«Воспитание привычек у детей»
статья (младшая группа)

Галкина Елена Михайловна

Привычки – потребность, выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_privychek_u_detey.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание привычек у детей»

Воспитатель: Галкина Елена Михайловна

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычки – потребность, выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и др.).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение: ребенок, научившись играть, организует досуг; научившись готовить – привычку обеспечивать себя завтраком, ужином. Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Важно помнить, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3-4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на его здоровье (не ест, хотя голоден, поскольку привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания и др.). Так незаметно для  родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь.

Привычки формируются, когда впервые возникает вид деятельности, когда впервые у ребенка появляются новые вещи, обязанности и т.д. Взрослые должны очень  внимательно относиться ко всем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни дошкольника впервые. Если они вовремя не заложат полезную привычку, вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают формированию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными. Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это приведет к тому, что он не сможет отличить свои, истинные желания от посторонних (сложилась привычка подчинять вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он ни к чему не стремится? А потому что детство – время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

 Дома маленькому ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не YouTube, а мама и папа, общение в чистом виде и со-бытие. Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Игра – единственный способ для дошкольника стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых – это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

От вредных привычек одним общением «больше так не делать» - не избавиться. Следует определить их причину и упорно ее устранять. Дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая из них отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), последняя бесследно исчезает. Наказание редко приводит к исчезновению привычки.

Формирование полезных привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда служат основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения определенной цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости нужно не для того, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

Литература:

  1. Козлова А.А., Дешеулина Р.П. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. – ТЦ Сфера, 2018г.