Технология группового сбора
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Романенко Лариса Витальевна

     В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться нестандартным методом и приемом, который я использую в своей работе : «технология группового сбора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология группового сбора87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад№2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»                                                                                                                                                                                              

Технология группового сбора

  В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

  В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

   Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

     В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться нестандартным методом и приемом, который я использую в своей работе : «технология группового сбора»

Задачи группового сбора

- Создать эмоциональный положительный настрой на весь день.

-  Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

 - Формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

-  Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности.

-   Прививать навыки культуры общения.

 -  Подвести итоги проекта

Структура группового сбора

  • Начало группового сбора
  • Организация круга
  • Приветствие   (1-3 мин)
  • Обмен новостями (2-10мин)
  • Игра (2-5мин)
  • Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект);
  • Презентация воспитателем центров активности ( от 5 до 12минут)

Таким образом, общая длительность группового сбора от 10 до 30 минут.

Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры.

 Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Начало группового сбора

  • Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: веселая музыка, звон колокольчика, песенка или ритмичные хлопки – рассмотрите все варианты, которые предложат дети и вместе выберете что-либо из их идей. Позывные возможно связать с темой недели

 Организация круга

  • Сбор проходит в виде круга, где дети вместе со взрослыми сидят на стульчиках, на подушках, на ковре и т.д.
  • Каждая группа вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться.
  • Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Вопросы для начала группового сбора

      1.Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?

      2.Какое у вас настроение?

      3.Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

  1. Кто очень хочет задать вопрос?
  2. Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  3.  Что бы вы хотели посоветовать?
  4. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Приветствия

Типичные виды приветствия (Здравствуйте! Доброе утро! Привет! Я рад тебя видеть.)

Приветствия с действиями (с обниманием,  с похлопыванием по плечу,  с приветливым взмахом рукой,  с переплетением рук «корзиночкой» и т.п.)

Приветствия с передачей предмета. Перебрасываем, передаем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки, игрушку) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул.

Стихотворные приветствия (Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг.)

Пожелания

Комплименты. Скажи соседу добрые слова.  Сделай комплемент соседу. Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится как ты рисуешь кота.)  Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети делают, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

Подарки

Официальные приветствия Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никита», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

      Обмен новостями

    Один из любимых частей утреннего сбора, так как предоставляется возможность рассказать    другим то, «что еще никто кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться  интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер:

  • календарные события;
  • информационные сообщения о программной теме;
  • планы деятельности на день;
  • особые объявления (день рождения, посещение гостей, свои личные достижения и другие)

   В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках микрофон».

   Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Правила общения

  • Запретных тем не существует
  • Новости не регламентируются, у одного ребенка их может быть несколько.
  • Не селекционируются (только хорошие новости)
  • Не вытягиваются насильно (мы еще не слышали твоих новостей)
  • Не запрещаются
  • Новости принимаются как факт
  • С детьми обговариваются правила и их формулировки
  • Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков и символов
  • Правила всегда формулируются позитивно.

   Здесь очень важно вводить различные критерии- кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал

Игра

Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Каждый член группы может поучаствовать в различных видах деятельности – пении, играх, других упражнениях – быстрых, энергичных, зажигательных, но они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Такие задания требуют умения сконцентрироваться, творчески мыслить, самовыражаться. Совместные игры и задания помогают группе добиться успеха. Они нацелены на академическое, социальное и физическое развитие дошкольников, способствует выразительности речи детей, дают возможность учиться на собственных ошибках и создавать атмосферу успеха.

Пальчиковые, словесные, элементы тренинга, психогимнастика, игры-шутки, игры –цепочки, игры- фантазии, пение, загадки,  скороговорки.

Совместное планирование деятельности на текущий день

Правила ведения записей

- Идеи записываются на большом листе бумаги

 - Они выполняются печатными буквами

-   Обязательно подписываются  имя автора идей

-  Предложения детей не подвергаются литературной обработке.

-  Идеи детей и взрослых записываются разными единожды выбранными цветами ( например, синий цвет- идеи детей, зеленый- идеи взрослых)

-  Варианты оформления идей могут быть разнообразным: «Паутинка», «Таблица» и другие.

Работа с информационными листами.

   Информационный листок – специальная подготовленная форма (заготовка), в которой взрослые вместе с детьми ведут записи дневных значимых для себя и все группы дел и событий. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.

   Информационный лист может включать выбранную деятельность детей по центрам активности. Для того, чтобы сделать такие записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их идеи.

Ежедневное заполнение информационного листка помогает:

- ввести разные формы приветствия;

- развить навык общественно-ответственного поведения, социальной активности, предоставляя право влиять на выбор формы приветствия и мелодий для начала группового сбора;

- фиксировать собственные идеи и действия;

-  активизировать зрительное восприятие (узнавание, запоминание) букв, слогов, слов, а затем и получение навыка чтения слов и предложений;

- укреплять понимание событийной последовательности дня, своего места и роли;

- обогащать представления о режиме (временном распорядке и логической последовательности событий);

-  добиваться  понимания ребятами места и роли в распорядке дня (готовности управлять временем, влиять на то, что будет происходить в группе, в детском саду);

- содействовать приобретению значимой информации: сколько детей, кто из них в каком Центре работает, сколько тарелок нужно подготовить к обеду и пр.;

- учить осуществлять выбор, планировать свой день;

-  развивать внимательность.


   Впоследствии (по окончании тематической недели) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчётом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.

   Заполненная «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так естественно и просто взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме.

Презентация воспитателем центров активности

   Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент как образовательный. У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе.

Рефлексивный(итоговый) сбор

- После деятельности детей в Центрах проводится рефлексивный (итоговый) сбор, который проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свои планы.

-  Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги.

- На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносят из центров все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений, более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

В результате РЕБЕНОК:

- умеет формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения

- выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично

- внимательно слушает, проявляет конструктивные отношения к высказываниям других

- объясняет словами свое эмоциональное состояние и корректирует его

- делает выбор

- планирует собственную деятельность

- поддерживает стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.

Вывод:

Соблюдение всей последовательности: групповой сбор – совместная деятельность – итоговый сбор –

создает технологию проживания тематической недели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

Технология группового сбора

Консультация для педагогов...

Технология группового сбора.

Групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и вз...

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...