Проект: «Душу человека с детства развивать надо» в рамках Епархиального конкурса проектов «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике духовно-нравственного воспитания»
проект (старшая, подготовительная группа)

Окрушко Валентина Владимировна

 

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре    через восприятие произведений К.Д.Ушинского.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте, и имеет большое значение в полноценном развитии детей старшего дошкольного возраста.

«Усваивая речевой язык, ребенок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов»  К. Д. Ушинский

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ushinskomu.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 18 г. Россоши

Проект: «Душу человека с детства развивать надо»

в рамках Епархиального конкурса проектов

«Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике

духовно-нравственного воспитания»

Разработали:

 Окрушко Валентина Владимировна, ВКК  

Новикова Валентина Александровна, ВКК

 

2018 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Душу человека с детства развивать надо»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Направление проекта: духовно- нравственное развитие личности ребенка в педагогической системе К.Д. Ушинского.

Возраст детей, участников проекта: Дети от 5 до 7 лет.

Предмет проекта: Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского.

Тип проекта:  Информационно-познавательный.

Сроки реализации проекта:  (сентябрь 2017- ноябрь  2018)

Цели проекта:

. Формирование интересса к произведениям К.Д.Ушинского, умение слушать и понимать смысл содержания, эмоционально проживать жизнь героев.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре    через восприятие произведений К.Д.Ушинского.

Задачи:

1.Обогащать личный опыт каждого ребенка с использованием произведений     К.Д.Ушинского.

2.Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий.

3.Продолжить работу по развитию познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы работы; речи детей, активизация словарного запаса.

4.Воспитание любви и уважения к творчеству писателя, к своей малой Родине; желание и умение работать в детском коллективе, договариваться, проявлять  активность в самостоятельной творческой деятельности.

Обоснование выбора проекта:

Проведя в начале года анкетирование среди  родителей, мы  обратили внимание, что  в  основном детям  покупают  и читают волшебные  сказки, комиксы,  рассказы  современных писателей, по  содержанию которых поставлены  мультипликационные фильмы. Но никто из родителей не отметил, что читают  произведения К.Д. Ушинского, не смотря на то,  что они  познавательны. Слушая  сказки, рассказы, дети учатся сравнивать, обобщать. Произведения доступны по содержанию, увлекательны. Формируют такие качества как наблюдательность, умение любоваться природой, воспитывают в дошкольниках чувство преданности, верности, бескорыстия.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте, и имеет большое значение в полноценном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и практическая значимость.

«Усваивая речевой язык, ребенок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов»  К. Д. Ушинский

В нашем современном мире в эпоху глобальной занятости родителей, погруженности в социальные и личные проблемы, отсутствия времени на проведение занятий и досуга с ребенком, воспитание у детей нравственных представлений незаметно отошло на второй план. Именно поэтому в наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему и к Отчизне. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. И гуманизм, и коллективизм, и чувство собственного достоинства необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны. Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.

Мероприятия:

  • анкетирование родителей;
  • составление перспективного плана;
  • разработка конспектов- сценариев непосредственно образовательной деятельности:
  • - познавательно -  досуговых;
  •  - интеллектуально - соревновательных;  
  • вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность;
  • составление моделей, коллажей,  схем, картотек.

Этапы реализация проекта.

Диагностический:

анкетирование родителей по данной теме, целью которого является выявление круга домашнего чтения воспитанников,

 опрос детей по данному направлению.       

          Подготовительный:

            Составление перспективного плана.

           Систематизация материала по реализации проекта: подбор библиотеки и       наглядно – дидактических пособий для демонстрации произведений автора; конспекты нод, видеофильмы, макеты, коллажи.

       

        Основной: выполнение намеченных задач через проведение мероприятий.

формы работы сдетьми:

  • непосредственно образовательная деятельность (развитие речи, ознакомление с природой, ИЗО, музыка)
  • игры (пальчиковые, подвижные, дидактические, ТРИЗ)
  • викторины,
  • мини-спектакли, настольные театры
  • наблюдения,
  • беседы,
  • просмотр видеофильмов,
  • составление коллажей, стенгазет.
  • составление мнемотаблиц по произведениям автора
  • экскурсии,
  • пополнение книжного уголка рассказами и сказками К.Д. Ушинского
  • создание картотеки пословиц
  • продуктивная деятельность
  • выставки

Основной этап реализации проека

месяц

Название мероприятий

Сентябрь

1. Анкетирование родителей «Семейное чтение»

2.Подбор детской литературы, иллюстраций, аудио и видеоматериала.

Октябрь

1.Составление  плана работы над проектом с использованием материалов книг «Родное слово», «Детский мир».

 2.Родительское собрание «Советы великих педагогов. К.Д.Ушинский».

3.Презентация «Жизнь и творчество К.Д.Ушинкого»

4.Выставка  художественной литературы К.Д. Ушинского « Наша библиотека»

Ноябрь

1.Познавательный час «Одна у человека мать, одна и Родина».

2.Чтение произведений Ушинского о России.

3.Оформление книжного уголка, рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о России.

4. Выставка рисунков по прочитанным произведениям.

Декабрь

1.Занятие – беседа «Путешествие за красотой»

2. Проведение дидактических игр («Подбери признак», «Составь предложение», «Какой, какая, какие», «Хорошо – плохо» и др.)

3. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Январь

1.Чтение произведений Ушинского о животных.

2. Занятие – путешествие «Четыре желания».

3. По следам пословиц (поисковая работа с родителями – поиск пословиц и поговорок о временах года).

Февраль

1. Чтение рассказов Ушинского (домашнее прочтение и иллюстрирование).

2. Музыкально–литературное развлечение «Мир Ушинского».

3.Выставка детских поделок из бросового материала по произведениям К. Д. Ушинского (совместное творчество с родителями).

Март

1.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

2. День театра. Мини- спектакли по произведениям Ушинского.

3.Консультация « Нравственное воспитание по К.Д. Ушинскому»

Апрель

1. Изготовление стенгазеты «Наши любимые герои К.Д.Ушинского

2.Выставка «Так жили в старину» (работы детей и семейные поделки)

Май

1.Спортивно-игровой праздник «Ярмарка народных игр и затей»

2.Экскурсия в музей молока, организованная компанией ООО «ДОН-АГРО»

Сентябрь

1.Конкурс чтецов.

2. Просмотр видео по рассказам Ушинского.

3.Экскурсия в библиотеку «Мир книг К.Д. Ушинского»

Октябрь

1.Открытое познавательное занятие на межмуниципальном семинаре «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке «Умей обождать» К.Д. Ушинского

2.Фольклорный праздник «Ярмарка»

Ноябрь

1. Литературная викторина «Умники и умницы».

2. Отчет о реализации проекта.

Итоговый:

 обработка и оформление материалов проекта.

 анализ результативности.

 проведение викторины «Умники и умницы»

Обоснование выборов методов:

наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия произведений К.Д. Ушинского, необходимых для возникновения у ребёнка наиболее полного и конкретного представления о природе, животном мире;

словесный метод обращён к сознанию детей, помогает осмыслить поставленную перед ними задачу и    выполнять речевые задания, умение сравнивать, обобщать. Словесный метод играет большую роль в усвоении содержания  произведений, в умении применять приобретённый опыт в самостоятельной деятельности;

практический метод связан с практической   деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия  мира.  

Ожидаемые результаты: 

Развитие интереса к творчеству К. Д. Ушинского; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.Реализация проекта позволяет дошкольнику расширить знания и представления о своей родной стране, о своеобразии природы, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Вывод.

Методологические основы, предложенные великим русским педагогом столетие назад, позволяют и в наши дни развивать у дошкольников интеллектуальные и речевые навыки, формировать нравственные качества личности ребенка, сделав процесс обучения и воспитания легким и приятным. 

Тщательный подбор и систематизация литературного материала в книгах К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир»   нацелены на то, чтобы последовательно формировать у ребенка чувство патриотизма, любви к родной земле, закреплять позицию гражданина, развивать способность правильно оценивать происходящие события и адекватно реагировать в различных ситуациях, умело используя свои лучшие умственные и душевные качества: доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, ответственность, навыки коммуникабельности.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между участниками, как детьми, так и родителями, проявилась творческая активность, раскрылись скрытые эмоциональные возможности, увеличился интерес к книге.

Список литературы

1.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. – М.: Просвещение, 1989.

2.Лопаткина А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.

3.Ушинский К. Д. Любимые сказки.  – М.: ЭКСМО, 2011.

4.Ушинский К.Д. «Добрый мир»

5.Ушинский К.Д. «Родное слово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фотоотчет проекта "Душу человека с детства развивать надо"

Презентация может использоваться по духовно - нравственному воспитанию и общего развития детей....

Проект «Спасибо деду за Победу», реализуемый с воспитанниками подготовительной к школе группы Практика духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Епифанова Оксана Владимировна воспитатель, квалификационная категория первая

Лесосибирск - 2020гАктуальность.Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается ветеранов – живых участников тяжелых боев. Но память о людях, ценою своей жизни защитивших нашу Родину, д...

проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

Цел: Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нр...

Мой педагогический опыт "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"

laquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…» Борис Михайлович Теплов. Проблем...

Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании

Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое опр...

Дайджест педагога-наставника. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Педагогическое наследие рассматривается как составная часть культурного наследия, отражающая совокупность духовных и материальных достижений общества в виде идей, теорий и концепций, материа...