготовили и выполнили: Мартыненко А.Ю.

                                                                               Яковлева Е.В.

Коновалово 2016 г.

В рамках проведения всероссийского Дня чтения нами был разработан цикл НОД по чтению художественной литературы, развитию речи и познанию для старшей группы  по произведению Э.Т.А. Гофмана

« Щелкунчик и мышиный король». Педагогами МКДОУ Коноваловский детский сад были проведены занятия по знакомству со сказкой, где детям был продемонстрирован  мультфильм  « Щелкунчик»; музыкальное занятие по слушанию музыки из балета П.И. Чайковского « Щелкунчик». В связи с тем, что объём произведения большой мы продолжаем работу по проведению  непосредственно образовательной деятельности по данной теме.

                               C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1380.JPG 

Знакомство с композитором П.И.Чайковским, написавшим музыку к балету « Щелкунчик»

C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1333.JPG    C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1342.JPG

                          C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1354.JPG

              Танец « Вальс цветов» на музыку П.И. Чайковского.C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1322.JPG C:\Users\Comp\Desktop\муз.занятие\DSCN1329.JPG

Чтение глав сказки « Щелкунчик».

                     

Цикл НОД по чтению художественной литературы, развитию речи и познанию. 

Тема: «Знакомство со сказкой Э.Т.А. Гофмана « Щелкунчик и Мышиный Король»».

Программное содержание: ввести детей в атмосферу сказки Гофмана, познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров; понаблюдать, как автор творит добро и чудесное волшебство. 

Задачи: 

Образовательные:

– активизировать образные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения),

– формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики 

Воспитательные:

– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

-подготовить детей к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано; 

Развивающие:

– развивать творческое видение, воображение, память;

-пробудить интерес к созданию собственной сказки. 

Оборудование: презентация, аудиозапись музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»;

“Обстановка” дома Штальбаумов (нарядная ёлка, подарки под ней, горящие свечи);

Книга Гофмана Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”.

Сайт festival.1september.ru/articles/103069/

hobbitaniya.ru›skazka/skazka1.php

fictionbook.ru›author/yernst_teodor_amadeyi_…



Занятие №1(ознакомление с окружающим)Вводное 

«Э.Т.А.Гофман и его сказочный мир» 

Цель: познакомить детей с немецким писателем и сказочником Э.Т.А. Гофманом, с его жизнью и творчеством; рассказать об истории создания сказки “Щелкунчик и мышиный король”. 

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном занятии, на котором нам предстоит… впрочем, раз оно необычное, начнём с того, что на секундочку закроем глаза, мысленно перенесёмся в полный чудес волшебный мир сказки. Совершить путешествие нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… (включить ёлку, выключить свет). Но скорее откройте глаза, сказка ведь уже началась, скорей открывайте их, чтобы встретиться с чудом.

Чтение эпиграфа: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» Г.-Х. Андерсен.

Воспитатель: К кому могут прийти сказки? (к добрым, ласковым людям).

- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремится наказать его, торжествовать должно только добро.)

- Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.

- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (подсказывает сама жизнь). 

Знакомство со сказочником Гофманом.

Воспитатель: Ребята, вам известно что-нибудь о человеке по имени Эрнст Теодор Амадей Гофман?

Это известнейший немецкий писатель и сказочник, живший более ста восьмидесяти лет назад.

-Может быть, вы читали какие-нибудь произведения этого писателя?

-Признаться честно, я вам немного завидую, потому что ваша встреча с его незабываемыми сказками ещё впереди, потому что вам ещё только предстоит знакомство с его героями-чудаками, не понятыми окружающими, которые живут в придуманном им мире, выдумывают, творят чудеса. С такими героями мы встретимся в самой, на мой взгляд, доброй сказке Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...



Заключение:

«Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман. 

Приготовьтесь внимательно слушать сказку и помните, что: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Вот мы и попробуем понять намёк, который содержится в этой сказке.

 ed38b605df

Эрнст Теодор Амадей Гофман  ( 1776 – 1822)



Занятие №2,чтение художественной литературы 

Цель: познакомить детей с названием глав сказки Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, главными героями повести. 

Ход занятия:

Ребята, давайте прочтем названия глав сказки.



«Калейдоскоп названий глав сказки»- 


  • Ёлка. 

  • Подарки. 

  • Любимец. 

  • Чудеса. 

  • Битва. 

  • Болезнь. 

  • Сказка о твердом орехе. 

  • Дядя и племянник 

  • Победа. 

  • Кукольное царство 

  • Столица. 

  • Заключение. 


-Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев сказки?

- О ком говорят названия глав? (Щелкунчик, Мышиный Король, любимец дядя и племянник.)



Чтение фрагмента первой главы «Ёлка».

Ребята, мы прочли первую главу сказки «Ёлка».

- Появилось ли у вас предчувствие чуда?

-С чем оно связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера?

- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря- в Рождественскую ночь? (Канун Рождества, сочельник-именно в это время случаются чудеса, возникает чувство предвкушения волшебства, 24 декабря и происходят события в доме советника медицины Штальбаума, которые самым неожиданным образом изменили жизнь девочки Мари.) 

Главные герои повести (вопросник на закрепление)

- Назовите героев первой главы. ( Отец Штальбаум, дети:Фриц и Мари, крёстный Дроссельмейер).

-Кого из героев автор описывает подробнее всех? (Крёстного Дроссельмейера).

–Давайте прочтем это описание. Привлекателен ли этот портрет? (Нет.)

– Почему же Дроссельмейера так любили и ценили взрослые и дети?

( У него добрая душа, любит приносить радость людям, он умел творить чудеса, необычный мастер.)

– Что можно сказать о человеке, который об обычных часах может сказать, что они весело тик-такают, капризничают, звонят, поют? (Этот человек – фантазёр, мечтатель, обладает богатым воображением, поэт, сказочник.)

– Всё, что вы отметили, верно. Очень важно уметь за некрасивой внешностью разглядеть прекрасную душу и сердце. Нужны, особенно в наше сложное время, добрые, порой совсем не заметные люди, которые своими руками могут сделать чудо. А ведь и дети тоже слышали в тишине что-то такое, что не каждому дано расслышать. Что же они услышали? (Звуки музыки.)

(Включить аудиозапись). Нас тоже обнимает своими крыльями музыка Чайковского. 

Звучит музыка из балета «Щелкунчик». 

Занятие №3. 

Чтение фрагмента второй главы «Подарки» воспитателем.

На слайде –иллюстрация нарядной ёлки. 

- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки.

-Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство крестного вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку?

Фрицу не понравился искусно сделанный замок: если в обычном он мог видеть сказку, то в подаренном замке, где всё действует автоматически, он был просто разочарован.

– Почему дети не любят такие игрушки? (В них нет жизни, они запрограммированы, они всё делают по строго установленному порядку.)

- Как характеризует детей их отношение к подаркам?

(Мари-добрая, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать. Фриц- развитый, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый)

-Теперь, когда подарки все получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастен к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»?

(крестный - искусный мастер, загадочный, необычный человек. Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)

-Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника Штальбаума? Тогда прочитаем 3-ю главу. 

Чтение фрагмента третьей главы «Любимец». 

(Вопросник на закрепление)

– А какая игрушка больше всего заинтересовала Мари? Почему? (Щелкунчик. Его лицо светилось добродушием, глаза смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой).

- Почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?

-Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки?

– Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.

- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам она предпочла Щелкунчика?

Мари – человек глубоко чувствующий, умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживать истинную душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства)

Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Расскажите.



Заключение:

– Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов… да ещё в Рождественскую ночь… Самое время для чудес! Что же произошло? Об этом мы узнаем на следующем занятии.



Занятие №4. 

Чтение фрагмента из главы “Чудеса”.

– Что особенно поразило Мари? (Страшный мышиный король.)

– Нет, она совсем не боялась мышей, просто у него было 7 голов, а это уже по-настоящему страшно. 

Физкультминутка 

ВЫШЛИ МЫШКИ КАК – ТО РАЗ 

ПОСМОТРЕТЬ КОТОРЫЙ ЧАС. 

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ – 

МЫШИ ДЁРНУЛИ ЗА ГИРИ. 

ВДРУГ РАЗДАЛСЯ СТРАШНЫЙ ЗВОН. 

УБЕЖАЛИ МЫШКИ ВОН. 

Чтение фрагмента из главы “Битва».

- Как ведут себя мыши, куклы? А Щелкунчик? Кто спасает его?

– Ребята, представьте себе весь тот ужас, который могла испытать Мари, видя это сражение. Теперь понятен и её обморок, и её долгая болезнь.

Выздоравливающей Мари крёстный рассказывает “Сказку о твёрдом орехе”.



Чтение фрагмента из главы «Сказка о твердом орехе»

- В чём смысл этой сказки?

– Какие сказочные моменты мы видим здесь? ( Праздник по случаю рождения красавицы-дочери; появление Мышильды и её окружения; угроза Мышильды; попытки короля защитить свою дочь; месть Мышильды; поиски средств избавления принцессы от заклятия; спасение принцессы. )

– Но какой ценой даётся спасение принцессы? Как поступает Пирлипат? Может ли так закончиться сказка? А как?



Заключение: Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она заставляет размышлять. 

Занятие №5. Заключительное. (Развитие речи) 

Цель: обобщить полученные знания после прочтения книги, научить составлять словесный портрет главных героев сказки и составлять рассказ по иллюстрации. 

Задачи:

1.Учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте;

2.Упражнять в подборе синонимов;

3.Развивать творческие способности в создании сказочных образов;

4.Формирование эмоционально-оценочного словаря детей;

5.Учить задавать вопросы и давать развернутые ответы.



Ход занятия:

“С неба” падает конверт – снежинка.

– Ой, ребятки, до полуночи ещё далеко, но, по-моему, чудеса уже начали совершаться. Неизвестно откуда…с неба, наверное, упал конверт. Что в нём? Давайте посмотрим! О, это задание-сюрприз.

1.Составьте словесный портрет главных героев сказки.

- Попробуйте угадать, о каком герое вам будут рассказывать.

2.Показ слайдов с иллюстрациями из книги.

-Ребята, скажи, пожалуйста, к какой главе относится данная иллюстрация, и кратко перескажите содержание главы.

3.Как автору повести – сказки удалось создать у читателей предчувствие волшебства и чудесных превращений? (Действие происходит под Рождество. Мари воспринимает Щелкунчика как живого).

4. Как может закончиться рождественская история. 

Заключение: 

Краткий пересказ окончания истории Щелкунчика

Рождественская ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой. 

Хотелось бы, чтобы наступающая новогодняя сказочная ночь принесла чудо и вам, дорогие ребята! 

Краткое содержание сказки Э.Т.А. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. 

Ёлка

Шу-шу! Шур-шур! – таинственно доносилось из соседней комнаты. Фриц и Мари сидели в полутемной спальне и прислушивались. Накануне Рождества их крестный Дроссельмейер мастерил для них какой-то особый подарок.

– Тук-тук! Бам-бам! – разносилось по дому.

Ох уж этот крестный Дроссельмейер! Странный он человек. Даже человечек. Маленького роста, сухонький, морщинки на лице сеточкой. На лысой, как блестящий шар, голове пудреный парик. А вместо правого глаза – черная, но совсем не страшная повязка. И этот некрасивый маленький человечек был большим искусником. Каждый раз дарил он детям необыкновенную игрушку. То крохотного кавалера-шаркуна с выпученными глазами, то коробочку-сюрприз, из которой с звоном выскакивает серебряная птичка. Интересно, что на этот раз мастерит, скинув желтый сюртучок и надев голубой передник, их затейник крестный?

Подарки

Стемнело. Дети, прижавшись друг к другу, прислушивались к звукам из гостиной. А там! Там в этот момент родители расставляют на отдельном столике под елкой множество чудесных подарков. Сейчас, сейчас распахнутся двери, и…

– Динь-динь-дилинь! – пролепетал серебряный колокольчик. Можно! Фриц и Мари сорвались с места и кинулись в гостиную. Ах! Посреди комнаты, окутанная сияющей музыкой света, высилась великолепная елка. Пушистые ветки увешаны золотыми и серебряными яблоками, гроздьями обсахаренных орешков, конфет, облитых разноцветной глазурью пряников. В зеленой тьме хвои, как звездочки в ночном небе, мерцали и переливались, озаряя комнату, сотни маленьких свечек. Но самое главное – рождественские подарки!

Нарядные куклы с фарфоровыми личиками и горка игрушечной посуды для восхищенной Мари. А праздничное шелковое платье, в оборках и цветных лентах! И ей наверняка непременно позволят надеть его! Фриц тем временем верхом на гнедом деревянном коне галопом объезжал стол, на котором застыл в ожидании полководца эскадрон гусар, в великолепных, шитых золотом красных мундирах, с серебряными сабельками наголо.

Дети не знали, за что хвататься: то ли играть с куклами и барабанщиками, то ли листать чудесные книжки с разноцветными, будто живыми картинками. Но тут снова зазвонил колокольчик. Настал черед подарка крестного Дроссельмейера. Раздвинулась маленькая ширма, и на покрытом зеленым сукном столике, как на лужайке, вырос перед детьми замок. Заиграла музыка. Распахнулись зеркальные окошки, зажегся свет в золотых башенках. И тут все увидели, что по залам замка парами гуляют крошечные кавалеры в белых чулках и камзолах и дамы в шляпах с перьями и платьях со шлейфами. В малюсеньких, с наперсток, серебряных люстрах сияют спиченки свечек, и под музыку пляшут и прыгают дети в разноцветных курточках и панталончиках. А из окна выглядывает господин в изумрудно-зеленом плаще и приветливо кланяется Фрицу и Мари. Крестный Дроссельмейер! Конечно же, он. Только с мизинец ростом.

– Крестный, пусти нас к себе в замок! – вскричал Фриц.

Но изумрудно-зеленый человечек ничего не ответил, а спрятался в окне. Впрочем, тут же показался снова и приветливо поклонился. И опять исчез. И вновь появился. И дамы с кавалерами прохаживались все так же кругами. И дети в замке топали ножками, как заведенные.

– Ну, – протянул Фриц, – это скучно! – И он занялся своими солдатиками.

Любимец

А Мари вдруг присела на корточки перед елкой. Она увидела странного человечка, скромно стоявшего под разлапистой пушистой веткой. Не очень-то складный был этот деревянный человечек. Чересчур громоздкое туловище на тонких ножках и великоватая голова с тяжелой челюстью. Но зато одет человечек был вполне пристойно и даже щегольски. Фиолетовый гусарский мундир, весь в пуговичках, опушках и позументах, узкие рейтузы и сапоги со шпорами. Все сидело на нем так ловко, будто было нарисовано. Из-под круглой плоской шапочки выпрастывались белые букли нитяного парика, а завитки шерстяных ниток – щеголеватые усики над алой губой – не скрывали добродушной улыбки, сверкавшей жемчужным рядом ровных, крепких зубов. Мари тут же полюбила человечка, который приветливо и дружелюбно поглядывал на нее.

– А этот милый человечек для кого? – воскликнула Мари.

– Для всех, – ответил отец. – Это Щелкунчик. Он, как и все его предки, отлично умеет разгрызать орехи.

Мари тут же схватила горсть орешков, и Щелкунчик, продолжая приветливо улыбаться, колол их своими крепкими зубами. Фриц на минуту оставил свой оловянный эскадрон и тоже сунул в рот Щелкунчику орех. Но выбрал при этом самый большой и твердый. «Крак!..» – обломились три зуба у бедного Щелкунчика, а тяжелая челюсть беспомощно отвисла.

– Фу, глупый Щелкунчик! – вскричал Фриц. – То ли дело мои драгуны! Им никакое самое крепкое ядро не страшно!

И он снова вернулся к своим солдатикам. А Мари, вся в слезах, прижала к груди раненого Щелкунчика, подвязала ему больную челюсть белой ленточкой и заботливо укутала платком.

– Щелкунчик, миленький, – шептала она, – не сердись на Фрица. Он добрый. Просто немного огрубел со своими оловянными солдатиками. А я буду тебя беречь и лечить. – И Мари нежно баюкала Щелкунчика.

Чудеса

А ночь, таинственная Рождественская ночь, уже подкрадывалась к дому, затягивала окна синим сумраком. Пора было складывать игрушки. В гостиной налево от двери стоял высокий стеклянный шкаф. На верхней полке, до которой детям было не дотянуться, расположились чудесные изделия крестного Дроссельмейера. Ниже рядком теснились книжки в лаковых переплетах. На самой нижней полке Мари устраивала кукольную комнату, где жила любимая кукла Трудхен, а теперь и новая нарядная Клерхен. Фриц занял полку повыше и расставил строем своих конных и пеших солдат с барабанщиками, трубачами и знаменосцами.

Мари и не заметила, как осталась одна в комнате. Она поставила Щелкунчика на полку и уже собиралась идти в спальню, как вдруг отовсюду – из-за шкафа и стульев, из-под стола и из-за кафельной печи, из каждого темного угла – о-ох! – стали разлетаться, подкрадываться тихие-тихие шорохи, шепоты, шуршание и шебуршение. А настенные часы с маятником захрипели, засипели, готовясь пробить полночь.

– Ти-ик! Та-ак! – Медленно, с трудом, словно полусонный, качался маятник.

И тут Мари явственно различила хриплый голос:

Тише! Тише! Слышишь? Слышишь?

Из угла ночной гостиной

К нам ползет король мышиный…

И часов старинных бой

Нас зовет на смертный бой…

– Бом-м! Бом-м!.. – двенадцать раз ударили в тишину часы. И тут же за стеной, по углам, под полом послышались писк, возня и дробный топоток тысячи крохотных лапок. Острыми огоньками засветились тысячи глазок-буравчиков. И отовсюду стали сбегаться несметные полчища мышей. Они выстроились в боевом порядке прямо перед Мари и замерли. И треснул, приподнялся пол посреди гостиной, разбрызгивая звонкие янтарные половицы. Из-под пола с отвратительным шипением вылезли семь мышиных голов в сверкающих коронах, а следом и толстое тельце, на котором и покачивались все семь гадких мышиных головок. Под предводительством своего семиголового предводителя все мышиное войско стало надвигаться на Мари, прижавшуюся к шкафу.

Что-то будет?

Битва

Но тут – дзынь! – разбилась стеклянная дверца шкафа, и зазвенел храбрый голосок:

– Вперед! За мной! На бой! На бой! Вперед на горе мышиной своре!

– Эй, барабанщик! Бей тревогу! Зови подмогу! – звонко скомандовал Щелкунчик.

И – бух-бах-тарарах! – грохнули пушки. Полетела в мышей россыпь сахарного драже. Бум-бум-турум-бум! – ухнули тяжелые орудия, посылая на мышиные полчища круглые пряничные бомбочки. Немало мышей полегло под градом снарядов. Сахарная пыль, словно белый дым, заслонила сражающихся, и Мари с трудом различала, что происходит. Но видела она, как все новые и новые толпы мышей выползают изо всех щелей и норок. А в ушах у нее стоял непрерывный грохот боя.

Большая опасность грозила смелому Щелкунчику, который даже не мог вспрыгнуть на нижнюю полку шкафа. Слишком уж коротки были его ножки, чересчур неповоротливо деревянное туловище. Ему бы сейчас коня!

– Омой бедный Щелкунчик! – вскричала Мари. Она стащила с левой ноги туфельку и с размаху швырнула ее в самую гущу мышей, целясь в противного семиголового короля.

И все в тот же миг исчезло! Голова у Мари закружилась, и она без чувств осела на пол…

Сказка о крепком орехе

У короля и королевы родилась дочь – малютка Пирлипат. Никогда еще мир не видел такой прекрасной принцессы. Она вся была словно бы соткана из лилейно-розового шелка, глазки – лазурнее чистого неба, а кудри отливали золотом раннего восхода. Росла малютка принцесса в холе и неге. Все обожали Пирлипат и с каждым днем обнаруживали в ней тонкую душу, доброе сердце и ясный ум.

Однажды король решил задать небывалый Колбасный пир.

– Дорогая, – молвил он королеве, – ты, надеюсь, знаешь, какая колбаса мне по вкусу? Позаботься.

И вот съехались ко двору короли да принцы из окрестных столиц. Королева повязала шитый серебром и золотом кухонный передник и самолично занялась приготовлением особой – королевской свиной – колбасы. Первым делом нарезали ломтиками розовое сало и стали поджаривать, подрумянивать его на золотой сковородке.

И вдруг из подпола послышался тоненький голосок:

– Дай и мне сальца, сестрица! Я тоже не прочь подкрепиться.

Королева сразу узнала противный голос Мышильды, королевы мышей. Та давно уже обитала во дворце и даже обосновала в одной из кладовок столицу своей страны Мышляндии. В другой день королева и не подумала бы подкармливать нахальнуюМышильду, но сегодня торжество – знатный пир, и она кинула Мышильде кусочек сальца. Не успела королева и ахнуть, как налетели мышиные сыновья и племянники, облепили кухонный стол и вмиг расхватали все сало. Но поздно было поджаривать новую порцию. Пришлось приготовить свиную колбасу без единого кусочка сала.

И грянул пир! Тру-ру-ру! – загудели трубы. Дум-дум-дум-м! – загремели литавры, созывая гостей. Король первым испробовал еще теплую, источающую чудесный запах свиную колбасу. Он положил на язык розовый ломтик, закатил глаза в предвкушении удовольствия и вдруг ахнул, откинулся на троне и горько зарыдал. Неужто заболел? Умирает? Послали за Придворным Лекарем. Но король слабо махнул рукой, открыл глаза и скорбно простонал:

– В колбасе нет сала!

Пришлось королеве во всем признаться. Вознегодовал король и призвал Придворного Чародея и чудодея Христиана-ЭлиасаДроссельмейера, приказав ему срочно изгнать из дворца Мышильду и все ее прожорливое семейство. Недолго думал чародей. Он смастерил сотню хитрых машинок-ловушек с привязанными внутри кусочками жареного, пахучего сала. На эту хитрость попались многие сыновья и кумовья, дяди и племянники мерзкойМышильды. И тогда поклялась мышиная королева отомстить.

Прошло время. Как-то вечером нянюшка задремала у колыбельки малютки Пирлипат. Вдруг сквозь дрему услышала она странный шорох. Открыла глаза и ахнула. Громадная мышь стояла на своих тонких паучьих ножках и тянулась усатой мордой к спящей принцессе. В ужасе завизжала нянюшка. Мышильда, а это, конечно же, была она, юркнула в темный угол и пропала. На шум прибежали король и королева. Глянули они в колыбельку и обмерли. Вместо прекрасной малютки принцессы там лежала жалкая уродина. На сморщенном сером тельце еле держалась большущая сплющенная голова с выпученными глазищами и растянутым до ушей безобразным ртом.

И снова призвал король Придворного Чародея и чудодея Христиана-ЭлиасаДроссельмейера и повелел ему вернуть принцессе былую красоту. Чародей, не теряя ни минуты, отправился к Придворному Звездочету. Тот поглядел на звезды, полистал старинные книги и составил звездный гороскоп принцессы Пирлипат. И открылось, что спасет принцессу неведомый орех Кракатук. Стоит его расколоть и дать ядрышко малютке, как она снова станет прекрасной. Только скорлупа того ореха такая твердая, что и под тяжеленным молотом кузнеца он не расколется. Но есть где-то на свете юноша, который в силах разгрызть орех. Его-то и отправились искать чудодей Дроссельмейер и Звездочет.

Пятнадцать лет странствовали они по свету и, наконец, пришли в город Нюрнберг. Жил в том городе игрушечный мастер, лакировщик и позолотщик Кристоф-ЗахариусДроссельмейер, двоюродный брат нашего чародея. Послушал он печальную историю малютки Пирлипат и покачал головой:

– Вот так штука!

А потом призадумался и воскликнул:

– Есть орех Кракатук! Слушайте. Как-то раз мимо моей мастерской проходил сборщик орехов. Мешок его прохудился, и на землю высыпалась горка отборных орехов. В этот момент проезжала тяжело груженная телега. Проехалась она колесами по орехам и все передавила. Но стоило ей наткнуться на один откатившийся в сторону орешек, как громко кракнуло колесо, телега перевернулась. А орешек тот лежал себе на земле невредимый. Я подобрал его. И недаром. Приходил ко мне некий чужеземец, предлагавший много золота за один тот странный орешек. Не продал я его и теперь не жалею.

Радости путешественников не было границ. Но чародей и чудодей Дроссельмейер вдруг пригорюнился.

– Орех Кракатук есть, но где отыскать того юношу, что в силах его разгрызть? Неужто нам блуждать по свету еще пятнадцать лет?

И снова воскликнул игрушечный мастер:

– Есть такой юноша! Мой племянник. Зубы у него первейшей крепости!

– Ну, это не трудно проверить, – сказал Звездочет и принялся составлять гороскоп крепкозубого племянника.

Все звезды и планеты сошлись, как положено, и решили призвать юношу. Явился писаный красавец в красном, шитом золотом кафтане, при шпаге, с косичкой на затылке и со шляпой в руке. А шляпа была полна крупных орехов. Юноша щелкал их с такой легкостью, что странное прозвище его – Красавчик Щелкунчик – было как нельзя кстати.

И вот Дроссельмейер и Звездочет вместе с юношей Щелкунчиком прибыли в столицу своего королевства. Прослышали о крепком орешке окрестные принцы и собрались попытать счастья, да только зубы обломали.

– Не по зубам орешек! – шепелявили неудачники.

Но вот взял орех Кракатук юноша Щелкунчик, вежливо поклонился королю и королеве, улыбнулся уродине Пирлипат, дернул себя за косичку и – крак! – разгрыз небывалый орех. Поднес он ядрышко принцессе, та съела его и тут же на глазах у изумленного народа обернулась прежней прекрасной Пирлипат.

Громом грянули литавры и трубы. Потрясли стены дворца ликующие крики народа. На шум выскочила из щели испуганная Мышильда. Тут-то и случилось непоправимое. Юноша Щелкунчик оступился и наступил на юркнувшую под ноги мышь. И так же, как только что легко кракнул в его зубах орех, расплющилась под его ногой Мышильда. И раздался ее предсмертный писк:

Ах, тяжко мне под каблуком!

Прощай, мой сын, прощай, мой дом!

Увы, на смерть осуждена!

Но буду я отомщена!

И – о ужас! – прекрасный юноша в тот же миг превратился в крохотного уродца на тонких ножках. Нижняя челюсть отяжелела, и рот, усеянный длинным рядом зубов, растянулся до ушей. А туловище словно бы одеревенело.

Глянула на него прекрасная принцесса Пирлипат и вскричала с отвращением:

– Убирайся вон, противный Щелкунчик!

С тех пор никто его не видел. Правда, добрый чародей Дроссельмейер уговорил Звездочета вызнать у планет судьбу несчастного Щелкунчика. И тот предсказал, что Щелкунчик вернет себе былую красоту и статность, когда победит семиголового сына Мышильды, срубит его головы собственной рукой. И никто другой не сможет развеять злые чары.

Этими словами закончил крестный Дроссельмейер свой грустный рассказ.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Отчет о проведении IV Международного Дня Чтения 2012

Описание прошедшего в группе Дне Чтения совместно с издательством "Розовый жираф"...

Отчет о работе МБДОУ " Тюкалинский д/с№4" с 28 марта по 1 апреля 2022года. Наша неделя была посвящена творчеству писателя К. И. Чуковского и других чтению детских книг.

Отчет о работе детского сада с 28 марта по 1 апреля 2022года. Наша неделя была посвящена творчеству писателя К. И. Чуковского и других чтению детских книг.Оформлены стенды «Удивительный и в...