Детско-родительский игровой тренинг как средство оказания психолого-педагогической помощи семье.
статья

Сухань Лилия Витальевна

Семья и детский сад - две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад - это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskiy_igrovoy_trening.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Детско – родительский игровой тренинг как средство оказания психолого-педагогической помощи семье.

         

          Семья и детский сад - две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но  как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад - это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы - педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться,  и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.

     В соответствии с законом « Об образовании», « Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».

    Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся - семья. Именно в ней ребенок просто и естественно приобщается к жизни, учится чувствовать, думать, переживать.

    В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности  в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности  многих детей.

    Большая часть семей своих  детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая  воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

     В нашем дошкольном учреждении успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей именно благодаря  совместным детско –родительским игровым тренингам.

Целью таких детско-родительских игровых тренингов является повышение психолого-педагогической  грамотности родителей по созданию благоприятных психологических условий для гармоничного развития детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

 Решаются такие задачи, как:

1. Информирование родителей по актуальным и интересующим их вопросам и проблемам, касающихся взаимодействия с собственными детьми.

 2.  Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.

3. Обучение родителей играм с детьми как одному из способов улучшения взаимопонимания в семье.

4.  Обучение родителей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей.

       Проведению наших тренингов предшествует процедура анкетирования.  В процессе анкетирования участвуют все желающие родители, особенно родители, вновь пришедших детей.  Тренинговая программа детско-родительских отношений тематически строится по системе запросов, исходящих от родителей. В начале года родители активно участвуют в формировании тематического плана тренинговых занятий на весь учебный год. С целью определения тематики занятий в каждой группе детского сада существует специальные ящики, в которых собираются все предложения родителей, вопросы и возможные темы предстоящих тренингов. Тренинговая программа детско-родительских отношений, представляют собой практическую работу, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия родителей с детьми. Каждый участник тренинга выполняет распорядок групповых занятий. Родители стараются говорить в группе обо всем открыто и искренне, стараются выслушивать мнения, советы окружающих, обдумывают их, ориентируются на понимание, поддержку, стараются концентрироваться на конкретных проблемах. Практической части обязательно предшествует теоретическая часть, на которой дается наиболее важная и полезная информация по определенной тематике. Во время тренинга используются различные игры, упражнения, в которых активное участие принимают сами родители. Психолог подробно объясняет цели упражнений, отвечает на вопросы участников, контролирует выполнение упражнений. После выполнения того или иного упражнения подробно анализирует ситуацию, давая участникам возможность высказаться, поделиться своими чувствами, выводами или наблюдениями. При этом психолог поддерживает постоянную обратную связь с группой, следит за эмоциональным состоянием каждого участника, для того чтобы вовремя оказать психологическую поддержку или внести необходимые коррективы в тренинг. Итоги подводятся не только после отдельных упражнений, но и по окончании каждого тренинга. Процедура «Обратной связи» необходима и для формулирования запросов на дальнейшие встречи.

        При сотрудничестве специалистов и семьи во время детско-родительских игровых тренингов  возможна эффективная психолого-педагогическая помощь и ребенку, и родителям. Взаимодействие с семьями на игровых тренингах  помогает родителям создать для своих детей  необходимые благоприятные условия для формирования безопасного чувства доверия к окружающему миру и гармоничного развития личности. Ведь искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни.

     Тренинги помогают избежать таких ошибок  как, недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий, избежать ограничений возможности развития ребенка, и помогают снимать психоэмоциональное напряжение.

   Чтобы наши встречи запоминались, родителям предлагаются памятки и советы.


Памятка для родителей.

9 заповедей для родителей.

1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт  в терпимости, он учится понимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности , он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Некоторые советы при воспитании:

1. Не ждите, что ребёнок будет таким,  как Вы хотите.

Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда.

5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.

Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Помните!

Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил , диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.

           Таким образом, с помощью детско-родительских игровых тренингов в нашем  детском саду создаются условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ обеспечивает психолого - педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Книголюб. 2012.
  2. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.2017.
  3. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс. 2015.
  4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2015.
  5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»

    Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...

Оказание психолого-педагогической помощи семьям раннего возраста с ОВЗ в социализации в образовательное пространство ДОУ

-Цели,-задачи,-принципы построения деятельности,-направления работы, технологии,-Этапы психолого-педагогической помощиМетодическая работа с родителямиМетодическая деятельность педагоговЗаключение...

«Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающим ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

Новизна практики и ее особенность: современная форма открытого взаимодействия образовательной организации с родителями; оказание психолого-педагогической и практической помощи; процесс погружения...

Методическое описание практики «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающих ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

АктуальностьСемья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Ф...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...