Маленький кудесник - творческая личность
методическая разработка

Проектная деятельность.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Развивая творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Работа по проекту носит инновационный характер, так как в системе работы используются:

- нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонирование и др.;

- активные методы взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kudesnik.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЁЛОЧКА»

ПРОЕКТ

«МАЛЕНЬКИЙ КУДЕСНИК - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»

г.Воркута


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Пробудите в ребенке волшебника,

и вы откроете простор для развития и расцвета его творчества».

Формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности,  осуществляется в процессе целенаправленного эстетического воспитания дошкольника. Одним из направлений художественно-эстетического воспитания является изобразительная деятельность, ориентированная на развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного, эстетического отношения к жизни. В детском изобразительном творчестве часто наблюдается отражение окружающего мира и природы. Именно природа пробуждает  в дошкольниках любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок  познает красоту окружающего мира через восприятие  природы, вызывающей восторженный отклик в детской душе. Маленький человек с карандашами и красками получает ничем не заменимую радость творчества, возможность свободно фантазировать, привыкает мыслить широко и оригинально. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Использование нетрадиционных техник и способов изображения раскрепощают ребенка, активизируют его воображение, он уже не боится, что у него что-то не получится. Предоставляется возможность экспериментирования способов изображения предметов, поиска нового оригинального решения, реализации индивидуального замысла.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Развивая творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.  

Работа по проекту носит инновационный характер, так как в системе работы используются:

- нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонирование и др.;

- активные методы взаимодействия с детьми.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Диалоги в деятельности с детьми направлены на совместное обсуждение ситуаций и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Наводящие вопросы «почему нравится…» или «почему не нравится…» побуждают дошкольника к осмыслению использования тех или иных техник и материалов для передачи особенностей объектов окружающей природы и уточнению критериев, по которым он оценивает яркость и выразительность образа. Метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиск новых приемов работы и неординарный подход к синтезу материала. Метод создания проблемной ситуации направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений, умение видеть необычное в обычном. Игровые приемы позволяют создавать непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Содержание работы по проекту обосновано особенностью детского восприятия картин окружающей природы. В них наиболее ярко дети могут проявить творчество, используя разные техники и материал, даже не имея достаточных технических изобразительных навыков. Результатом работы по проекту предполагается создание календаря «Времена года».

Проект создан на основе: принципов развития детского творчества, отраженных в моделях (приложение к проекту схемы-модели «детское творчество»:

  • Модель «Развитие детского творчества»
  • Модель «Основа художественно-творческого развития ребенка в изобразительной деятельности»
  • Модель «Условия развития художественного творчества детей в проектной деятельности»

Особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта:  исследовательский, творческий, практико-ориентированный. Ребенку предоставляется свобода выбора материала и способов передачи выразительных образов, возможность экспериментирования и творческого самовыражения в созидательном преобразовании окружающего мира.

По количеству создателей проекта: коллективный, проект разработан творческой группой в составе:

заведующего  ДОУ Бритвина Н.И., старшего воспитателя Нестерук Е.А., педагога дополнительного образования Ахметзяновой О.А.

По количеству детей, вовлеченных в проект: групповой, рассчитан на подгруппу детей, в форме кружковой работы на уровне ДОУ.

По продолжительности: долгосрочный, разработан на весь учебный год.

По профилю знаний: межпредметный проект, включает взаимодействие различных видов деятельности – познавательной, музыкальной, продуктивной изобразительной, экспериментально-исследовательской.

По уровню контактов и масштабам организации: на уровне образовательного учреждения, предполагает взаимодействие с социумом (участие в городских выставках детского творчества ДСК и ДОУ, ДКШ, Выставочный зал).

Материал для реализации проекта: акварельные краски и гуашь, восковые мелки, свечи, тушь, поролоновые

тычки; готовые трафареты листьев; природный материал: высушенные листья деревьев, семена дыни, арбуза, подсолнечника, крылатки клена, скорлупа фисташковых орехов; бросовый материал: цветные опилки, цветной клейстер, лоскутки ткани и тюли, синтепон, пайетки, блестки, стеклярус. Иллюстрации картин художников-пейзажистов, фотографий по временам года, календари с изображением природы. Художественное слово о сезонных изменениях в  природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).

Предполагаемые результаты и  продукты проекта:

Результат деятельности педагогов:

- Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками.

- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления  индивидуально-личностного подхода к ребенку.

Продукты  деятельности педагогов:

- Словарь терминов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности «Педагогическая грамотейка».

- Альбом «Слов драгоценные клады…» по сезонам года: «Сарафан надела осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Разноцветное лето».

- План кружка «Мастерская маленьких художников».

- Конспекты занятий по циклу «Времена года».

- Фото альбом «Мы на Севере живем».

- Игры-задания на выявление и развитие творческого мышления старших дошкольников.

- Игры-эксперименты на развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности.

- Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и воспитателей  «Использование нетрадиционных техник  с дошкольниками в изобразительной деятельности».

Результат деятельности детей:

-  Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.

- Совершенствование умений и навыков детей  в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении.

Продукты  деятельности детей:

- Календарь «Времена года»;

- Панно «Дворец снежной королевы», «Пластилиновая сказка о лете», «Снегири», «Снежинка-Балеринка», «Лето – дивная пора»;

- Коллекция природного и бросового материала «Ларец мастера»;

- Выставки детского творчества «Мир глазами детей»: «Чудесные дары осени», «Лес, точно терем расписной», «Волшебница Зима», «Весенняя капель», «Радужное лето».


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие художественно-творческих способностей дошкольника, его навыков восприятия и мышления в изобразительной деятельности, созидательного отношения к преобразованию окружающего мира, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Систематизировать и обобщать представления дошкольников о сезонных изменениях в природе, учить передавать в своих работах ее явления разными изобразительными средствами выразительности; обогащать их сенсорный опыт.

  1. Развивать художественные способности в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник исполнения.

  1. Стимулировать исследовательские действия с различным материалом и способам его использования для передачи особенностей  предметов окружающего мира.

  1. Воспитывать эстетический вкус детей, умение получать чувство удовольствия от результатов творческих преобразований в своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

«МАЛЕНЬКИЙ КУДЕСНИК - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Период

Содержание

Прогноз

Направление деятельности

Формы

Для педагогов

Для детей

сентябрь

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Информационно-методическое:

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

 Разработка учебно-методического комплекта:

- Схемы –модели «Детское творчество»

- Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками.

- План кружковой работы

- Словарь терминов «Педагогическая грамотейка»

- Альбом по сезонам года «Слов драгоценные клады…»

Создание материально-технического комплекта:

- Фонотека «Времена года»

- Библиотека «Четыре времени года»

- Природный и бросовый материал

Определение проблемного поля:

- В развитии уровня творческих способностей воспитанников.

- Подбор пакета методических рекомендаций и практического материала для реализации  проекта

-В использовании различных материалов и техник в изобразительной деятельности

Мотивационно-целевое:

Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

Выявление уровня интереса и знаний детей об особенностях времен года, использование нетрадиционных техник и способах рисования объектов природы


- Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
 

- Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

- Анализ детских работ.

- Диагностика развития творческих способностей детей.

- Осмысление вопроса

развития детского творчества у дошкольников.

- Выбор направления, инновационных методов взаимодействия с детьми.

- Обогащение представлений и знаний о временах года

Период

Содержание

Прогноз

Направление деятельности

Формы

Для педагогов

Для детей

октябрь-апрель

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Познавательное

- Беседы с детьми.

- Дидактические игры.

- Наблюдения и экскурсии.

- Слушание музыкальных и литературных произведений.

- Создание проблемных ситуаций.

Поиск активных форм взаимодействия с детьми

Обогащение знаний детей о временах года, о средствах передачи выразительности образа природы

Практико-ориентированное

 Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом, работа в парах,  игры на воображение,  ассоциацию) по временам года:

Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками.

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления  индивидуально-личностного подхода к ребенку.

Экспериментирование, апробация,

овладение  нетрадиционными техниками  изображения.

Получают представления:

об особенностях времен года, изменениях в природе;

о жанрах живописи, ее средствах выразительности;

о классификации теплых и холодных оттенках цвета;

о  разновидностях техник исполнения творческих работ.

Лето

«Бабочки и стрекозы» - техника монотипия; «Березовая роща» - свеча +акварель;

«Цвет лета» - техника «по сырому» с дорисовыванием задуманного образа;

«Мы на луг ходили» - рисование пластилином.

Осень

«Волшебные краски природы» - экспериментирование с цветом;

«Золотые подсолнухи» - экспериментирование с природным  материалом для создания выразительного образа (осенние листья ивы, семена арбуза, подсолнечника);

«Осень» - экспериментирование с различным бросовым материалом для создания выразительного образа кроны деревьев (цветные опилки, кокосовая стружка, семена дыни, арбуза);

«Дуб»техника«ладошка»+экспериментирование с различным бросовым материалом для создания кроны (поролон, нитки, сухие листья);

«Яблоневый сад» - техника «тычка»+ «оттиск»; «Веточка рябины» - рисование ватными палочками +пальчиками;

«Осенняя палитра» - экспериментирование с красками «смешивание цветов»;

«Ковер из осенних листьев» - использование разных техник «тычок», «набрызг», «трафарет»;

«Ежики» - техника «печать смятой бумагой»;

«Ромашки» - экспериментирование с природным материалом для создания выразительного образа (крылатки, сухие листья, семена);

«Веточка рябины» - техника «барельеф»

Зима

«Дерево  в инее» - техника «тампонирование»; «Заколдованный лес» - техника рисования цветным клейстером;

«Белая береза» - техника «граттаж»;

«Где-то на белом свете» - техника «граттаж»; «Снежинка» - техника «бумагопластика»;

«Елочка» - техника «бумагопластика»;

«Дворец снежной королевы» - техника «бумагопластика»+ бросовый материал;

«Чудо дерево» - экспериментирование с бросовым материалом (ткань, нитки);

«Как розовые яблоки на ветках снегири» - использование бросового материала (текстиль + нитки);

«И тихо падал снег» - техника «набрызг»+ трафарет; «Ели»- рисование пластилином.

Весна

«Пришла весна» - коллаж из бросового материала; «Первые цветы - подснежники» -  восковые мелки + акварель;

«Дерево жизни» - тестопластика;

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты» - экспериментирование с нитками.

Направление деятельности

Формы

Для педагогов

Для детей

май

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

Практическое

Работа в творческой мастерской «Маленький кудесник» над созданием  календаря «Времена года».

Презентация календаря «Времена года».

- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении.

- Совершенствование опыта работы по проектной деятельности с детьми.

- Развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.

- Совершенствование умений и навыков детей  в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Заключение:

Данный проект разработан для педагогов дополнительного образования, деятельность которых направлена на формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения. Проект может использоваться также и воспитателями ДОУ, не имеющими в штате педагога дополнительного образования.

Мы считаем, что  данный проект  перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в рисовании.

Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая деятельная работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В содержании проекта отражены эффективные методы и приемы в работе с детьми по развитию детского творчества.

                Реализация проекта:

  • станет эффективной частью системы работы по развитию творческих способностей у дошкольников, обогащению    

сенсорного опыта;

  • позволит систематизировать и обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • будет способствовать воспитанию эстетического вкуса, умению любоваться объектами и явлениями природы, получать чувство    

удовольствия от содержания красоты природы;

  • будет носить ненасильственный характер, максимально отвечать запросам и интересам детей;
  • будет способствовать формированию творческой личности, пробуждению творческой активности и художественного      

          вкуса;

  • положительно влиять на результативность воспитательно-образовательного процесса.

Все это в целом позволяет решить поставленные проектом  задачи.

Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию ребенка, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для воспитателей, педагогов дополнительного образования в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых технологий развивающего обучения, необходимых каждому современному педагогу, добивающемуся качества образовательного процесса.

Литература:

  1. Волынкин В.И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р н/Д: «Феникс»,2007 г.
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском саду». М.: «Просвещение», 1991 г.
  3. Дубровская Н.М. «Приглашение к творчеству». СПБ. «Детство-ПРЕСС» 2004г.
  4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М.: «Творческий центр СФЕРА», 2005г.
  5. Калинина Т. «Первые успехи в рисовании. Цветы и травы». Приложение к газете «Детский сад со всех сторон» № 14-15,2005 г.
  6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество».Методическое пособие для воспитателей и педагогов.М:«Мозаика-Синтез»,2005 г.
  7. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей» М.: «Просвещение»,1996 г.
  8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». М.: «Карапуз-Дидактика, творческий центр СФЕРА», 2007г.
  9. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: «Linka-press», 1995г.
  10. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста». С-Пб.: «Детсво-Пресс», 2003 г.
  11. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет» (теория и диагностика). Екатеринбург: «Деловая книга»,2001 г.

Приложение к проекту:

  • Схемы – модели «Детское творчество»: «Развитие детского творчества», «Основа художественно-творческого развития ребенка в изобразительной деятельности», «Условия развития художественного творчества детей в проектной деятельности».
  • Словарь терминов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности «Педагогическая грамотейка».
  • Альбом «Слов драгоценные клады…» по сезонам года: «Сарафан надела осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Разноцветное лето».
  • План кружка «Мастерская маленьких художников».
  • Конспекты занятий по циклу «Времена года».
  •  Фото альбом «Мы на Севере живем».
  • Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и воспитателей «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками».
  • Игры-задания на выявление и развитие творческого мышления старших дошкольников.
  • Игры-эксперименты на развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Маленький кудесник-творческая личность"

Представленный  материал является авторской разработкой старшего воспитателя Е.А.Нестерук и педагога дополнительного образования О.А.Ахметзяновой. Это  педагогический проект по художественно...

Кружковая работа «Маленькие кудесники»

Моя кружковая работа с детьми способствуют развитию творческих способностей .Она дарит моим воспитанникам яркие, незабываеме впечатления. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают ...

Программа кружка "Маленькие кудесники"

Программа по ИЗО-деятельности...

Программа кружка "Маленькие кудесники"

Программа по ИЗО-деятельности...

Программа кружка "Маленькие кудесники"

Программа по ИЗО-деятельности...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

«Маленькие кудесники» Дополнительная общеразвивающая программа

laquo;Маленькие кудесники»Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 летЛепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки разви...