Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-7 лет кружка по развитию мелкой моторики "Готовим пальчики к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-7 лет
кружка по развитию мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
«Готовим пальчики к письму»
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Сидорчук Екатерина Петровна
воспитатель
г.Белово
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………4
Учебный план……………………………………………………………7
Учебно-тематический план…………………………………………….8
Содержание программы………………………………………………..10
Ожидаемые результаты…………………………………………………11
Материально техническое обеспечение………………………………..12
Информационно-методическое обеспечение……………………….…13
1.1. Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013. примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цели и задачи программы.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей владеть графическими навыками письма;
- формировать навыки исполнительского мастерства;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна:
- обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика;
- речевое развитие.
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Готовим пальчики к письму» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Характерные особенности развития детей 5-6 лет.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени. Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 25 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры (приложение 1) и физкультминутки (приложение 2). Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Учебно – тематический план работы кружка
Виды деятельности | Количество занятий | |
старшая | Подгот | |
| 3 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 3 | |
| 3 | |
| 2 | |
Итого | 18 |
Календарно – тематический план работы кружка старшей группы
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
| – коллективная аппликация из листьев – рисуночные задания | |
| – выкладывание фигурок из счетных палочек(геом. фигуры) – рисование пальчиками на подносе с манкой | |
| – опознавание на ощупь различных предметов – рисуночные задания | |
| – работа с бисером и тонкой проволокой – рисование с элементами аппликации(гуашь, салфетки) | |
| – рисование цифр и раскрашивание – аппликация из резаных ниток | |
| - оригами – мозаика из журнальных вырезок с использованием изоленты | |
| – рисуночные задания – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки) | |
| – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги – роспись картонной коробки | |
| – объемная аппликация – плетение косичек, завязывание узелков, бантиков |
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
- некоторые виды бумаги;
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски;
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор»; «мозаика»;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Результатом работы данного кружка должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами;
- умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
- овладение нормами этики поведения.
Материально техническое обеспечение
Столы, шнурки, прищепки, природный материал, семена, крупы, пластилин, соленое тесто, счетные палочки, бисер, бусы, пуговицы, проволока, трафареты, спички, перья, бумага, семечки, банты, рамки-вкладыши, пластилиновые основы, соль, набор геометрических фигур, ножницы, клей, разрезные картинки, штаммы, щетки.
Дидактический материал:
«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игры с прищепками, сухой бассейн, геометрический поезд, театр на липучках, пальчиковый театр, показываем руками стих-я, массаж, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, д/игры, п/игры.
Литература
1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-488009-1414336423.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538262-1416854115.jpg)
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635891-1432134602.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685523-1444581479.jpg)
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...