«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых».
материал

Доклад на  педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию представлений  о  труде взрослых»

Доклад на педсовете

 воспитателя Макаровой Ларисы Викторовны.

Москва  2016


Введение

В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому, ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Социологи в своих исследованиях выявили
социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети младшего школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не понимают сути их профессиональной деятельности.  

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.  


 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста в работах отечественных исследователей

 Роль  труда в развитии ребенка дошкольного возраста

Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.  

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям. Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большую роль в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке . Настоящий труд – это всегда преодоление. И дошкольника тоже надо учить преодолевать – преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость. Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение. Ребенок дошкольного возраста находится  не только в  предметном мире,  но и в мире человеческих отношений .

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому, ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определенным видом труда . В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети младшего школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не понимают сути их профессиональной деятельности.

Серьёзные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в  70–80-е годы под руководством д.п.н., профессора В.И.Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация . В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на  формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

          Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд ребенка отличается от труда взрослого человека:

  • ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
  • труд носит воспитывающий характер, является средством разностороннего развития личности ребенка (по оценке взрослых);
  • отличительной особенностью труда детей является его близость с игрой (в игре отражается труд взрослых, трудовая деятельность организуется для будущей игры, игровые действия включаются в процесс труда, элементы трудовых действий  отражаются в игре, дети с удовольствием  принимают игровую ситуацию, связанную с трудом);
  • для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий;
  • труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения;
  • труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер (его отсутствие влияет на нравственный облик ребенка);
  • все структурные компоненты трудовой деятельности находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого .

В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты, характерные для этой деятельности:

  • цель;
  • мотив;
  • процесс планирования;
  • трудовые действия;
  • оценка;
  • результат труда.

Цель трудовой деятельности – дети младшего дошкольного возраста  не могут ставить цели, удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенок сразу начинает действовать, действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель для  маленького ребенка не имеет смысла, он формулирует ее для обозначения сиюминутного действия.

Дети старшего возраста самостоятельно формулируют цель на материале уже известного труда, удерживают ее на протяжении процесса до получения результата. С незнакомым содержанием труда необходима помощь взрослого.

Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. Особенность данного компонента – участие взрослого.

Мотивы трудовой деятельности – характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится . В качестве мотивов могут выступать:

  • потребность в положительной оценке взрослых;
  • самоутверждение;
  • потребность в общении со взрослыми;
  • желание чему-то научиться;
  • общественные мотивы (приносить пользу другим).

Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить материальную награду за труд.

Планирование трудовой деятельности – включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего дошкольного возраста свою деятельность не планирует. Планирование деятельности старшими дошкольниками осуществляется с помощью взрослых .

Специфика планирования старшими дошкольниками:

  • планируют лишь процесс исполнения;
  • не планируют организацию труда;
  • намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения;
  • не предусматривают контроль и оценку работы;
  • словесное планирование отстает от практического;
  • план работы не может составить, но действует последовательно.

 Роль взрослого на разных этапах различна: первоначально планирует сам, далее привлекает детей к совместному планированию.

Особенность данного компонента – детей следует учить планированию деятельности.

Трудовые действия – детей младшего дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Ребенок выполняет трудовые действия непосредственно под руководством взрослого, при его показе.

Старшие дошкольники овладели многими действиями, способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, но процесс деятельности для них тоже привлекателен.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Участие  взрослых делает труд детей более привлекательным.

Особенность данного компонента – у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они могут выполнять свободно без помощи взрослых .

Оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна быть объективной, учитывающей психофизические возможности ребенка.

Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность. Старшие дети учатся оценивать  процесс выполнения и результат своей работы. Особенность данного компонента – детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность .

Для младших дошкольников важен не материальный результат, а моральный, выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка старшего дошкольного возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, оценка взрослого для него также важна. Дети 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата труда. Особенность данного компонента – результат видят все дошкольники. У младших дошкольников  формируются отдельные трудовые умения и действия, у старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью.

Исходя из специфики трудовой деятельности дошкольника, образовательная программа ДОУ предусматривает решение следующих задач (М.А.Васильева):

  • воспитание интереса к труду взрослых и уважение к человеку труженику;
  • формирование знаний, представлений о трудовой деятельности взрослого человека;
  • формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;
  • воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;
  • воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей;
  • развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе;
  • воспитание бережного отношения к результатам труда;
  • формирование потребности к оказанию помощи младшим, пожилым по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.

Общие задачи конкретизируются в образовательных программах ДОУ по возрастным группам.  Задача, направленная на формирование у детей  знаний и представлений о трудовой деятельности взрослого человека предусматривает процесс ознакомления дошкольника  с трудом взрослых, что позволяет расширить представления  ребенка о содержании  деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. В.И.Логинова неоднократно подчеркивала, что ребенка нужно знакомить с процессом труда  взрослых, о создании разных продуктов труда . В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Ребенка важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Необходимость формирования представлений об ответственном и творческом отношении к труду. В педагогической литературе описаны формы и методы ознакомления с трудом взрослых, это: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы  и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы,  организация совместной деятельности со взрослыми .

  Специфика содержания, средств и методов ознакомления детей  дошкольного возраста с трудом  взрослых в дошкольном образовательном учреждении      

Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада. Предметный мир имеет рукотворный характер, поэтому в программе М.А. Васильевой его познание предполагает знакомство с трудовой деятельностью взрослых. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми, знакомя детей с разными профессиями, программа М.А. Васильевой одновременно вводит их в мир человеческих отношений, позволяет ребенку увидеть многообразие ролевых функций в сложном обществе взрослых людей. Происходит «замыкание связи» между предметным миром и миром человеческих отношений, один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых.  "Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", – пишет В.И.Логинова. Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах: "Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому". Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы. Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".  Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.  Разработчики (М.А. Васильева, Т.С. Комарова, Т.В. Доронова, Л.С. Парамонова и др.)  программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. В последние 15–20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); парциальные программы – такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство". "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5–7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится. Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? В педагогической литературе описаны формы и методы ознакомления с трудом взрослых, это: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы  и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы,  организация совместной деятельности со взрослыми .

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых. На детей младшего возраста сильное влияние оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (врач, сестра). Это труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.                                                                                                                   Для старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п. Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например, электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении . Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.  В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей .

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом .

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.


  •  Первоначальный уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых

 Необходимо было определить, что дети знают о труде работников разных профессий.

Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какие профессии ты знаешь,  назови?
  2. Кем ты хочешь быть?
  3. Что должен уметь делать человек этой профессии?
  4. Чем тебе нравится эта профессия?
  5. Кем работают твои родители? Что они делают на работе?
  6. Как ты думаешь, трудно ходить на работу?
  7. Что было бы, если бы люди не ходили на работу?

Эти вопросы были заданы с целью активизации познавательных интересов детей о труде взрослых.

Затем были разработаны вопросы к беседе с детьми о труде работников следующих профессий: продавец, кассир, грузчик, фасовщик, бухгалтер, товаровед, водитель, фермер, агроном, овощевод, садовод. Перечень профессий, отобранный для беседы с детьми, основан на том, что старшие дошкольники должны научиться понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий (система предложена  исследователем Ю.А.Гладковой).

Беседы с детьми проводились в разные временные периоды по следующим вопросам (индивидуальная беседа с ребенком).

Беседа о продавце книжного магазина

  1. Зачем человеку нужны книги? (Из них можно узнать много полезного и интересного о животных, о человеке, о природе, о жизни разных людей).
  2. Где можно купить книги? (В магазине).
  3. Кто помогает выбрать книги? (Продавец, он раскладывает книги на витрины и стеллажи, показывает их покупателям).
  4. Каким должен быть продавец? (Должен быть вежливым, внимательным, много знать о книгах, которые находятся в магазине).
  5. Какую книгу (о чем) вы хотели бы купить в магазине?

Беседа о труде водителя

  1. Зачем людям нужен транспорт? (Чтобы быстро добраться до нужного места).
  2. Должен ли водитель знать устройство своей машины? (Должен, чтобы правильно ею пользоваться, ухаживать за ней, устранять мелкие поломки).
  3. Какие правила должен очень хорошо знать водитель? (Правила дорожного движения).
  4. Зачем нужно выполнять правила дорожного движения? (Чтобы езда была безопасной, чтобы был порядок на дорогах).
  5. Надо ли наказывать водителей, которые не выполняют правила дорожного движения? (Надо, ведь от их невыполнения могут погибнуть люди).
  6. Какими качествами должен обладать водитель пассажирского транспорта? (Быть очень внимательным и аккуратным, потому что он перевозит много людей, быть вежливым).

Беседа о труде кассира

  1. Кто такой кассир?
  2. Где он работает?
  3. Что он делает на работе?
  4. Зачем нужна эта профессия?
  5. Какие предметы труда нужны кассиру?

Беседа о труде товароведа

  1. Где работает товаровед?
  2. Что он делает в магазине?
  3. Какую пользу он приносит всем людям, которые ходя в магазин?
  4. Может ли магазин обходиться без труда человека данной профессии?

Подобные вопросы были заданы детям по другим выше перечисленным профессиям.

Вывод: у большинства детей вопросы вызвали некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об общественной значимости труда людей разных профессий  вызвал некоторые замешательства у детей.  По таким профессиям как: кассир, фасовщик, бухгалтер, товаровед, экспедитор, фермер, агроном, овощевод – представления детей о людях труда не сформированы.

 Календарно-тематическй план, определяющий систему работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых

 Был составлен календарно-тематический план, раскрывающей перспективу работы с детьми по формированию системы знаний о людях труда разных профессий .

По наименее известным детям  профессиям  (товаровед, фермер, агроном, садовод, овощевод) работа проходила в рамках образовательной деятельности .

 Система методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на эффективность проводимой работы по формированию представлений о труде взрослых

Информацию о профессиях дети  получали во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами;  беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок,  дидактические  и сюжетно-дидактические игры, художественные произведения, стихи, загадки и т.д. Путем организации непосредственно образовательной  и   продуктивной деятельности .

Очень важно было, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы (День открытых дверей «Приглашаем на обед»).

Родители были непосредственные участники образовательного процесса. Например, папа Димы К. работает водителем продуктового фургона, на встрече с детьми, рассказал  об особенностях своей работы, как тяжелы были дальние рейсы. Мама Оли К. рассказала о своей работе – продавца детской одежды. В заключение, после рассказов родителей подводила итог, заостряла внимание детей на важности и социальной значимости каждой профессии.

В работе  использовалась изобразительная деятельность, привлекали  детей к рисованию, лепке  и аппликации  на темы: животные; овощи, фрукты; труд взрослых. Детям было предложено нарисовать представителей одной из профессий: продавец, водитель, парикмахер, фермер, садовод, овощевод. Дети сами выбирали ту или   профессию, которую они хотят нарисовать. Важное место отводилось беседам по рисунку. Организуя игровую деятельность детей, обращали внимание на развитие сюжета, спрашивали, откуда овощи попали на прилавок, кто трудится на ферме, овощной базе, какую пользу приносят люди разных профессий. Таким образом, дети учились понимать мир профессий как систему взаимосвязей  между всеми видами труда и воспринимать любой предмет или продукт как результат многих людей, представителей различных профессий. Например, фермерское хозяйство (фермер, агроном, овощевод, садовод, бухгалтер); плодоовощная база (грузчик, товаровед, водитель, экспедитор, бухгалтер); магазин «овощи –фрукты» (продавец, кассир, грузчик, фасовщик, бухгалтер).

Предметно-игровая среда была пополнена следующими атрибутами: сделана касса, подготовлены  вывески отделов магазина, денежные знаки, ценники, шапочки или повязки  с названием человека той или иной профессии и т.д.; определили место   и оформили предметную среду для  самостоятельных игр в магазин .

 С помощью родителей были оформлены три выставки на темы «Профессии всякие важны», «Профессия моих родителей (мамы или папы)», «Мы на экскурсии». На выставках  каждый ребенок являлся экскурсоводом, показывая своим родителям содержательную сторону данной выставки, комментируя каждое изображение.

Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: пополнился багаж знаний   о профессии «продавец», «кассир», грузчик, бухгалтер; дети получили новые представления о таких профессиях, как фермер, садовод (агроном), товаровед, фасовщик; дети стали понимать  конкретную профессию во взаимосвязи  между всеми видами труда. Значительно расширен словарный запас детей. Дети свободно дают описание многих профессий, рассказывают о труде взрослых. Добросовестно относятся к поручениям, обязанностям, принятым в группе.

Дети проявляют повышенный интерес к труду взрослых, проявляют желание оказать помощь взрослым.

Кроме того, произошли положительные изменения и в проявлении эмоционального отношения дети  к выполнению той или иной роли в сюжетно-ролевых играх.


                                           Заключение

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте. "Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада… В.И.Логиновой  выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах: "Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Опытно-практическую работу начали с определения  конкретных задач и планирования перспективной работы по  их реализации.  В работе с детьми были использованы: беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, стихи, загадки и т.д., активно использовали художественно-изобразительную и продуктивные виды деятельности, деятельность детей, обращали внимание на развитие сюжета, спрашивали, откуда овощи попали на прилавок, кто трудиться на ферме, овощной базе, какую пользу приносят люди разных профессий. Таким образом, дети учились понимать мир профессий как систему взаимосвязей  между всеми видами труда и воспринимать любой предмет или продукт как результат многих людей, представителей различных профессий. Предметно – игровая среда была пополнена следующими атрибутами: сделана касса, подготовлены  вывески отделов магазина, денежные знаки, ценники, шапочки или повязки с названием человека той или иной профессии и т.д.; определили место   и оформили предметную среду для  самостоятельных игр в магазин. Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: пополнился багаж знаний  о профессии «продавец», «кассир», грузчик, бухгалтер; дети получили новые представления о таких профессиях, как фермер, садовод (агроном), товаровед, фасовщик; дети стали понимать конкретную профессию во взаимосвязи  между всеми видами труда. Значительно расширен словарный запас детей. Дети свободно дают описание многих профессий, рассказывают о труде взрослых. Добросовестно относятся к поручениям, обязанностям, принятым в группе. Дети проявляют повышенный интерес к труду взрослых, проявляют желание оказать помощь взрослым. Таким образом, можно утверждать, что цели и задачи, поставленные в ходе опытно-практической работы, выполнены. Практический материал может быть использован в работе дошкольных  работников  образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма

·        перспективное планирование по работе с детьми и родителями;·        перспективное планирование целевых прогулок;·...

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по детскому книгоиздательству

Презентация системы работы по детскому книгоиздательству  "Книгоиздательство" была представлена на районной Ярмарке Педагогических Идей « Развитие у детей интереса и любви к книге»....

"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по РЭМП с использованием блоков Дьенеша"

 Предлагаются игры и упражнения  с блоками Дьенеша в системе, с  усложнениями....

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук".

В данной статье раскрыта работа по развитию мелкой моторики рук воспитателей группы детей с ФФНР, отражена системность проводимой работы....

Статья "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности"

Тема "Пожарная безопасность для детей дошкольного возраста" является актуальной в настоящее время и соответствует современным тенденциям развития образования....