Конспект познавательно – исследовательской деятельности на тему "Юные исследователи"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pemza.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности на тему «Юные исследователи»

Цель: Создание условий для познавательско - исследовательской деятельности детей, развитие поисковых действий.

  Задачи:

Обучающие: Формировать интерес к изучению камней, умения их исследования, называть их свойства и особенности, учить детей высказывать свои мысли и чувства, работать со схемами и таблицами, обогащать их словарный запас «Пемза».

Развивающие: Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.

Воспитательные: Учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим.

Материалы: камни (морские, уголь, пемза), схемы – таблицы, алгоритм  «Извержение вулкана, оборудование для опыта( стаканчики, ложки, тарелки), фартуки, перчатки прозрачные(резиновые),салфетки, сода, пищевой краситель или гуашь красного цвета, лимонная кислота, вода, моющее средство.

Предварительная работа:

  • Проведение игр с целью расширения словарного запаса детей (“Что из чего сделано?”, “Сравни предметы” - сравнение сходства и различия предметов.
  • Изготовление макета «Вулкан».
  •  Просмотр фильма про извержение  Вулкана.
  • Создание коллекции камней.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент. Дети играют с песком, находят камни в песке, которые они коллекционируют в группе. Находят  камень, который им неизвестен(камень Пемза). Внимательно их рассматривают.

Воспитатель: Ребята посмотрите  на камни, и положите камни на ту картинку откуда этот камень (речной из речки, уголь из под земли, а камень пемза из …).

Воспитатель: Ничего не понимаю, причём тут вулкан, и как он связан с нашим камнем-пемзой?

Дети: Может быть, в горах находится пемза. Я думаю, вулкан состоит из пемзы.

 Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой (слайд). Лава кипит, бурлит, а когда  она  застывает, превращается вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда  появилась пемза?

Дети: Из вулканической лавы. 

Воспитатель: А теперь нам предстоит интересная и очень ответственная работа, я предлагаю вам сделать свой действующий вулкан. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы с вами сейчас отправимся в лабораторию. Но сначала вам нужно разделиться на четыре команды по три человека.

Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

  1. Ни чего не брать в рот.
  2. Ни чего не нюхать.
  3. Работать в фартуке и перчатках.
  4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя.
  5. Использовать в работе салфетки.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на стол, на каждом столе лежат  схемы проведения опыта, вам необходимо рассмотреть схему и приступить к сбору необходимого материала. Ребята, вы рассмотрели схему, что необходимо для опыта?

Дети: Вода. Но стаканы пустые.

Воспитатель: Где мы сможем взять воду?

Дети: Из под крана. Приносят воду и выливают в макет Вулкана.

Воспитатель: Что нужно добавить в воду, чтоб она поменяла цвет.

Дети: Добавляют краску или гуашь красного цвета.

Воспитатель: Следующий компонент – пищевая сода.

Дети: Добавляют соду.

Воспитатель: А еще вам необходимо добавить моющее средство и тщательно перемешать с помощью ложки.

Дети:   Перемешивают.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы добавляем последний компонент, но нужно быть очень осторожными т.к это лимонная кислота.

Дети: Добавляют лимонную кислоту и наблюдают за происходящей реакцией.

Воспитатель: Посмотрите, наш вулкан оживает. Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Дети: Извержение вулкана. Лава.

Воспитатель: Обратите внимание, «Лава» спокойно изливается на поверхность. Давайте мы соберем нашу «Лаву» в тарелочки и поставим на окно и в течении дня, будем наблюдать что же произойдет с нашей «Лавой».

Дети: Собирают «Лаву» ложечками и кладут на тарелочки.

Воспитатель: Ребята, работа ваша в лаборатории завершена, снимайте фартуки, перчатки.

Итог: Ребята, вы сегодня все старались, сделали  новое исследование , и поэтому я присваиваю вам звание «Юные исследователи» и дарю вот такие значки. 

Мнемотаблица «Извержение вулкана»

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст «Учёные –исследователи в гостях у Фиксиков.»

Цель.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи.- расширять знания о том, где «живёт» электричество;- закреплять умение пользоваться алгоритмом для про...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....