Значение музейной педагогике в духовном нравственном воспитании дошкольников
статья на тему

«Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,

хранить традиции.

Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»

Д. Лихачев.

 

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей , которая создает условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду. Многие из вас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей , - сказала мне сестра . А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти с родителями в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Думаете , такая проблема существует только в нашем регионе? К  сожалению, такая проблема существует даже в больших городах с ее огромным количеством музеев. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие.

 

Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи - неотъемлемая  часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашем детском саду была создана комната национальной культуры. В этой комнате собраны предметы  быта, народов населяющих р. Мордовию. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта , эмоциональной сферы детей. Любой предмет мини-музея может предсказать тему для интересного разговора.

 

Что такое мини-музей?

 

Во-первых, мини напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, экологической комнаты.

Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В- третьих мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Самое главное, что в их создании принимают участие дети родители. Вид именно они  приносят многие экспонаты. Любой мини – музей содержит экспонаты, которые можно трогать , нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять домой.  И эта особенность ,безусловно привлекает детей. Раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то родное.

 

Как  использовать в работе мини- музей  с детьми  и родителями.

 

 Необходимо помнить, что мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий . Длительное состояние  на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя.

1.     Иногда целее сообразней разбить всю информацию на несколько под тем так называемые мини- беседы.

2.     Конечно же дети обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых ,возможно , не входит в сегодняшние планы. В этом случае можно использовать тактический ход. « Об этом  мы поговорим  в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть  внимательно и догадаться  , о чем хотели вам рассказать» Воспитатель не отвечает на вопросы детей ,не дает наводящих вопросов. В ответ на предложения и вопросы детей сообщает : « Мы поговорим об этом в следующий раз.».Если ребята отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает стать самому активному ребенку экскурсоводом.

3.      Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Воспитатель предлагает детям подойти к интересующему их разделу и рассказать всем детям  на следующий день.

 

Игры для мини музея.

 

При создании и использовании мини-музея мы не забыли о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини музеи в уголке самостоятельной деятельности предоставляется возможность  играть. Тема мини-музея подскажет ,какими  должны быть игры.

 

 

 

В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы  экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,

хранить традиции.

Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»

Д. Лихачев.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей , которая создает условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду. Многие из вас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей , - сказала мне сестра . А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти с родителями в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Думаете , такая проблема существует только в нашем регионе? К  сожалению, такая проблема существует даже в больших городах с ее огромным количеством музеев. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие.

Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи - неотъемлемая  часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашем детском саду была создана комната национальной культуры. В этой комнате собраны предметы  быта, народов населяющих р. Мордовию. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта , эмоциональной сферы детей. Любой предмет мини-музея может предсказать тему для интересного разговора.

Что такое мини-музей?

Во-первых, мини напоминает о том , что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, экологической комнаты.

Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В- третьих мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Самое главное, что в их создании принимают участие дети родители. Вид именно они  приносят многие экспонаты. Любой мини – музей содержит экспонаты, которые можно трогать , нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять домой.  И эта особенность ,безусловно привлекает детей. Раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то родное.

Как  использовать в работе мини- музей  с детьми  и родителями.

 Необходимо помнить, что мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий . Длительное состояние  на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя.

  1. Иногда целее сообразней разбить всю информацию на несколько под тем так называемые мини- беседы.
  2. Конечно же дети обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых ,возможно , не входит в сегодняшние планы. В этом случае можно использовать тактический ход. « Об этом  мы поговорим  в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть  внимательно и догадаться  , о чем хотели вам рассказать» Воспитатель не отвечает на вопросы детей ,не дает наводящих вопросов. В ответ на предложения и вопросы детей сообщает : « Мы поговорим об этом в следующий раз.».Если ребята отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает стать самому активному ребенку экскурсоводом.
  3.  Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Воспитатель предлагает детям подойти к интересующему их разделу и рассказать всем детям  на следующий день.

Игры для мини музея.

При создании и использовании мини-музея мы не забыли о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини музеи в уголке самостоятельной деятельности предоставляется возможность  играть. Тема мини-музея подскажет ,какими  должны быть игры.

В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы  экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательн...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, языка, воспитанию чувства п...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...