Главные вкладки

    Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС
    статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Белова Валентина Анатольевна

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
         К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

        Детей с  ФФНР отличают:
    -трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
    - пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
    - затруднения в различении звуков относящихся к разным фонетическим группам;
    - невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
    - нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;  
    - нарушение звукопроизношения  при относительной сохранности слоговой структуры слова;
    - слабовыраженное лексико-грамматическое недоразвитие ( нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
    - неточность в понимании и обобщении близких по значению или звучанию слов;
    - нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодика.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ffnr.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Белова В.А., учитель-логопед,                                                                                                                                                  
                                                                                              ГБДОУ детский сад №58 Приморского района
                                                                                                                                  города Санкт-Петербурга

                        Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС

         Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
        К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

       Детей с  ФФНР отличают:
    -трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
    - пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
    - затруднения в различении звуков относящихся к разным фонетическим группам;
    - невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
    - нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;  
    - нарушение звукопроизношения  при относительной сохранности слоговой структуры слова;
    - слабовыраженное лексико-грамматическое недоразвитие ( нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
    - неточность в понимании и обобщении близких по значению или звучанию слов;
    - нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодика.

        Причины фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
        Эти нарушения могут быть врожденными и приобретёнными.
       Нарушения, обусловленные врождёнными причинами:
    -  некоторые наследственные заболевания;
    -  тяжелый токсикоз при беременности матери;
    - разный резус-фактор крови у младенца и матери;
    - сложные роды, при которых происходят травмы новорожденного;
    - асфиксия плода;
    - инфекционные заболевания и эмоциональные стрессы у женщины в период беременности.
      Приобретенное фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, формирующийся под влиянием социальных, бытовых и других условий среды, где воспитывается малыш.
      Причины недоразвития речи у ребенка могут быть такими:
    - травмы органов речевого аппарата;
    - неблагоприятные социальные и, как следствие, бытовые условия, в которых проживает ребенок;
    - двуязычие в семье;
    - недостаточные речевые условия (ребенок целыми днями предоставлен сам себе, с ним практически не занимаются)
    ;
    - дефекты в построении зубного ряда;
    - психотравмирующие ситуации;
    - заболевания слухового и зрительного аппаратов (доказано, что у большинства детей, имеющих проблемы со зрением и/или слухом, возникает ФФНР).

          Дети с ФФНР кроме речевых нарушений могут иметь такие особенности поведения и общения:
    - неустойчивость внимания;
    - трудности в переключении с одного занятия на другое;
    - сужение объема памяти;
    - затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий.
         Фонетико-фонематическое недоразвитие речи без коррекции может стать серьезной проблемой.  При наличии такого дефекта ребенок должен пройти комплексное обследование с посещением логопеда, психолога и врачей: психиатра, ЛОРа, окулиста, невролога и педиатра. ЛОР дает заключение о состоянии слухового аппарата, окулист отмечает, есть ли проблемы со зрением, а педиатр - наличие либо отсутствие сопутствующих заболеваний.
      Кроме того, исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата пациента и оценивается состояние голосовых и дыхательных функций.
       Логопед проводит тесты, определяющие, какие именно нарушения звукопроизношения имеются у ребенка (замена звуков, их смешение, искажение и так далее). Если на медико-психолого-педагогической комиссии подтвердили заключение «ФФНР», ребёнок определяется на логопункт для регулярных занятий с логопедом.

          Цель работы логопеда – в рамках ФГОС - обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие, обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупредить возникновение возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь.

         Логопедический пункт можно рассматривать как «подмодель» интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии. Дошкольники с нарушениями произносительной стороны речи являются воспитанниками определенной возрастной группы детей детского сада. Они постоянно находятся в среде своих сверстников, что характерно для полной интеграции, но также, посещая дошкольный логопедический пункт, получают систематическую квалифицированную дефектологическую помощь в стенах своего детского сада (комбинированная интеграция).
        В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
       Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия (непосредственно-образовательная деятельность), на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: подгрупповых, индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

    Основные задачи логопеда:
    - своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком;
    - осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия;
    - привить детям навыки коммуникативного общения (общения с взрослыми и детьми) в двух формах: монолог и диалог;
    - проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению;

    - сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов, медицинских работников и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.

          Организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой), стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.
        Работа логопеда опирается на принципы:
    - принцип коррекции и компенсации – определение адресных логопедических технологий (направлений работы) в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения у детей;
    - принцип наглядности – тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых образов детей;
    - принцип постепенного повышения требований – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

         Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни
       Задача учителя-логопеда — помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, некоторыми приемами преодолениями речевого нарушения, пополнять конкретным содержанием задания для домашней работы (рекомендации логопеда)  с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

         Хотя коррекция речи в детском саду – дополнительная задача, весь коллектив детского сада не остается в стороне от ее решения. Успешная коррекционная работа может осуществляться только при создании команды единомышленников, куда входят: учитель — логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, медицинский персонал. Поскольку время коррекционной работы с детьми в детском саду строго лимитировано, а в специально организованную деятельность учителя-логопеда и ребенка невозможно включить весь лексический и грамматический материал, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре очень актуальна.

        Таким образом  осуществляется личностно — ориентированный подход к обучению воспитанников с речевыми нарушениями, так как, если коррекция речи ребенка начата вовремя, то, как правило, недостатки полностью устраняются.

    Литература:
    1. Аранович З.Е. /Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб : «Детство-Пресс», 2001.
    2. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя – логопеда на логопункте ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012.
    3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «От рождения до школы» — М; Мозаика-синтез, 2014.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
    4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
    5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М; ТЦ Сфера, 2008г.Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат школа 2000.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В .Индивидуально — подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
    7. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
    8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — С.-Пб, 2003г.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М; Владос, 1999г.
    9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. /Авт. — сост. сб. Г.В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.
    10. Сборник документов для учителей — логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации / Н.Н. Болясова, Е.В. Бариновская, О.Ф.Фролова. – Самара: Изд-во МИР, 2009.
    11. Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие / Под. Ред. Л. С. Вакуленко, — СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

    Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

    Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

    Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

    Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

    Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

    Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

    Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области....