Что за прелесть эти сказки
проект

Педагогический проект

Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка, влияет на развитие  эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Что за прелесть эти сказки!»

«Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам – урок!»

        Творческое наследие А.С.Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка, влияет на развитие  эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребенка. Данные современной психологии говорят о том, что впечатления детства долго сохраняются, и часто на всю жизнь определяют поведение и настроенность человека. На практике это подтверждается примерами из жизни великих мастеров искусства. Всем известно огромное влияние на духовный облик и на все творчество А.С.Пушкина сказок, рассказанных ему в детстве няней Ариной Родионовной. Уже, будучи взрослым человеком, он написал в письме своему брату из Михайловского: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем самым недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки – каждая есть поэма!». А говорил он о присущем в то время дворянству европейском воспитании. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.

        В решении этой проблемы может помочь проект «Что за прелесть эти сказки!», который дает возможность изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить дошкольников к богатству родного языка.

Проект краткосрочный – рассчитан на 3 месяца.
Тип проекта: творческо-исследовательский.

Участники проекта:

 воспитанники и воспитатели подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, сотрудники библиотеки имени А.С.Пушкина.

Цель проекта:

Развитие творческого потенциала, активной, эмоциональной, отзывчивой, развивающейся личности посредством сказок А.С.Пушкина.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, его сказками.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Повышать интерес к художественной литературе.
  • Развивать творческие способности дошкольников в музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.
  • Воспитывать партнерские и дружеские взаимоотношения.

Время реализации проекта – октябрь – декабрь.

Планируемый результат:

  • Развитие духовно-богатой личности ребёнка, как активного участника проекта.
  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребёнка.
  • Проведение праздника «Сказки Пушкина в новогоднюю ночь»
  • Активное участие родителей в жизни группы.
  • Создание сценария новогоднего праздника по сказкам Пушкина.
  • Обогащение развивающей среды по данной тематике.

 Организация развивающей среды:

  • Зона сюжетно-ролевых игр (театрализованная).
  • Зона релаксации (диван, коврики, кресла, маты и т.д.).
  • Зона для рисования и прикладной деятельности;
  • Музыкальная зона (музыкальные инструменты, магнитофон, кассеты).
  • Картотека игр на развитие эмоций.
  • Пиктограммы настроений.
  • Дидактические игры.
  • Различные виды театров.
  • Художественная литература.
  • Театральные костюмы.
  • Шапки-маски.

Этапы работы по проекту

1 этап – подготовительный (октябрь).

  • Создание информационной базы по проекту (книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина);
  • Организация родителей для помощи проведения проекта.

2 этап – организационно-практический (октябрь – ноябрь – декабрь).

  • Проблемная ситуация и мотивация на деятельность.
  • Разработка содержания совместной образовательной деятельности с дошкольниками (мероприятия).
  • Взаимодействие участников проекта (детей, воспитателей группы и родителей) с  сотрудниками библиотеки.
  • Создание развивающей среды по данной теме.
  • Оформление в книжном уголке выставки произведений А.С.Пушкина.
  • Проведение творческого конкурса для детей и родителей на лучшую поделку по сказкам Пушкина.
  • Организация совместного праздника «Сказки Пушкина в новогоднюю ночь».

3 этап – заключительный (конец декабря).

  • Проведение праздника «Сказки Пушкина в новогоднюю ночь».
  • Подведение итогов проекта.
  • Определение перспективы на будущее.

Мероприятия проекта:

Совместная образовательная деятельность с детьми по областям:

  • Познание – «А.С.Пушкин – великий русский поэт».
  • Музыка – «Бал сказок» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов).
  • Художественная литература - заучивание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», чтение  сказок.

Беседы:

  • «Рассказ воспитателя о Пушкине».
  • «Значение устаревших слов».
  • «Мои любимые сказки Пушкина».

Чтение художественной литературы:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
  • «Сказка и золотом петушке»
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Рассматривание иллюстраций изображений А.С.Пушкина (портреты, картины, памятники):

  • «А.С.Пушкин» - О.А.Кипренский
  • «А.С.Пушкин в Болдине» -  Н.В.Кузьмин
  • Памятник Пушкину в Москве – А.М.Опекушин

Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

  • «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А.Маврина
  • «Воротился старик ко старухе» Т.А.Маврина
  • «Избушка там на курьих ножках» Т.А.Маврина
  • «Царевна – Лебедь»  М.Врубель
  • «Бочка по морю плывет» И.Билибин
  • «Тридцать три богатыря» И.Билибин
  • «Царевна – Лебедь» И.Билибин
  • Иллюстрации детских книжек «Сказки Пушкина»

Поисково-познавательная деятельность:

  • Целевая экскурсия в библиотеку школы №40
  • Встреча с сотрудником библиотеки имени А.С.Пушкина.
  • Викторина «По дорогам сказок».
  • Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

Создание выставок:

  • Выставка  произведений А.С.Пушкина
  • Выставка детских работ «Лукоморье»
  • Выставка иллюстраций изображений А.С.Пушкина (портреты, картины, памятники)
  • Выставка иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

Продуктивная деятельность:

  • Рисование и аппликация «У Лукоморья дуб зеленый»
  • Рисование по сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • Аппликация и ручной труд «Золотая рыбка»
  • Лепка «Царевна – Лебедь»
  • Лепка «Белочка»

Дидактические игры:

 «Вспомни сказку», «Кого не стало?», «Кто скорее?», «Музыкальные обручи», «Повторяй мой танец», «Музыкальная шкатулка», «Оживи картинку».

Психогимнастика:

«Покажи героя сказки», «Где мы были, мы не скажем», «Какое настроение?».

Театрализованная деятельность:

  • Игра-драматизация «У самого синего моря»
  • Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце, скажи»
  • Драматизации отрывков из сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне …», «Сказка о царе Салтане…».

Музыка:

  • Слушание «Полет шмеля» - Н.А.Римский-Корсаков
  • Слушание «Море» опера «Садко» - Римский-Корсаков
  • Слушание – «Во саду ли во огороде» - р.н.п.
  • Слушание – песня «Ветер по морю гуляет» муз. Струве, сл. А.С.Пушкина.
  • Разучивание парной пляски
  • Разучивание танца богатырей
  • Разучивание танец рыбок

Просмотр мультфильмов:

«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа с родителями:

  • Помощь в подборе познавательного материала
  • Участие в беседах
  • Изготовление родителями и  детьми творческих работ

Проведение конкурсов:

  • Конкурс на лучшую поделку по сказкам Пушкина
  • Конкурс на лучший новогодний костюм по сказкам Пушкина.

Презентации:

  • Выставка поделок детей и родителей по сказкам Пушкина,
  • Литературно-музыкальная викторина «Сказки А.С. Пушкина»

Проведение праздника «Сказки Пушкина в Новогоднюю ночь»

Приложение № 1

Дидактические игры.

«Различи настроение мелодии».

Слушать разные мелодии, желательно контрастные. Назвать их характер. Подготовить картинки, отражающие настроение произведений, дать ребенку выбрать к этой музыке картинку. Подкрепить образ мелодии движением руки, ходьбой, напеванием. Можно сыграть инсценировку: «Шмель», «Белка», «Царевна-Лебедь» и т.д.

«Повторяй мой танец».

Цель: развитие способности наблюдать, подражать, развитие творчества в движении и танце.

        Все свободно выполняют движения под музыку. Ведущий наблюдает, затем останавливает музыку и предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников.

«Музыкальные картинки»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

        Дети слушают отрывки музыкальных произведений, находят соответственные им картинки и выставляют их на демострационное табло.

«Оживи картинку».

Цель: развитие воображения, чувства ритма, танцевального творчества.

        Дети достают из коробочки картинки, на которых нарисованы герои сказок Пушкина, придумывают для них танец или игровые движения.

«Музыкальная шкатулка».

Цель: развитие памяти, слухового внимания, танцевально-игрового творчества.

        Дети открывают шкатулку, звучит отрывок музыкального произведения, дети узнают, выполняют игровые или танцевальные движения, передавая образ (можно использовать атрибуты, элементы костюмов).

«Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных  ранее звуков.

        На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

-Кого не стало?

«Вспомнить сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мяч  и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч.

-Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

-У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

-В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут их дядьку?

-В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

«Кто скорее?»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

        Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

-Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

Игры и упражнения на развитие двигательных способностей.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в разных темпах.

«В царстве Золотой рыбки»

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами:  плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрываются и закрываются раковины, быстро передвигается по дну краб….

Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз. К.Сен-Санса.

«Белка»

Изобразить танец белки под музыку «Во-саду ли, в огороде»

«Тридцать три богатыря»

Приложение № 2

Сценарий

«Сказки А.С.Пушкина в Новогоднюю ночь»

В зал вбегают дети, встают вокруг ёлки.

1-й ребенок:

Сегодня весело у нас,

Мы Новый год встречаем!

И всех, кто с нами в этот час,

Сердечно поздравляем!

2-й: С песнями и смехом все вбежали в зал,

        И лесную гостью каждый увидал.

        Высока, красива, зелена, стройна,

        Разными огнями светится она.

        Разве не красавица?

Все дети:     Всем ребятам нравится!

Хоровод  «Ёлочка»

3-й: Мы танцуем, мы играем,

       Водим дружно хоровод!

       Мы поем, стихи читаем

       Про веселый Новый год!

Хоровод «К нам приходит Новый год!»

Дети садятся на стульчики, входит девочка-Снегурочка.

Песня Снегурочки:

Звёздочки на небе месяц зажег

Ярче, чем свечки,

Точно алмазная россыпь снегов

В поле за речкой.

Замер на горке заснеженный лес,

Всё замолчало.

Ночь Новогодняя, время чудес,

Сказки начало.

Сказки начало!

Вбегают снежинки и снеговик.

Снежинки: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Здравствуйте, снежинки! Скоро придет Дедушка Мороз, все ли у нас

                        в порядке?

Снежинка:

Подъём, лежебоки, вставай, ворчуны!

Хлопот Новогодних не счесть!

В честь праздника мы непременно должны

Округу в порядок привесть.

Снеговик: 

Свалялся в сугробах пушистый снежок,

Ледком заросла полынья.

Чай, знаете сами, хозяин наш строг.

Скорее за дело, друзья!

Танец снежных хлопьев и Снеговика.

Входит Дед Мороз

Дед Мороз: Здравствуй, внученька! Здравствуйте, снежинки! И ты, Снеговик, здравствуй!

Снежинка:  Что так припозднился, хозяин?

Дед Мороз:   Заботы!

Снеговик:  Взгляни хоть вполглаза на нашу работу!

Снежинка: Ледок на реке, как натертый паркет,

                     Нигде ни единой царапины нет!

Снеговик:  Повсюду пушистый снежок серебрится,

                     Кто скажет, что мы не умеем трудиться?

Дед Мороз:

Молодцы! Чистота, порядок! Хорошо потрудились.Но и я не ленился.

Медовые пряники, сладкие шишки

Получат от Деда Мороза детишки,

Цветной карамели раздал сто корзин,

Но всё же остался подарок один.

Вот славная книга,

В ней сказок десяток,

Но есть у подарка один недостаток –

Все сказки с изъяном:

У всех небылиц

В конце не хватает последних страниц.

Снеговик:

Что может быть печальней сказки, у которой нет конца.

Зло наказано не будет, победят плохие люди,

Ни героя-молодца,

Ни прекрасного лица!

Снегурочка: Но ведь сегодня – волшебная новогодняя ночь! Что если отправиться в сказочную страну и навести там порядок?

Дед Мороз: Сказочная страна у тебя в руках. Открывай книгу и ты в сказке.

Вбегает Чернильница.

Чернильница: Стойте! Стойте! Я знаю тайну исчезнувших страниц. Они  уничтожены! Но… Недостающие в книжках страницы надо дописать заново. Возьмите меня в сказку, и я вам помогу. У меня    даже перо есть. Вот.

Дед Мороз:  Ну что ж, Чернильница, отправляйся со Снегурочкой, а если возникнуть трудности в пути, зовите детей на помощь.

Дед Мороз уходит. Снеговик и снежинки садятся на стульчики. Снегурочка и Чернильница обходят ёлку. Перед ёлкой стоят герои сказки «о царе Салтане» (царевна-Лебедь, князь Гвидон, белка …)

Снегурочка: А в какой мы сейчас сказке?

Чернильница: Стоит на острове-Буяне прекрасный город, лучше нет.

                           Мы в сказке о царе…

Дети:   Салтане!

Чернильница:   Я принимаю ваш ответ.

Танец сказочных героев (с белочкой)

(После танца герои сказки испуганно убегают  - на стульчики)

Снегурочка: Что с ними случилось?

Чернильница: Очевидно, в этом месте вырвана страница. Надо найти того, кто знает все сказки наизусть, чтобы записать их. Дети, кто нам может помочь?

Дети:  Учёный кот из Лукоморья.

Стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…»

Чернильница: Придётся найти Лукоморье. В путь!

Обходят вокруг ёлки. У ёлки стоит царица с зеркальцем.

Царица:  Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?

                 Что услышу я в ответ?

Зеркало: Ты прекрасна, спору нет!

Царица: (Снегурочке и Чернильнице) А вы кто такие? Что нужно?

Чернильница:  Дети, кто это?

Дети (шепчут): Злая царица из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.

Снегурочка: Вы – злая царица из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.

Царица: Ах вы, невежды и грубияны. Я знаю, что вы идете в Лукоморье, чтобы найти концы сказок, но я не покажу вам туда дорогу, не для этого я конец сказки вырвала.

Чернильница:  А нас проводят богатыри.

(Приходят богатыри, Царица убегает)

Танец Богатырей

1-й Богатырь:  Мы проводим вас в другую сказку, но вы не забудьте в Лукоморье про нашу сказку.

(Обходят вокруг ёлки. Богатыри садятся на стульчики).

Чернильница: Смотри-ка, Снегурочка, сети.

Снегурочка:  В какой мы сказке?

Чернильница:  Где сети, там  и  рыбаки. Где рыбаки, там и рыба. Дети, в какой мы сказке?

Дети: В сказке о рыбаке и рыбке.

(Идут старик со старухой).

Старуха:  Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть вольною царицей. Хочу быть владычицей морскою, чтоб жить мне в Окияне-море, чтобы служила мне рыбка золотая и была у меня на посылках!

Танец золотых рыбок

По окончании танца все разбегаются.

Чернильница:  Куда это все подевались? Почему рыбка не наказала злую, чванливую старуху? Почему нет конца сказки?

Старуха:  А это и есть конец сказки. Я ненужные страницы вырвала.

Чернильница:  А мы в Лукоморье найдем нужные страницы.

Старуха:  А вы туда не попадете.

Старик:  Я вас в Лукоморье провожу.

(все уходят, старуха за ними).

Старик:  А вот и Лукоморье. А где же кот ученый? Кис, кис, кис.

(выходит кот).

Снегурочка: Уважаемый ученый кот, помогите нам, пожалуйста. Вы знаете все сказки наизусть. Помогите нам написать недостающие страницы сказок.

Кот:  Я вам помогу, но сначала

  • Назовите сказки А.С.Пушкина..
  • Назовите героев сказок А.С.Пушкина

(Дети отвечают)

Кот:  Вижу, что вы любите и знаете сказки А.С.Пушкина. Вот недостающие страницы сказок. Читайте.

(Кот уходит, входит дед Мороз).

Дед Мороз: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Рад видеть вас бодрыми и здоровыми! Поздравляю вас с Новым Годом! А сейчас в круг вставайте, песню запевайте!

(дети встают в круг вокруг ёлки)

Дед Мороз: А что же огоньки на ёлочке не горят?

Скажем дружно: «Раз, два, три!

Зажигайтесь, фонари!»

(Дети повторяют, огоньки на ёлке зажигаются)

1-й ребенок:

Здравствуй, праздник Новогодний!

Вот и встретиться пришлось.

Всем нам весело сегодня,

Здравствуй, ёлка – милый гость!

2-й:  Дед Мороз стучит у входа,

        Отряхает с шапки снег.

        С Новым Годом! С Новым Годом!

        Сколько радости у всех!

3-й: Этот день мы ждали долго,

        Не видались целый год.

        Запевай, звени у ёлки,

        Новогодний хоровод!

Хоровод «Дед Мороз»

Игры с Дедом Морозом»

( по окончании дети садятся на стульчики)

Дед Мороз:  Я смотрю, у вас здесь книга сказок А.С.Пушкина. А стихи этого поэта вы знаете?

Дети читают стихи А.С.Пушкина

Дед Мороз:  Вижу, знаете и стихи, и сказки А.С.Пушкина. Знаю, что нашли недостающие страницы сказок. За это я вас награжу. Своим волшебным посохом постучу 3 раза (стучит) и дотронусь до книги (дотрагивается). Ну-ка, Снегурочка, открой книгу, что там?

(Снегурочка достает из книги подарок).

Снегурочка:  А где же остальные подарки?

Дед Мороз: Давайте вместе делать чудеса. Хлопнем 3 раза! (все хлопают).

Подуем на ёлочку! (все дуют и находят под ёлочкой подарки).

Дед мороз, Снегурочка, Чернильница раздают детям подарки, прощаются, уходят.

Приложение №3

Развлечение «В гости в Лукоморье»

для детей подготовительной к школе группе

(по сказкам А.С.Пушкина)

Цель: Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.

Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р.-Корсакого, А.С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.

Содержание:

Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)

В зал входят дети и садятся на стульчики. (М.р. обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей) Вот мы вновь собрались с вами у портрета А.С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике. С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам , как награда за весь день. В сказках добро борется со злом. Злые герои - были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но, в конце концов, добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А.С. Пушкина.

Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

Музыкальный руководитель:  Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей).Правильно. А теперь давайте вспомним и все вместе прочитаем стих из поэмы «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья дуб зеленый….» (воспитатель с детьми рассказывают отрывок) Звучит волшебная музыка

Музыкальный руководитель:  Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.

(появляется Кот ученый)

Кот: Здравствуйте, дети. Я - Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите? Тогда отправимся путешествовать по сказкам А.С. Пушкина.

– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)

– А давайте вспомним некоторые из них:

  1. Жил старик со своею старухою
    У самого синего моря…. 
    («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Негде в тридевятом царстве
    В тридесятом государстве
    Жил-был славный царь Дадон…. 
    («Сказка о золотом петушке»)
  3. «Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И услышала в ответ:
    «Ты, царица, спору нет.
    Ты на свете всех милее,
    Всех румяней и белее….» 
    («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).

Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.

Воспитатель:  Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.  

(звучит р.н.м., выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)

Воспитатель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –

Говорит одна девица – 
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, – 
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Кот: «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:  По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Мы с вами знакомились с оперой, слушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки. Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)

Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»).

Кот: В волшебном городе Леденце было три чудо. Первое из них – белка.

Муз.рук: Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

Музыкальный руководитель:  В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли в огороде». Давайте еще раз послушаем музыку, а Коля прочитает отрывок про белку.

(ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом….»)

Музыкальный руководитель:  Вот так чудо, картинка оживилась – белка появилась.(выходит ребенок в костюме белочки)Здравствуй, белочка, мы для тебя приготовили муз. подарок. Ребята разбирайте муз инструменты, исполним  в оркестре  р.н.п. «Во саду ли в огороде» (дети исполняют р.н.м.: «Во саду ли в огороде»)

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вы как веселитесь? Какие песни поете, пляски пляшите?

Дети: А вот какие….

«Пляска» (дети пляшут под р.н.м.) 

Белка благодарит детей и уходит.

Музыкальный руководитель:  А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)

Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

Музыкальный руководитель:  Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. (выходит ребенок в костюме богатыря) Давайте, ребята еще раз послушаем музыку, а Богатырь расскажет об этом диве:

«В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо….»

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

Музыкальный руководитель:  Прозвучала музыка, как она называется? Какой  характер?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая, грациозная сказочная. (ил-ия Царевна-лебедь)

Кот: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

Музыкальный руководитель:  Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица-лебедь. Давайте еще раз послушаем красивую музыку , посмотрим на удивительно сказочную картину художника Врубеля и послушаем отрывок из сказки

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть….»

На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.

Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете, какие наряды носите. А вы знаете, наши красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы, ребята, сможете сделать их?  

(Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс,по окончании дарят Царевне свои работы.)

Царевна-Лебедь: Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали.(девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)

Царевна-Лебедь: Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.

Кот: И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней. До свидания, до новых встреч.

Музыкальный руководитель:  Встреча со сказками А.С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.

Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть,
В них живет наш русский дух!
                                                                                      Звучит музыка, дети выходят из зала 

Приложение № 4

Конспект викторины «Мои любимые сказки А.С.Пушкина»

в подготовительной к школе группе

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве;

Программное содержание.

1.Расширять  представления  детей  о великом  русском  поэте А.С.Пушкине.

2.Закрепить знания  дошкольников о  сказках  А.С.Пушкина.

3.Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские  навыки детей  в драматизациях. (эмоциональность исполнения и естественность поведения, умение жестом, мимикой передать  свое отношение к  содержанию  литературной фразы.)

4.Воспитывать  любовь  и   уважение  к великим  людям  России.

Предшествующая  работа:       Чтение  сказок  А. С. Пушкина,   заучивание  стихотворений,  рассматривание  иллюстраций  к  сказкам.  

Оборудование:      для  викторины:  эмблемы  команд, жетоны, элементы костюмов.

  1. Организационный момент.

Дети подходят к стенду, на котором расположены портрет великого поэта его книги, иллюстрации.

  1. Вступительное слово:

6 июня — день рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. Стихи и сказки Александра Сергеевича известны и любимы  во всем мире.

Посмотрите на портрет маленького мальчика. Милое детское лицо, светлые волосы и удивительно умные, не по-детски серьёзные  голубые глаза. Этому ребёнку суждено было стать «славой и торжеством России».

Он родился в Москве в дворянской семье. Родители его были интеллигентные, образованные люди. Воспитанием  Александра Сергеевича занималась бабушка Марья Алексеевна, которая обучила его грамоте, и няня Арина Родионовна, в последствии воспетая Пушкиным в стихах. Арина Родионовна, простая русская крестьянка, открыла мир  красочного народного слова, мудрых  сказочных фантазий, удивительный мир русской души.

Затем няню и бабушку сменили иностранные гувернёры и учителя, которые обучали Пушкина иностранным языкам и разным наукам. Родители дали прекрасное образование сыну. Он окончил Царскосельский лицей, где Александр Сергеевич начал писать стихи.

Мы встречаемся с его произведениями с самого раннего детства и не расстаёмся всю жизнь. Пушкин написал много сказок для детей.

- Какие  сказки  вы  знаете,  которые  написал  А.С.Пушкин?  ( перечисляют).                                                                         - Занятие  у  нас  сегодня  не  простое, а  занятие – состязание.   Нам  нужно  поделиться  на  две  команды  и  придумать  командам  названия.  В  названии   команд  должны  прозвучать  какие-нибудь  сказочные  персонажи  из  сказок  А.С.Пушкина      (дети  придумывают).   Но  как  же  нам  поделиться? ( дети  предлагают).  Поделиться  можно  по-разному,  например:  каждый  возьмёт  жетон,  на  котором  нарисована  эмблема  команды.

  Дети  берут  жетон  и  садятся  на  стулья (собрать  жетоны).                                                                   - Воспитатель:    Внимание!  Внимание!  Внимание!                                              

 Начинаем  сказочные  состязания!  Участвовать  в  них  будут  две  команды:           «Золотые  петушки» и  «Золотые  рыбки».  За  правильный  ответ   каждая  команда  получит  жетон, и  в  конце  викторины  мы  подсчитаем  эти  жетоны  и  узнаем  победителя. Итак,  начинаем!  

 1 тур «  Загадочный».                                                                                                                                                   Задание:  Отгадайте  загадку и  назовите  сказку,  персонажем  которой  и  является  эта  отгадка.                                                                                              

-  Команде  «Золотые  петушки» : Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)                                                          

- Команде  « Золотые  рыбки»:    Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)                                                                      

-  Команде  « Золотые  петушки» :   Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

- Команде  «Золотые  рыбки»: Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

Подсчёт  жетонов.

  2- ой  тур  « Волшебный».                                                                                                                                Задание: Скажите,  кто  в  кого  превращается  в  сказках А.С. Пушкина?  

-  Команде « Золотые  петушки»:     - Князь  Гвидон  в  кого  превратился? ( В  комара, шмеля, муху).                

-  Команде « Золотые  рыбки»  : - Лебедь  в  кого  превратился?        (в  царевну).                                               - Команде  «  Золотые  рыбки»:  -В    кого  превратился  коршун? (  В  колдуна,  в  чародея).                                

-  Команде  « Золотые  петушки»:  -  В  кого  превратилась  старуха?   ( В  столбовую  дворянку).                        

Подведение  итогов  конкурса.                                                                            

  3-ий  тур « Страшный».                                                                                                                            Задание:   Назвать  всех  злодеев  из  сказок А. С. Пушкина.       Дети  из каждой  команды  поочерёдно  называют:        Старуха ,  коршун,  царица,  погубившая  молодую  царевну – дала  отравленное  яблоко.                                                                                      

Подведение  итогов.

Динамическая пауза. (Координация речи с движениями)

(Звучит аудиозапись -  «Полёт шмеля».Дети выходят на ковёр, образуют круг и выполняют упражнение).

Тут князь очень уменьшился,    -    Дети приседают.

Шмелём он оборотился.             -   Встают, выполняют мелкие взмахи руками.

Полетел и зажужжал;                 -    Жужжат.

Судно на море догнал,               -  Бегут на носочках, взмахивая руками,

Потихоньку опустился              -    Вновь приседают.

На корму и в щель забился.

4 тур –Театральный «Любимая сказка»

(Дети садятся на свои места).

— Сейчас я предлагаю вам  вспомнить отрывки из любимых сказок А.С.Пушкина, выбрать себе элемент костюма и стать артистами.

(Дети рассказывают отрывки из сказок, отгадывают  и выбирают лучшего чтеца.

Три девицы, купцы  — «Сказка о царе Салтане», мудрец — «Сказка о золотом петушке», царица — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Балда  — «Сказка о попе и работнике его Балде», старик и золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»).

5 тур - Игра «Что  в сундуке?»

(Дети и воспитатель садятся на ковёр  рядом с  плоскостным изображением  дуба вокруг сундука).

— В этом сундуке лежат разные предметы из сказок Пушкина. Хотите посмотреть? Кто возьмёт предмет, расскажет о нём, используя в своём предложении слово который.

(Ответы детей: «Это веретено, которым укололась царевна из  «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». «Это цепь, по которой ходил кот учёный из поэмы «Руслан и Людмила»  и т. д.)

Подведение итогов.

3.«У лукоморья»

— Сегодня мы говорим о сказках  А. С. Пушкина. А что вам напоминает этот дуб? Вспомните начало поэмы «Руслан и Людмила».

(Дети по цепочке читают отрывок)

 «У лукоморья дуб зелёный…

…………………………………

И я там был, и мёд я пил,

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил».

11. Окончание занятия.

 Оценка работы детей, награждение детей.

Удивительный мир открыл нам А.С. Пушкин! Он говорит с каждым из нас просто и понятно. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет Пушкин. В его стихах каждый найдёт то, что его волнует, что ему дорого. Пушкин — это  гордость и  слава русского народа!

Пушкин  — это возрожденье,

Русской музы — воплощенье,

Наших первых дум и чувств

В светлой области искусств.

Это старой няни сказки,

Это молодости ласки,

Огонёк в степной глуши

Вечно жаждущей души.

Это гений всё любивший,

Всё в самом себе вместивший —

Всеобъемлющ и велик…

Ныне мы поэта славим —

И на пьедестале ставим

Прославляющий нас лик.

                                 Я.Полонский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...

Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...

Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)

Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...