Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Чепелева

Программное содержание:

  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
  • Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки.
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_obychai_na_rusi.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей

старшего дошкольного возраста

«Семейные обычаи

на Руси»

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/images/2010/01/8506473afa43ca857572ef1f5e64d5e18f85b3d4.preview.jpg&mb=imgdb_preview_207

Подготовила и провела

 Воспитатель ВКК

Чепелева Е.А.

Программное содержание: 

  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
  • Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки.
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр. Презентация «Мир русской деревни»;

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Аудиозаписи: колыбельные мелодии, колыбельная песня, плач, ребенка; презентация «В русской избе»; мяч, кукла в колыбельке; кукла – оберег «пеленашка»; лоскутки ткани на каждого ребенка: белая х/б для скрутки 2535см., цветная прямоугольная ткань для пелёнки 1220см., цветная треугольная ткань 152015см, тесьма разного цвета; шпагат или верёвка 15 см.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся со всеми по русскому старинному обычаю. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?   (Да).

Воспитатель:  Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами

Посмотрите, а что вы видите перед собой?  (деревья, волшебный камень).

Воспитатель:  Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Воспитатель:  Дети, куда же пойдем? (Направо).

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.  Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:  Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (В русской избе)

Воспитатель:  А почему вы решили, что это изба?  (Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда)

Воспитатель:  показывает чугунок.  Дети, что это? (Чугунок)

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?  (В нем варили кушать)

Воспитатель: показывает лапти.   Дети, а это что?  ( Лапти)

Воспитатель:  А для чего нужны лапти?    (Их одевали на ноги)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:  Дети, что это за звук? Кто плачет?   Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:  С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:  Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?  (Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.)

Воспитатель:  Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.  А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:  Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? Ответы детей.

Воспитатель:  Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?  (Тезки)

Воспитатель:  А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель:   Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:   Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:  А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?  (Их клали, когда купали ребенка)

Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:  А что говорили, когда клали уголек?  (Привыкай к домашнему теплу)

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:  А что говорили, когда клали зернышко?  (Будь всегда сыт)

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:  А что говорили, когда клали монетку? ( Будь всегда богат)

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:  Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?   (Одевали)

Воспитатель:  А во что одевали ребеночка?  (В отцову рубашку)

Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?  (Чтобы ребенок был похож на отца и матушку)

Воспитатель:  Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?  (Красная, красивая, праздничная)

Воспитатель:  Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали  рубашку родителей?    (Красная, красивая, праздничная)

(Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается)

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?  (Укладывали спать)

Воспитатель:  А куда клали спать ребеночка?   (В колыбельку)

Воспитатель:  А что же такое колыбелька?  (Это кроватка, куда клали малыша и качали)

Воспитатель:  Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям). ( Деревянная, расписная)

Воспитатель:  Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:  Что же это?  ( Хлеб и соль)

Воспитатель:   Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Воспитатель:   Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?  ( Пели колыбельную)

Воспитатель:  А что такое колыбельная?  ( Это песенка, под которую засыпает ребенок)

Воспитатель:  Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети поют совместно с воспитателем:

«Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:  Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Воспитатель:  А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель: Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег? (Это предмет, который защищал и охранял людей от бед)

Воспитатель:  Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. - Как вы думаете, какой подарок можно сделать своими руками  и из чего?  (ответы детей: из глины, дерева, бумаги, лоскутков ткани).

Когда наши прапрабабушки были такими как вы - маленькими, то часто сами себе мастерили кукол из цветных лоскутков ткани, из ниток, а ещё делали обереги.

Вы всё правильно сказали, самое главное для людей это – здоровье, его тоже надо беречь, и сейчас мы с вами позанимаемся гимнастикой: для глаз, пальчиковая гимнастика, которая укрепит ваше здоровье.

Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.

1 вариант: Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Воспитатель:  Из чего мы с вами его лепили?

Дети: Из соленого теста.

Воспитатель: А чем мы украшали?

Дети: Ягодой рябинкой, ленточкой.

Воспитатель:  А как мы располагали рябинки?

Дети:  Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель: А какими узорами мы расписывали?

Дети:  Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель:  Дети, а как мы располагали листики?

Дети: Слева и справа.

Воспитатель: Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Дети: Угольками. Перышками.

Воспитатель:  Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:  Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

2 вариант:  Изготовление куклы-«пеленашки»

Рассматривание образца

Педагог:  Посмотрите, какую куклу я вам принесла Это кукла - «пеленашка», такое название она получила потому, что запеленована в пеленку. (педагог предлагает детям повторить новое слово) Эта кукла не простая, эта кукла-оберег

- Давайте рассмотрим куклу повнимательнее. (дети называют из каких частей состоит кукла)

Педагог: на голове у куколки - платочек, сама куколка завернута в пеленку, завязана ленточкой, для того, чтобы пелёнка не развернулась.

- Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет на лице глаз, ротика? (ответы детей)

Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.

А теперь, посмотрите, как можно смастерить такую куклу.

Технология изготовления куклы - «пеленашки»:

1. Лоскуток белой ткани плотно скручиваем в скрутку (скрутка – это скрученная в трубочку ткань, педагог просит детей повторить новое слово)

2. Скрутку складываем пополам, чтобы её концы были на одном уровне.

3. Для обозначения головы скрутку перетягиваем веревочкой и завязываем.

4. На голову повязываем косынку. Скрещиваем концы впереди, завязываем на узел сзади.

5. Затем куклу укладываем на прямоугольный цветной лоскуток так, чтобы голова с платком были выше и плотно заворачиваем.

6. Тесьмой «обворачиваем» куколку, сначала сверху, потом внизу и завязываем на узелок.

Закрепление последовательности выполнения работы

- Что сделаем сначала?

- Что будем делать потом?

- Где будем завязывать платочек?

- Как должна быть расположена голова

куклы, когда вы будите ее пеленать?

Самостоятельная работа детей

Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать куклу. В ходе выполнения педагог оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: Вот мы и сделали куклу - «пеленашку», не просто куклу – оберег, а теперь подарим куколок Егорке, и пусть каждый скажет ему свои пожелания.

Примерные варианты пожелания детей:

«Никогда не болей, будь здоров! »

«Расти сильным, крепким да удалым! »

«Слушай отца – батюшку, да родную матушку! »

«Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди! »

«Пусть живёт – поживает, да добра наживает! »

Воспитатель:   Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Обычаи и традиции казаков"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Обычаи и традиции казаков"...

Праздник для детей старшего дошкольного возраста "Защитники святой Руси"

Программное содержание:  Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма; обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии. Поддерживать интерес к истории своего народа. Учить д...