Значение музейной педагогике в духовном нравственном воспитании дошкольников
статья на тему

«Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,

хранить традиции.

Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»

Д. Лихачев.

 

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей , которая создает условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду. Многие из вас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей , - сказала мне сестра . А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти с родителями в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Думаете , такая проблема существует только в нашем регионе? К  сожалению, такая проблема существует даже в больших городах с ее огромным количеством музеев. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие.

 

Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи - неотъемлемая  часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашем детском саду была создана комната национальной культуры. В этой комнате собраны предметы  быта, народов населяющих р. Мордовию. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта , эмоциональной сферы детей. Любой предмет мини-музея может предсказать тему для интересного разговора.

 

Что такое мини-музей?

 

Во-первых, мини напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, экологической комнаты.

Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В- третьих мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Самое главное, что в их создании принимают участие дети родители. Вид именно они  приносят многие экспонаты. Любой мини – музей содержит экспонаты, которые можно трогать , нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять домой.  И эта особенность ,безусловно привлекает детей. Раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то родное.

 

Как  использовать в работе мини- музей  с детьми  и родителями.

 

 Необходимо помнить, что мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий . Длительное состояние  на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя.

1.     Иногда целее сообразней разбить всю информацию на несколько под тем так называемые мини- беседы.

2.     Конечно же дети обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых ,возможно , не входит в сегодняшние планы. В этом случае можно использовать тактический ход. « Об этом  мы поговорим  в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть  внимательно и догадаться  , о чем хотели вам рассказать» Воспитатель не отвечает на вопросы детей ,не дает наводящих вопросов. В ответ на предложения и вопросы детей сообщает : « Мы поговорим об этом в следующий раз.».Если ребята отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает стать самому активному ребенку экскурсоводом.

3.      Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Воспитатель предлагает детям подойти к интересующему их разделу и рассказать всем детям  на следующий день.

 

Игры для мини музея.

 

При создании и использовании мини-музея мы не забыли о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини музеи в уголке самостоятельной деятельности предоставляется возможность  играть. Тема мини-музея подскажет ,какими  должны быть игры.

 

 

 

В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы  экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,

хранить традиции.

Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»

Д. Лихачев.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей , которая создает условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду. Многие из вас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей , - сказала мне сестра . А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти с родителями в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Думаете , такая проблема существует только в нашем регионе? К  сожалению, такая проблема существует даже в больших городах с ее огромным количеством музеев. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие.

Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи - неотъемлемая  часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашем детском саду была создана комната национальной культуры. В этой комнате собраны предметы  быта, народов населяющих р. Мордовию. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта , эмоциональной сферы детей. Любой предмет мини-музея может предсказать тему для интересного разговора.

Что такое мини-музей?

Во-первых, мини напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, экологической комнаты.

Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В- третьих мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Самое главное, что в их создании принимают участие дети родители. Вид именно они  приносят многие экспонаты. Любой мини – музей содержит экспонаты, которые можно трогать , нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять домой.  И эта особенность ,безусловно привлекает детей. Раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то родное.

Как  использовать в работе мини- музей  с детьми  и родителями.

 Необходимо помнить, что мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий . Длительное состояние  на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя.

  1. Иногда целее сообразней разбить всю информацию на несколько под тем так называемые мини- беседы.
  2. Конечно же дети обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых ,возможно , не входит в сегодняшние планы. В этом случае можно использовать тактический ход. « Об этом  мы поговорим  в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть  внимательно и догадаться  , о чем хотели вам рассказать» Воспитатель не отвечает на вопросы детей ,не дает наводящих вопросов. В ответ на предложения и вопросы детей сообщает : « Мы поговорим об этом в следующий раз.».Если ребята отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает стать самому активному ребенку экскурсоводом.
  3.  Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Воспитатель предлагает детям подойти к интересующему их разделу и рассказать всем детям  на следующий день.

Игры для мини музея.

При создании и использовании мини-музея мы не забыли о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини музеи в уголке самостоятельной деятельности предоставляется возможность  играть. Тема мини-музея подскажет ,какими  должны быть игры.

В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы  экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательн...

Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, языка, воспитанию чувства п...