Главные вкладки

    Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ
    методическая разработка по логопедии на тему

    Фелькер Татьяна Юрьевна

    Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с такими детками, статус которых звучит ребёнок с ОВЗ...

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

     В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В процессе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

    Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

    В группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении).

    Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

    В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

    В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь,

    при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение.

    В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

    В связи с этим может использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционно–развивающего обучения детей 6-7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

    1. Формирование фонетической стороны речи.

    2. Совершенствование лексико-грамматических представлений.

    3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

    4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

    5. Формирование коммуникативных навыков и умений.

    Логопед учитывает специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

    В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется «Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений», в которой планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по лексико-грамматическому строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

    С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов: речевая студия «Говоруша», ведется выпуск еженедельного листка информации «Речедом», фильмов; индивидуальных тетрадей.

    Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

    Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микрогрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

    Литература

     

    1.      Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // Логопед. – 2010. – № 5. – С. 46.
    2.      Гаркуши Ю. Ф. Коррекционно–педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера, 2007.
    3.      Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс, 2008.
    4.      Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
    5.      Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – С. 4–10.
    6.      Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. // Логопед. – 2011. – № 3. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

    Презентация на тему "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализацииФГОС"...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

    Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

    Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектам...

    Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

    Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области....


     

    Комментарии

    Фелькер Татьяна Юрьевна

    коллеги,предлагаю обмениваться информацией по данной теме...