Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)

Сидорчук Екатерина Петровна

Дополнительная общеразвивающая  программа для детей от 5-7 лет кружка по развитию мелкой моторики "Готовим пальчики к письму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-7 лет

кружка по развитию мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

«Готовим пальчики к письму»

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель: Сидорчук Екатерина Петровна

воспитатель

г.Белово

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………4

Учебный план……………………………………………………………7

Учебно-тематический план…………………………………………….8

 Содержание программы………………………………………………..10

Ожидаемые результаты…………………………………………………11

Материально техническое обеспечение………………………………..12

Информационно-методическое обеспечение……………………….…13

1.1. Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013. примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цели и задачи программы.

Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи:  

Обучающие:

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма;
  2. формировать навыки исполнительского мастерства;
  3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
  • мелкая моторика;
  • речевое развитие.
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Готовим пальчики к письму» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Характерные особенности развития детей 5-6 лет.

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности  и согласованности движений рук. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени. Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Кружковая работа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 25 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры (приложение 1) и физкультминутки (приложение 2). Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Учебно – тематический план работы кружка

Виды деятельности

Количество занятий

старшая

Подгот

  1. Рисуночные задания, графические диктанты

3

  1. Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики)

3

  1. Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

4

  1. Работа со шнурками, рукоделие, шитье(шнуровки, плетение, шитье, нанизывание предметов)

3

  1. Рисование

3

  1. Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

2

Итого

18

Календарно – тематический  план работы кружка старшей группы

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

  • «Осенняя пора»
  • «В гости к сказке»

– коллективная аппликация из листьев

– рисуночные задания

  • «Волшебные палочки»
  • «Волшебный поднос»

– выкладывание фигурок из счетных палочек(геом. фигуры)

– рисование пальчиками на подносе с манкой

  • «Сухой бассейн»

  • «Соедини по точкам»

– опознавание на ощупь различных предметов

– рисуночные задания

  •  «Наряжаем елочку»
  • «Портрет Деда Мороза»

– работа с бисером и тонкой проволокой

– рисование с элементами аппликации(гуашь, салфетки)

  •  «Веселый счет»
  • «Олень»

– рисование цифр и раскрашивание

– аппликация из резаных ниток

  • «Валентинка»
  • «Открытка для папы»

- оригами

– мозаика из журнальных вырезок с использованием изоленты

  • «В весеннем лесу»
  • «Букет для мамы»

– рисуночные задания

– объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки)

  • «Закладка и коврик»
  • «Шкатулочка»

– знакомство с техникой плетения из полосок бумаги

– роспись картонной коробки

  • «Гвоздики к празднику
  •  «Веревочки»

– объемная аппликация

– плетение косичек, завязывание узелков, бантиков

Ожидаемые результаты

К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • некоторые виды бумаги;
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • несколько разных способов нанесения краски;
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Результатом работы  данного кружка должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами трудовой деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными инструментами;
  • умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
  • овладение нормами этики поведения.

Материально техническое обеспечение

Столы, шнурки, прищепки, природный материал, семена, крупы, пластилин, соленое тесто, счетные палочки, бисер, бусы, пуговицы, проволока, трафареты, спички, перья, бумага, семечки, банты, рамки-вкладыши, пластилиновые основы, соль, набор геометрических фигур, ножницы, клей, разрезные картинки, штаммы, щетки.

Дидактический материал:

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игры с прищепками, сухой бассейн, геометрический поезд, театр на липучках, пальчиковый театр, показываем руками стих-я,  массаж, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, д/игры, п/игры.

Литература

1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.

3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.

10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.

13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.

14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...