Конспект интегрированного занятия "Ёлочки - сосёночки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Трофимова Татьяна Николаевна

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада.

Трофимова Татьяна Николаевна

воспитатель МБДОУ № 25, г.Канск

Тема:  «Елочки-сосёночки»        

Цель занятия:

Поддерживать активный интерес к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев, их пользе.
Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

ОО «Речевое развитие»
Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много». Развивать словарь детей посредством знакомства со свойствами сосны и ели.
 ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение работать в подгруппе, совместно выполнять задание.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать умения и навыки конструктивной деятельности (из природного материала). Развивать творческое воображение.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность.

Оборудование:

Картинки с изображением сосны и ели. Еловые и сосновые ветки, шишки. Эфирное масло сосны, ели. Пластилин, стеки, салфетки, фломастеры.  

Предварительная работа: На прогулке рассматривание сосны, ели. Составление описательных рассказов. Беседа о пользе этих деревьев.

Методы и приемы:

наглядно – практический метод (ответы на вопросы)

словесный метод ( рассказ воспитателя, отгадывание загадок, ответы на вопросы)

игровой прием (двигательные упражнения)

прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент, позволил замотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу)

использование проблемных ситуаций

рефлексия (отгадывание загадки, ответы на вопросы)

ООД в средней группе

 

Формы работы

Ход организованной образовательной деятельности

Комментарии.

                                          І. Организационный момент.

  1. Подготовка зон для смены деятельности.
  2. Эмоциональная подготовка детей к общению.  

1

Привет-ствие.

В.: Проходите ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поприветствуем гостей, скажем «Здравствуйте», улыбнемся.

 

 Педагог объединяет детей в круг.

                                         ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая).

 Обеспечение мотивации, принятие цели детьми

2.

Сюрпризный момент.

      В.: Ребята, к нам в гости пришла белочка и у нее в руках конверт с письмом. Посмотрите, какие у нее грустные глаза, наверное, что-то случилось! Давайте прочитаем письмо и все узнаем.

В.: читает письмо: «Помогите, у нас в лесу случилось несчастье, исчезли все хвойные деревья, птичкам и моим братьям и сестрам нечего кушать. Мы, белочки и птички любим,  кушать семена шишек хвойных деревьев, да и дышать в лесу стало трудно. Негде строить свой дом. Мы не знаем, что делать, помогите!».

В.: Ну что, ребята, поможем? Но как мы сможем помочь?

 Воспитатель показывает белочку (мягкая игрушка) у которой в лапах конверт.

3

Отгадывание загадок.

В.: Да, здесь есть загадки!

Загадки: Что же эта за девица:

               Не швея, не мастерица,

               Ничего сама не шьет,

                А в иголках круглый год. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви-только на макушке. (Сосна)

В. читает загадки,

дети отгадывают.

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

Самостоятельная  умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных задач.

Индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Рассматривание картинок с изображением сосны и ели.

 В.:А чтобы помочь, нужно знать какие деревья называются хвойными и почему они так полезны для лесных жителей.  Посмотрите на стенд. Какие деревья вы видите на картинках?

Д.: сосна, ель.

В.: почему эти деревья называют хвойными? (ответы детей)

Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных, тонких иголочек и  называются хвоинками.  

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

 Дети сидят полукругом.

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимаем,
Ну а пальцы – раздвигаем.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

 Опыт

 В.: «Изморозь» - природное явление, кристаллики льда, оседают на веточки в виде пушистой бахромы и веточки становятся белыми. Давайте проведем опыт.

 Я насыпаю в воду соль, размешиваю, получаю   соляной раствор. Каждый из вас опустит в него небольшие ветки ели и сосны.
- А теперь поставим эти ветви в вазу поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть. Посмотрим, что же произойдет. А пока веточки будут сохнуть, давайте поиграем.

 В. размешивает в тазике соль, дети опускают свою веточку в раствор и ставят в вазу.

Физминутка «Сосна»

 Мы посадим сосну – (Все ходят по кругу вокруг «сосны»)

Вот, вот! (Присесть)

Пускай наша сосна (Медленно встать)

Растет, растет!
Вырастай ты, сосна, (Поднять руки вверх)

Вот такой высоты;
Вырастай ты, сосна, (Развести руки в стороны)

Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, (Делают «пружинку»)

В добрый час!

Потанцуй, Сережа (имя водящего), (Хлопают в ладоши)

Покружись для нас! (Ведущий танцует, кружится)

А мы этой сосной дышать будем.   (Приближаются к ведущему,

делают глубокий вдох)

И мы этой сосне радоваться будем. (Хлопают в ладоши)

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Беседа

 В.: Молодцы! А теперь давайте сядем на полянку и подумаем, как же помочь белочке и ее друзьям.

Мы теперь знаем, какие деревья называются хвойными, какую пользу они приносят людям. А зачем хвойные деревья нужны в лесу? Как они помогают диким животным?  (ответы детей)

На  сосновых  ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

В коре деревьев прячутся насекомые, которыми питается дятел.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

 Дети садятся на ковер в кружок

Рассматривание

шишек сосны и ели.

 В.: Пойдемте, посмотрим, какие у нас есть шишки (сосны и ели). Кому  нужны шишки? (Ответы детей). Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Вот шишка ели (показ), а это шишка сосны (показ).

Из упавших шишек высыпаются на землю семена.

Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Растут ель и сосна медленно. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.  

Давайте, сосновые шишки отнесем к сосновым веточкам, а еловые к елочке и поиграем в игру.

 На одном столе, в контейнерах шишки сосны и ели, на другом в вазах ветки сосны и ели.

Дети разносят шишки.

Дидактическое упражнение с мячом «Один-много»

 В.: Я буду бросать мяч и называть слово, а каждый из вас добавит слово «много» и назовет заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.

Изморозь – много изморози.

Ствол – много стволов

Почка – много почек.

Дети встают в круг.

 

Рассматривание веток в вазе после проведения опыта.

В.: Мы с вами определили, почему необходимы хвойные деревья для лесных жителей.

А теперь, давайте посмотрим на наши веточки. Что же с ними произошло? Веточки побелели, на них образовались кристаллы соли. Это явление называется изморозь. Давайте повторим вместе (дети повторяют).

В. побуждает детей рассказать, как теперь выглядят ветки, на что похожи кристаллы соли на хвое. А могла ли ветка с настоящей изморозью  долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с ней? (Ответы детей).      

В. ставит вазу с

ветками на стол.  

Решение проблемной ситуации.  

В.: Пришло время помочь белочке. Как мы можем это сделать? (предположения детей)

 Мы ей расскажем и дадим схему выращивания сосны и ели.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Дети рассматривают схему.

Работа в подгруппах

В.: На одном  столе лежат карточки с фрагментом схемы роста сосны, на другом ели. Подойдите девочки к одному столу, мальчики к другому, по два человека к одной карточке и дорисуйте к схеме необходимые условия для роста.

 Дети

объединяются в подгруппы и договариваются, кто, что будет дорисовывать.

Психогимнастика «Семечко»  (звучит спокойная музыка)

В.: Сейчас каждый из вас станет маленьким семечком. Закройте глаза... Представь, что ты семечко сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Семечко проклюнулось, появился  росточек. Ты потянулся вверх, и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим.. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка...и растешь, превращаясь в маленькое деревце, затем в большое

Дети свободно располагаются на ковре.

 

Практическая деятельность

В.: Ребята, а ведь белочке одной не справится с таким трудным делом. Давайте мы из шишек смастерим разных животных, которые помогут белочке посадить деревья в лесу.

Дети из шишек, пластилина  изготавливают животных.

ІV. Итог. Рефлексия

 

В.: Дети, посмотрите, какая получилась  дружная компания, здесь и медведь, и зайчик, и ежик, (перечисляет все поделки).

Теперь белочка с друзьями обязательно посадят большой лес, для всех зверей. Какие вы молодцы!

Дети выстраивают композицию «Помощники для белочки», рассматривают свои поделки.

 Предварительная работа: На прогулке рассматривание сосны, ели. Составление описательных рассказов. Беседа о пользе этих деревьев.

Методы и приемы:

наглядно – практический метод (ответы на вопросы)

словесный метод ( рассказ воспитателя, отгадывание загадок, ответы на вопросы)

игровой прием (двигательные упражнения)

прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент, позволил замотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу)

использование проблемных ситуаций

рефлексия (отгадывание загадки, ответы на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Ёлочка"

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому  развитию для детей подготовительной к школе  группы на тему:«Ёлочка»....

Конспект интегрированного занятия "Шубка для ёлочки" 2 младшая группа

Конспект интегрированного занятия "Шубка для ёлочки"...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию " Берегите ёлочку."

Природа - важная часть окружающей жизни. В воспитательной работе с детьми очень важно обратить их внимание на бережное отношение к природе, к деревьям в лесу, животным и птицам. Целью данного занятия ...

Конспект интегрированного занятия с использованием «оригами» в старшей группе «Ёлочка-красавица»

quot;Ёлочка-красавица" - выполнение детьми поделки в стиле "оригами" на дополнительном образовательном занятии по программе "Бумажный калейдоскоп" в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Ёлочка – красавица»

Программное содержание: создание условий для познавательной деятельности через игру и речевое общение; привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большой, мале...

"Украшения для ёлочки" - конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Конспект данного интегрированного занятия можно использовать в тематическую Неделю логики и математике в ДО. Занятие позволяет решать задачи нескольких образовательных областей и раскрывать сущность т...