Главные вкладки

    Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
    статья (подготовительная группа) по теме

    Рябова Ирина Николаевна

    Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deti_s_ovz.docx18.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет образования

    Балаковского муниципального района Саратовской области

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 10 «Подсолнушек»

    г. Балаково Саратовской области

    413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Розы Люксембург, д. 39. Телефон 44-36-39

    Методическое объединение

    инструкторов по ФЗК

     Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

                                                                                                          Выполнила: воспитатель

      Рябова Ирина Николаевна

    Балаково 2018 г.

             Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

            Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

    слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

    зрения (слепые, слабовидящие);

    речи в разной степени;

    интеллекта;

    опорно-двигательного аппарата;

    эмоционально-волевой сферы.

    В отдельную категорию выделяют детей с ОВЗ в детском саду с множественными нарушениями, сочетающими два и более ограничения по здоровью.

            Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ. В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем.

            Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

    Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

    Рассмотрим пример: В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён как ребенок с ОВЗ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

            В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. И хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. А в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные.    

            Успешная работа педагогов ДОУ с детьми с ОВЗ зависит не только от опыта и знаний, наработок. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную и продуманную систему, требующая привлечения различных специалистов.

            Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

            Функции инструктора по физкультуре при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду: проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.

            Опираясь на особенности детей с ОВЗ, следует разработать мониторинг достижений планируемых результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и деференцированный подход для организации коррекционной работы на занятиях. В связи с особенностями, нельзя оценивать детей с ОВЗ по общим требованиям. Мы должны показать достижения и динамику развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

    Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

    - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

    - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    -для детей с высоким интеллектуальным развитием.

    Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

    • развитие общей и мелкой моторики;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

    Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

    Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

    Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

    Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

    Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектам...