Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу» для детей 5-7 лет
рабочая программа

Валентина Павловна Новикова

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу» для детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Программа принята

на педагогическом совете

протокол №

от «» февраля 2016 года

Утверждена приказом №   от   2016г.

по МБУДО  ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Новикова Валентина Павловна,

педагог дополнительного образования

г. Ярцево - 2016


Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором Я живу»

Пояснительная записка

Введение

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье - фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

  • отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
  • невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
  • боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Существуют и более сложные причины - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Цель программы:

Создание условий для развития социальных умений, коммуникативной гибкости,

положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и формирование "позитивного отношения к своему "Я".

Задачи программы:

  • Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
  • Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации  редполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 3 года и проводятся с сентября по май.

Ведущей формой работы являются тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 33 занятий Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Рекомендации по проведению занятий

В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться.

В начале и в конце тренинга мною используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Стиль ведения занятий: эмоциональный и непринуждённый. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. На занятиях используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Дидактический материал:

  • альбомы для рисования;
  • фломастеры не менее 12 штук;
  • фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  • схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • музыкальный центр;
  • цифровой фотоаппарат;

Структура программы

Программа " Мир, в котором Я живу " состоит из трёх разделов:

"Я и эмоции"

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я+Я"

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение"

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-го раздела:

  • углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
  • учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
  • развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Задачи 2-го раздела:

  • способствовать осознанию ребёнком своего имени;
  • учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
  • формировать адекватную самооценку;
  • способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
  • помогать ребёнку поверить в свои силы;
  • гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
  • гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  • дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
  • сформировать позитивное отношение к сверстникам;
  • учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
  • учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
  • дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
  • сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырёх этапов:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • развивающие игры-драматизации;
  • сюжетно-ролевые;
  • игры на развитие навыков общения;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • этюды;
  • сочинение историй;
  • беседы и рассказы;
  • мини-конкурсы.

Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

Прогнозируемые результаты:

-готовность обучающегося к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);

-готовность к дальнейшему образованию;

-сформированность естественно-научного и социально- философского мировоззрения;

 -сформированность общей культуры,

- сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

- сформированность педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;

-сохранение здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция воспитанника на основе положительного отношения к образовательному учреждению;

- принятие образа «хорошего обучающегося»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Показатели, по которым отслеживается эффективность реализации программы внеурочной деятельности:

  • активность;
  • высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах обучающихся творческого объединения;
  • самостоятельность и инициативность в деятельности;
  •  гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);

динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Авторская программа комбинаторного вида "Город, в котором я живу"

Авторская программа комбинаторнрго вида "Город, в котором я живу!" предназначена для реализации национально - культурного компонента в ДОУ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760029","...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....

Программа внеурочной деятельности "Оркестр"

Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....

Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, ...