ПРОГРАММА по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «В гостях у Солнышка»
методическая разработка
Данная программа предусмотрена для работы с семьями, воспитывающими детей в возрасте от 1 года до 7 лет с синдромом Дауна.
Количество занятий (встреч) – 9.
Режим проведения – 1 раз в месяц.
Время проведения одного занятия – 60 минут.
Форма – групповая, с активным участием родителей (законных представителей), сопровождающих ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна
«В гостях у Солнышка»
Направленность:
социально-педагогическая
Вид деятельности:
коррекционно-развивающий
Возраст обучающихся: от 1 года до 7 лет
Автор - составитель:
Шевченко Н.А., учитель-дефектолог
Курск, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 6 |
| 7 |
| 7-8 |
| 8 |
| 8-9 |
| 9-14 |
| 15-16 |
Литература…………………………………………………………… | 17-18 |
Пояснительная записка
Дети с синдромом Дауна – это дети «особенные», или, как принято говорить – с особыми образовательными потребностями. Они могут научиться многому, но этот процесс, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений ребенком с нормальным психофизическим развитием. Современные методики и технологии работы с детьми с синдромом Дауна позволяют достигать видимых результатов, которые радуют родителей и педагогов, но процесс постоянного сопровождения такого ребенка близким взрослым не должен прерываться вплоть до начала школьной жизни, а иногда и значительно дольше. Включение ребёнка с синдромом Дауна в социум может стать мощным стимулом к его развитию.
К процессу оказания помощи людям с синдромом Дауна изначально существовало два подхода: медицинский и социальный. Медицинский подход, определял инвалидность как нарушение здоровья и ограничивал поддержку людям с инвалидностью.
Но с зарождением в 90-х годах XX века идеи инклюзивной модели образования, «социальный» подход к людям с ограниченными возможностями здоровья стал вытеснять «медицинский». Этот новый подход утверждал: что «изменять надо общество и отношение общества к инвалидам» [3].
В современных условиях в работе с детьми с синдромом Дауна принято применять процесс непрерывного комплексного сопровождения, включающий медицинскую, реабилитационную и психолого-педагогическую помощь, как к самому ребенку, так и семье, в которой он воспитывается.
Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.).
Термин «сопровождение» имеет ряд толкований. Методологический анализ определений термина «сопровождение», проведенный А.А. Майер, приводит исследователя к выводу о том, что сопровождение – это особая форма пролонгированной медико-валеологической, социальной, психологической, педагогической помощи [5].
Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения рассматривается в работах современных исследователей (H.H. Ваганова, В.А. Доскина, Т.П. Вдовиченко, О.Н. Глебовской и др.). Они отмечают, что особенности развития ребёнка с синдромом Дауна в раннем возрасте, пластичность его центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливают важность ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Ранняя комплексная помощь предлагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на всю семью «особенного» ребенка и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля [14].
По мнению Натальи Михайловны Назаровой в спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг входит ряд мероприятий таких как:
- выявление младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
- ранняя плановая или экстренная медицинская коррекция;
- определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования, включающей целевую работу по формированию сенсомоторной сферы ребенка;
- оказание первичной помощи в реализации развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям ребенка (группы развития);
- психологическая и правовая поддержка семьи;
- обучение и консультирование семьи;
- координация деятельности всех социальных институтов и
служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках
индивидуальной программы развития [11].
В тоже время Е. Н. Ковалева, Е. И. Синицина, Л.Н. Житникова считают, что в России на изменение отношения общества к людям с синдромом Дауна и проблемы их психолого-педагогического сопровождения оказали зародившиеся общественные организации и родительские ассоциации. В 1997 году в Москве был создан благотворительный фонд, целью которого стало улучшение качества жизни детей с синдромом Дауна. Кроме Московского Центра имеется целый ряд организаций, осуществляющих помощь в воспитании детей с синдромом Дауна, в их числе: Ассоциация «Даун Синдром», Центр лечебной педагогики, Православный центр «Живоносный Источник», Детский экологический центр «Живая нить», Благотворительный фонд «Родник» и другие.
По мнению большинства специалистов, большое внимание в настоящее время уделяется развитию детей раннего возраста (с рождения до трех лет), профилактике вторичных нарушений, возникающих из-за сопутствующих заболеваний или неравномерности развития ребенка.
Полина Львовна Жиянова, подробно рассматривая современные подходы к обучению детей с синдромом Дауна, утверждает, что в основе психолого-педагогического сопровождения лежит семейно-центрированная модель ранней помощи, включающая психолого-педагогическую поддержку родителей в воспитании их детей. При этом, система взаимодействия родителей с ребенком находится в сфере внимания педагогов с первых недель жизни малыша, а с 1,5 лет дети начинают посещать групповые занятия, направленные на социализацию и подготовку к детскому саду. К 3 годам они, как правило, поступают в детские сады, а к 8 годам - в школы.
Исследования зарубежных ученых (Лаутеслагер Петер Е.М. и др.) показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс их интеграции в общество [12].
Одну из первых программ «раннего вмешательства» разработали Майра Петерси, Роберт Трилор в университете Маккуэри. Программу ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» апробировали в учебном центре университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии. Авторы утверждают, что учиться хоть и медленнее, но могут все дети, а индивидуальная программа ребенка должна удовлетворять как потребностям его самого, так и возможностям его семьи [6;7].
Наряду с выше обозначенной программой в странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» («Шаг за шагом»), предназначенная для обучения детей от рождения до 12 лет с особенностями развития и их родителей. Она в достаточной степени эффективна для детей с синдромом Дауна, поскольку ее главное направление - учить самостоятельности и бытовым навыкам на самом простом материале и в самых простых условиях [18].
С успехом используется во многих странах мира методика Portage (Портаж), разработанная в 70-х годах прошлого века, в США. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом в процессе домашнего визитирования. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца в социализации, познавательной деятельности, развитии двигательной активности, речи, а также навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: «чему учить, когда учить и как учить».
Кроме того, существует единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна, автором которой является Ромена Августова. В своей книге «Говори! Ты это можешь», она простым и доступным языком разъясняет, как учить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки.
В последние годы в России успешно применяется новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития – «лекотека». Служба лекотеки формирует у детей предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности каждого ребенка, проводя обучение в виде игры. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет [17].
Неоспоримый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт коррекционной педагогики РАО. Проведенные исследования специалистов института показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные показывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей с синдромом Дауна возможность интеграции их в общий образовательный поток.
Итак, рассматривая проблему комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна мы больше склоняемся к мнению Наталии Георгиевны Осуховой, определяющей сопровождение как модель психологической помощи, как специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально-личностного потенциала, и Раисы Викторовны Овчаровой, поясняющей, что сопровождение – это «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий... для сохранения психологического здоровья... и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности» [4; 8, с. 37].
При этом, лишь факт, наличия у ребенка синдрома Дауна, не может точно определить, как он будет развиваться, но для оказания ему комплексной помощи создан ряд ассоциаций и программ междисциплинарного воздействия и взаимодействия, благодаря которым семьи, воспитывающие «особенных» детей, имеют возможность принимать участие в различных видах общественной деятельности.
1.1. Принципы построения программы
1. Раннее включение семьи в родительское сообщество.
2. Гибкое сочетание видов и форм коррекционно-воспитательной работы и динамическое наблюдение за психофизическим развитием детей.
3. Учет генетического формирования основных линий развития детей.
4. Опора на игру как ведущий вид деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.
1.2. Цель и задачи программы
Цель − осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи:
− провести диагностику уровня актуального двигательного и познавательного развития ребенка;
− организовать цикл групповых коррекционно-воспитательных занятий по формированию и развитию психомоторных и психоречевых навыков у детей;
− обучить членов семьи простейшим навыкам коррекционно-развивающей работы в естественных жизненных ситуациях, для достижения максимально-индивидуального уровня развития ребенка.
1.3. Характеристика программы
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что систематическая психолого-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции его в общество.
Не смотря на значимые изменение отношения общества к детям с синдромом Дауна и системы образования к их воспитанию и обучению детей, все же стоит отметить, что, дети данной категории, имеют в разной степени следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи.
Поэтому для детей с синдромом Дауна существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Данная программа составлена с целью повышения эффективности комплексной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна, а также сопровождения семьи с целью поддержки родителей и оказания им помощи по вопросам воспитания, развития и обучения, а также создания особых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в естественных жизненных ситуациях.
В связи с этим целевой аудиторией данной программы являются специалисты (дефектологи, воспитатели), реализующие психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 1 года до 7 лет, с синдромом Дауна.
- Предполагаемые результаты
В зависимости от тяжести нарушений развития ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка.
Задача педагога – организовать продуктивное развивающее пространство для групповых встреч семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна и обучить родителей методам и приемам воспитания и обучения детей данной категории.
Задача родителей – обеспечить ребенку наилучшую среду для полного раскрытия его потенциала.
Позитивными результатами считается проявление динамики развития ребенка по итогам диагностики.
Контроль результатов осуществляется два раза в год (сентябрь – начало учебного года; июнь – конец учебного года).
2. Учебный план
№ | Наименование блоков | Всего занятий | Кол-во часов |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
1 | Первичное (сентябрь) диагностическое обследование познавательно-речевого развития, социально-коммуникативного и моторного развития (заполнение индивидуальных карт развития, соответственно возрасту ребенка) | Домашнее задание | - |
2 | Повторное (июнь) диагностическое обследование познавательно-речевого развития, социального-коммуникативного и моторного развития (заполнение индивидуальных карт развития детей ) | Домашнее задание | - |
Итого | - | - | |
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК (направления работы) | |||
1 | Социально-коммуникативное развитие | 2 | 2 |
2 | Познавательное развитие | 2 | 2 |
3 | Речевое развитие | 2 | 2 |
4 | Физическое развитие | 2 | 2 |
5 | Художественно-эстетическое развитие | 1 | 1 |
Итого | 9 | 9 | |
Данная программа предусмотрена для работы с семьями, воспитывающими детей в возрасте от 1 года до 7 лет с синдромом Дауна.
Количество занятий (встреч) – 9.
Режим проведения – 1 раз в месяц.
Время проведения одного занятия – 60 минут.
Форма – групповая, с активным участием родителей (законных представителей), сопровождающих ребенка.
Структура занятия
1-этап Организационно-мотивационный: установление контакта с группой детей | до 5 минут |
2-этап Практический: проведение практико-ориентированных игр | до 40 минут |
3-этап Заключительный: обобщение результатов занятия, обсуждение условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком на занятии, и реализация их в естественных жизненных ситуациях | до 15 минут |
3. Содержание
Встреча 1 (практическое занятие с детьми)
Направление: социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- развитие социально-коммуникативных навыков у детей;
- обучение родителей эмоциональному и коммуникативному контакту с ребенком через ладошечные и пальчиковые игры, игры на коленях, игры на эмоциональное развитие.
Содержание:
- беседа с родителями о важности проведения ладошечных игр и игр на коленях, для развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка;
- проведение игр с детьми: «Еду-еду», «Ехал Тит на дрожках», «Качели», «Жили мышки на квартире», «Похлопываем по бубну», «Пляска с пальчиками» (Приложение 1);
- знакомство родителей с книгой Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста»
Ссылка для скачивания:
Встреча 2 (практическое занятие с детьми)
Направление: социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- развитие социально-коммуникативных навыков у детей;
- обучение родителей коммуникативному контакту с ребенком через продуктивные игры по лепке, аппликации и рисованию, конструированию.
Содержание:
- беседа с родителями о пользе занятий по продуктивными видам деятельности с детьми раннего возраста;
- проведение кругового занятия с детьми по лепке «Снеговик», аппликации «Снежики-пушинки», рисованию «Метель» (Приложение 2);
- выдача буклетов для родителей: «Развитие продуктивной деятельности детей раннего возраста».
Встреча 3 (лекционно-практическое занятие для родителей)
Направление: познавательное развитие.
Задача:
- обучение родителей проведению диалоговых игр с детьми с целью накопления у них пассивного словарного запаса, развитию понимания обращенной речи, формированию невербальных средств общения и первичных коммуникативных навыков.
Содержание:
- беседа с родителями о первостепенном значении общения ребенка раннего возраста со взрослым;
- обсуждение содержания, методов и приемов вовлечения ребенка во взаимодействие со взрослым;
- обучение родителей практическим упражнениям по формированию первичных средств общения (мимика, интонации, жесты) с помощью дидактических игр.
Встреча 4 (практическое занятие с детьми)
Направление: познавательное развитие.
Задачи:
- развитие познавательной сферы у детей;
- обучение родителей проведению познавательных занятий с использованием настольно-печатных игр для детей раннего и дошкольного возраста: лото, домино, пазлы, пазловые игры, вкладыши, собирательные кубики.
Содержание:
- беседа с родителями о формировании психических процессов у детей с синдромом Дауна;
- проведение кругового занятия с детьми: «Лотошки для крошки», «домино для малышей», «Картинки-половинки», «Мама и малыш»;
- выдача буклетов для родителей: «От игры к занятиям».
Встреча 5 (лекционно-практическое занятие для родителей)
Направление: физическое развитие.
Задача:
- обучение родителей проведению спортивных игр с интеллектуальной нагрузкой для детей.
Содержание:
- беседа с родителями об особенностях физического развития детей с синдромом Дауна;
- обучение родителей спортивным играм для развития сенсомоторных навыков у детей;
- «Мозговой штурм» для родителей – придумывание спортивных игр с использованием дидактических игр и игрушек.
Встреча 6 (практическое занятие с детьми)
Направление: физическое развитие.
Задача:
- развитие общемоторных навыков у детей.
Содержание:
- беседа с родителями о результатах проведения спортивных игр в домашних условиях;
- проведение сенсомоторных игра с детьми: «Кто шагает дружно, в ряд…» (ходьба по дорожке препятствий), «Грибная поляна» (наклоны), «Раз, два, три за шариком беги!» (бег), «Точно в цель» (целенаправленное метание шариков);
- знакомство родителей с книгой «Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия» под редакцией Ворошниной О.Р., Санниковой А.И.
Ссылка для скачивания:
Встреча 7 (практическое занятие с детьми)
Направление: речевое развитие.
Задачи:
- развитие речевой сферы у детей;
- обучение родителей созданию доступных вариантов «сухих бассейнов» для детей и формирование навыков их практического применения в домашних условиях.
Содержание:
- беседа с родителями о вариантах «сухих бассейнов»;
- проведение игр с детьми с использованием «сухих бассейнов»: «Раскопки» (природный материал), «Рыбки спрятались в пруду» (гидрогель), «Помогаем маме и готовим сами» (крупы), «Прятки» (мягкие материалы – кусочки ткани, ленты и пр.);
- выдача буклетов для родителей: «Сухие бассейны – альтернатива песочнице».
Встреча 8 (практическое занятие с детьми)
Направление: речевое развитие.
Задача:
- обучение родителей созданию полезных игр по сортировке предметов в домашних условиях и проведению данных игр с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Содержание:
- беседа с родителями о формировании основных мыслительных операций у детей с синдромом Дауна;
- проведение игр с детьми по сортировке игровых предметов и предметов окружения: «В гостях у зайки», «Листочки и цветочки», «Ложки для матрешки», «Раз, два, три, ленточки тяни»;
- выдача буклетов для родителей: «Поисковая активность – средство развития мышления».
Встреча 9
Направление: художественно-эстетическое.
Задача:
- создание условий для художественно-эстетического развития детей в рамках подготовки к новогодним праздникам;
- приобщение семей к изготовлению коллажа «Солнечный Новый год».
Содержание:
- проведение тематических игр с детьми: «Мы слепили снежный ком» (игра со снегом), «Снежинки на ладошке» (игра с падающими бумажными снежинками), «Раз-два, раз-два, лепим мы снеговика» (лепка из соленого теста), «Дед Мороз щипал за нос» (подвижная игра);
- проведение игры для всей семьи «Фотоателье» (в фотозоне).
3. Материально-техническое обеспечение
реализации программы
1. Дидактическое и игровое оборудование для реализации коррекционно-педагогического блока программы
1.1. Игрушки и материалы, способствующие развитию предметной деятельности:
∙ Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий
∙ Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками
∙ Матрешки
∙ Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски)
∙ Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.)
∙ Наборы разнообразных объемных вкладышей
∙ Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы
∙ Конструкторы
∙ Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.)
∙ Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.)
1.2. Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
∙ Столы-поддоны с песком и водой
∙ Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.)
∙ Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.);
∙ Приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки)
∙ Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
∙ Пластические материалы (пластилин, тесто);
∙ Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
∙ Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);
∙ Игрушки со светозвуковым эффектом;
∙ «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками
∙ Игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.)
∙ Книги, открытки, альбомы, аудио- видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений
∙ Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)
∙ Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.)
∙ Материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.)
∙ Разрезные картинки, наборы парных картинок
∙ Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)
∙ Лото, домино и др. настольно-печатные игры
∙ Аудиокассеты с записями детских песен, сказок
1.3. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:
∙ Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов
∙ Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.)
∙ Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки)
∙ Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.
∙ Машины разных размеров, цветов и назначения
∙ Детские телефоны и иные предметы с музыкальным наполнением
∙ Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.)
Литература
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000. – 298 с.
2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 9-15.
3. Есипова Т.П. Что такое инклюзия в образовании // Необычные люди, обычная жизнь. – 2010. – № 1. – С. 10-13.
4. Казакова Е.И. Сопровождение развития новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции – СПб.: РНБ, 2011. – С. 9-14.
5. Майер А.А. Условия интеграции содержания дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 14-24.
6. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3. Навыки общения. – М., 2001. – 104 с.
7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4. Навыки общей моторики. – М., 2001. – 176 с.
8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М., 2003. – 448 с.
9. Одинокова Г.Ю. Общение матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: монография / Г.Ю. Одинокова. – М.: 2016 – 210 с.
10. Смычек В.Б. Реабилитация больных и инвалидов. – Минск, 2011. – 560 с.
11. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М: Академия, 2000. – 576 с.
12. Степанова В.А. Проживание травмы рождения ребенка с синдромом Дауна // Сделай шаг (Электронный журнал http://journal.downsideup.wiki/ru). – 2015.
13. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова ( http://ozhegov.info/slovar/)
14. Фроликова О.А. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения как инструмент социально-педагогической адаптации ребенка // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года. / Под ред. Е.А. Екжановой (http://www.child-yasenevo.ru)
15. Этимологический словарь русского языка (http://etymological)
16. Югова О. В. К вопросу о психолого - педагогическом консультировании детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их семей // Современность и пути развития специального образования. – Киев, 2011. – № 18. – С. 303-305.
17. Официальный сайт православного центра «Живописный Источник» http://spring-life.ru/
18. Сайт для родителей и детей Mmasiki.net http://masiki.net/
19. Благотворительный фонд Даунсайд Ап https://downsideup.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...

В помощь родителям воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. (Руководство для родителей и специалистов)
спсиок литературы с аннотациями...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель проекта: Организация сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...

Организация клуба родительской взаимопомощи и поддержки «Растем вместе» - одна из эффективных психолого-педагогических технологий сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста.
Психолого-педагогические технологии сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста, направлены на реализацию воспитательного потенциала и создание наилучших условий для развития детей...




