Театральная деятельность в ДОУ
статья

Швецова Елена Рудольфовна

Обощение опыта работы с детьми по театральной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost_v_dou.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

               Театральная деятельность в детском саду

                                                                                                   Театр –это волшебный край.

                                                                                                   В котором ребёнок радуется, играя.

                                                                                                   А в игре познаёт мир.  

                                                                                                                          С.И. Мерзлякова.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства. Творческая деятельность, развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие.  

 Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему демонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию

Свою работу я начала с изучения и анализа литературы. Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.

На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка "Звёздочки".

 Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 25 минут.

В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:

-развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

-совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа,

 -используя игровые импровизации.

-расширять представления детей об окружающей действительности.

-закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

-обогащать и активизировать словарь детей.

-совершенствовать интонационную выразительность речи.

-развивать диалогическую и монологическую речь.

совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.-Развивать память, мышление, воображение, внимание.

-учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

-воспитывать желание играть театральными куклами.

-развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Принципы моей педагогической деятельности.

Принцип психологической комфортности. Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

 Принцип творчества. Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Принцип целостного представления о мире. Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

 Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.

Данные принципы используются не эпизодически, а постоянно и в системе.

Система работы представляет собой три этапы:

•  художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

•  освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

•  самостоятельная творческая деятельность.

В результате проведенной мною диагностики выявила классификацию игровых позиций детей.

1.        Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)

2.        Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.

3.        Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).

4.        Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.

Моя работа как руководителя кружка "Скоморошки" строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.

Занятия ведутся по развитию:

•        Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

•        Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

•        Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

•        Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.

•        Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

•        Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.

 Структура занятия по театрализованной деятельности:

1) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

2) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:

 3) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;

 4) упражнения на мимику и жесты;

5) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

 6) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.; 7) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.

В своей работе использую театрализованные игры: Игры на превращения: «Превращение комнаты», «Превращение предмета», ««Превращение детей». На действия с воображаемым предметом: «Король», «День рождения», «Что мы делали, не скажем». Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Снеговик». Музыкально-пластические импровизации: «Подарок», «В стране цветов», «Бабочки», «В гостях у Русалочки». Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри». Игры с использованием пантомимы: «Изобрази любого животного», «Покажи как ты чистишь зубы, умываешься», «Гуляешь в поле и рвешь цветы», « Смотришься в зеркало» и др. Дети овладевают представлениями об особенностях театрального искусства; владеют диалогической и монологической речью. Умеют пользоваться средствами речевой выразительности в зависимости от смысла текста, владеют жестами, мимикой.

Я реализую принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

•        основы домашнего театра;

•        мастерство руководства игрой;

•        обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;

•        театральная гостиная;

•        творческая мастерская;

•        совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

•        консультации по вопросам творческого развития детей;

•        родительские собрания;

•        фотоотчёт.

Ведущую роль играет активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Родители помогают в изготовлении костюмов и театров. Они у нас первые зрители , а также и актёры. С их помощью в  группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и  подиум, мини –музей «Сказка» . Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми.

Так в саду были показаны постановки спектаклей: «Курочка и цыплятки», «Теремок»,театрализованное представление по ПДД по мотивам русской народной сказки «Репка», «На лесной лужайке», «В гости к рябинке», «Маша и медведь».

Я стараюсь создать все условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощряю исполнительское творчество, развиваю способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждаю к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем, уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

Список методической литературы

1.        Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду». Москва, 2009 г.

2.        Васильева М.А. «Воспитание и обучение в детском саду», Москва, 2007 г.

3.        Долбишева А.Ю. «Праздники в детском саду (сценарии, игры, аттракционы)». Ярославль, Академия развития». 1998 г.

4.        Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие ребенка». Москва, 1988 г.

5.        Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду».Москва, 2009 г.

6.        Новоселова Л.С. «Игра дошкольника». Москва, 1989 г.

7.        Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997 г.

8.        Честнова Н.Ю. «Настольная книга для детского сада». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

9.        Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». Москва, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».

Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"

Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...