проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»
проект (старшая группа)

Бережнова Наталья Анатольевна

Цел: Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема проекта:

 «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

Подготовили:

Бережнова Н.А.,

Силкова Г.А.,

Силонова Е.В.

2017 – 2018 уч. Год

Паспорт проекта

Тема проекта: «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

«…Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети в возрасте от 3 до 7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнеры (Россошанский краеведческий музей, Отдел эстетического воспитания, детский отдел МКУК МБРМР им. А. Т. Прасолова г. Россошь,  Россошанская епархия)

Направление проекта:

духовно – нравственное воспитание

Тип проекта:

творческо – игровой, долгосрочный, межгрупповой

Место проведения:

МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши

Цели:

Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания

Задачи

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание  интереса  и любви  к  народным русским традициям, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В современных условиях актуальными являются идеи выдающегося мыслителя второй половины XIX столетия К. Д. Ушинского, выступавшего против заимствования чужеродных образовательных и воспитательных принципов. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Необходим поиск национальных основ воспитания в современной России. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Практическая значимость:

В качестве основных средств воспитания  мы использовали все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои.  Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В  проекте представлен комплексный подход к воспитанию духовно-нравственной личности ребенка через музыкальную и театрализованную деятельность, обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия, народных праздников и традиций. Подобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблеме

Формы реализации проекта:

Разработаны сценарии, спектакли, сценки, конспекты игровых НОД, бесед с дошкольниками. Данный методический материал в практической деятельности можно использовать при разработке программ по формированию представлений о моральных нормах и осознанного отношения к ним в дошкольные учреждения.

Новизна проекта:

Проект  ориентирован на ФГОС дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы духовно – нравственному воспитанию  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта:

Для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, знание сказок К. Д. Ушинского;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для воспитателей:

-       совершенствование компетентности в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования;

-       объединение усилий воспитателей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре, сказкам и педагогическим принципам К. Д. Ушинского

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию на 2017 – 2018 учебный год

Для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей

Методы реализации проекта:

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

-  экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор  житейских ситуаций;

-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

-  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- проведение  экскурсий различной направленности;

- организация  вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Этапы реализации проекта:

I этап   Аналитический (октябрь 2017 г.)

II этап Организационный

  (октябрь  2017г.)

III этап  Практический

  (октябрь 2017 г. - октябрь 2018 г.)

IV этап Итоговый, диагностический

(октябрь 2018 г.)

Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников,  подбор материала и инновационных технологий.

Выявление уровня формирования у детей и родителей интересов и потребностей к духовно-нравственным и социокультурных ценностям. Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями, конспекты, сценарии театров,

сценарии православных праздников и мероприятий по проекту с музыкой и театрализованными действиями. Анкетирование. Изучение педагогической и психологической литературы по теме.

Октябрь 2017 год

«Солнце на лето – зима на мороз»

1.Познакомить детей и родителей с народными приметами и поверьями связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

2.Посещение Покровской семейной благотворительной ярмарки.

3.Выступление детей на благотворительной акции ко Дню пожилого человека «Солнечные лучики» (литературно – музыкальная композиция «Бабушкам любимым…»)

4. Беседа «Самый дорогой человек»

Ноябрь 2017 год

«Прощание с осенью»

1.Осенний праздник « Русские посиделки»

2.Экскурсия в Ильинский храм

3. Разучить с детьми русские народные игры «Дедушка Мазай», «Баба Яга», Кривой петух»

4.Чтение сказок К. Д. Ушинского  «Четыре желания», «Дети в роще»

5.Рассматривание с детьми иконы «Божья Матерь Казанская», беседа по ней. Пословицы и поговорки: Начиная с Казанской зима становится полновластной хозяйкой:

До Казанской не зима, с Казанской не осень. На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру снег ложится.

Еще не зима, но уже и не осень.

Бывает, что с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.

Ранняя зима — с Казанской на санях.

Декабрь 2017 год

«Семейный праздник Новый год»

1.Украшение зала и группы к празднику Новый год

2.Чтение русских народных сказок «Проказы зимы».

3. НОД «Народные музыкальные инструменты»

4.Подготовка к празднику «Новый год»

5.Рисование «Я и моя семья на празднике»

6. Выставка рисунков «Я и моя семья на празднике»

7.Чтение и перессказ рассказов К. Д. Ушинского «Утренние лучи», «Слепая лошадь»

Январь 2018 год

«Коляда. Рождество Христово»

1.Празднование «Уродилась Коляда накануне Рождества»

2.Беседа с детьми « Праздник Рождества Христова»

3.Познакомить детей и родителей (в доступной форме) с Евангельской историей рождения Христа и показать, как этот сюжет отображён в произведениях искусства и иконографии.

4. Театрализованное представление

«Рождественский праздник»

(по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

 5. Создать к празднику Рождества игрушечную композицию «Младенец Христос в пещере».

6. Этическая беседа «Ангел хранитель»,

7.Показ презентации « Рождество  в целом мире торжество»

8.Инсценировка сказки «Морозко» (по мотивам русской народной сказки)

 

Февраль 2018 год

« Госпожа честная Масленица»

1.Сделать вместе с детьми и родителями к празднику из подручного материала куклу – Масленицу

2.Сделать вместе с детьми из подручного материала солнце – символ Масленицы

3.Обсуждение пословицы « Не всё коту Масленица, будет и великий пост»

4.Празднование « Госпожа честная Масленица»

5.Презентация «Масленица пришла»

6.Фотовыставка «Широкая Масленица»

7. День Защитников Отечества:

•        Беседа «Наша Родина Россия – страна православная»

•        Беседа «Почему люди защищают свою Родину?»

•        Заучивание рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»

•        Организация выставки «Защитники Отечества»

Март 2018 год

«Летит кулик из-за моря, ведёт весну из неволи»

1.Обыгрывание Рассказа

 К. Д. Ушинского "Васька" (младший дошкольный возраст)

2.Чтение рассказа «Из детских воспоминаний К,Д.Ушинского»

3. Поиграть в русскую народную игру «Утки летят»

4. Выучить с детьми весенние  заклички

5. Лепка «Жаворонки»

6.Беседе с показом презентации «Труд и ремёсла на Руси»

 

Апрель 2018 год

 «Дорого яичко в Пасхальный день»

1.Подготовка и показ театрализованного праздника «Вербное воскресенье»

2.Познакомить детей и родителей с рассказом «Из детских воспоминаний К,Д.Ушинского»

- Страстной четверг

- Страстная пятница
    - Страстная суббота
    - Светлое Воскресение

Беседа по содержанию

3.Поиграть с детьми в игры:

«Катание яиц с горки»,

«Бег наперегонки».

4. Аппликация «Пасхальное яйцо»

5. Игра – инсценировка с младшими дошкольниками « Курочка ряба»

 К. Д. Ушинский

6. Просмотр презентации « Святая Пасха»

Май 2018 год

 «Весною  день год кормит»

1.Поговорить с детьми о значении в хозяйстве домашних животных, особенно коня и коровы.

2.Рассказывание  детям сказки «Колобок», «Сивка – Бурка» обработка К. Д. Ушинского.

3.Поиграть с детьми в игры «Волк и гуси», «Утка и волк»

4. Игра – инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Лиса и гуси», (младший дошкольный возраст)

5. Проведение праздника для ветеранов: «Минувших лет не смолкнет слава…»

6. Экскурсия к памятнику Алексееву.

Возложение цветов.

Июнь 2018 год

 «Сидел Фома на лавочке»

1.Беседа с детьми и родителями о традициях православного праздника «Святая Троица»

2. Разучивание народных песен и закличек к православному празднику «Троица».

3. Разучиваются действия сценки к празднику «Пастушок»

4. Воспитатели совместно с родителями и детьми оформляют альбом «Святая Троица»

5. Просмотр презентации «Традиции православного праздника «Троица».

6. Проводятся православные народные игры:

«Гори, гори…»

-«Раз, два не воронь»

«Беги, как огонь»

«Во поле березка…»

Июль 2018 год

«Зерно в колосе – не спи в холодке»

1.Участие детей и родителей к творческой выставке «Наши руки не для скуки

2.Этическая беседа «Доброта душевная»

3.Беседа с детьми и родителями о начале уборки хлеба с полей.

4.Прочитать детям сказку « Петушок – золотой гребешок и меленка»

5. Драматизация сказки «Колобок» (младший дошкольный возраст)

6.Загадать детям загадки по теме

7. Изготовление с детьми из соломы куклы – стригушки

8.Рисование «Красная девица». Заранее познакомить с народным праздничным костюмом. Выставка рисунков.

Август 2018 год

« Спасовка -  лакомка»

1.Драматизация сказки «Репка» с младшими дошкольниками.

2.Прочитать сказку «Мужик и медведь».

3.Выучить с детьми шуточную приговорку, которую произносят возле улья или когда видят пчелу «Пчёлки малые….»

4. Поиграть с детьми в игры « В редьки», « Маки».

5.Обсуждение поговорки « Весна красная, а лето отрадное».

6. Разгадывание загадок.

7. Обыгрывание с младшими дошкольниками  рассказа К. Д. Ушинского «Охотник до сказок»

8.Познакомить детей и родителей с наиболее важными календарными вехами этого месяца: три Спаса

 Сентябрь 2018 год

 «Байки – побайки, прискакали зайки…»

1.Беседа «Кукла времён наших пробабушек».

2.Просмотр презентации  «Кукла времён наших пробабушек».

3.Сделать с детьми куколку из ткани.

4.Выучить с детьми несколько шутливых прибауток.

5. Прочитать детям сказку «Василиса Прекрасная»

6. Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»

7.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Дети в роще».

8. Викторина по рассказу К.Д.Ушинского "Дети в роще"

Октябрь 2018 год

Подведение итогов проекта

1.Оформление фотовыставки «Православные традиции в моей семье».

2. «Песни старины»:

«Заклички, приговорки, запевки, попевки».

Литература:

1.О.А.Ботякова «Солнечный круг» - приобщение детей к истокам русской народной культуры.

2.Л. Л. Шевченко «Православная культура для малышей» книга№3, №4.

3.Интернет - ресурсы:

http://www.maam.ru

https://nsportal.ru

https://solnet.ee

https://dohcolonoc.ru

http://doshkolnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной ...

Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"

Детям будет интересно узнать как жили русские люди,  как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...

Проект: «Душу человека с детства развивать надо» в рамках Епархиального конкурса проектов «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике духовно-нравственного воспитания»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре    через восприятие произведений К.Д.Ушинского.Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, ч...

Дайджест педагога-наставника. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Педагогическое наследие рассматривается как составная часть культурного наследия, отражающая совокупность духовных и материальных достижений общества в виде идей, теорий и концепций, материа...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО

ПрезентацияЦелью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность...