Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бурдина В.В.

Материал этого занятия поможет воспитывать в детях любовь, заботливое отношение и  сопереживание  к членам своей семьи, вызвать желание узнать больше о своем роде и предках, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать навык связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Семицветик» комбинированного вида

Истринского муниципального района

Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»

Составила воспитатель:

Бурдина  Валентина Васильевна

        

        Г.Дедовск

Мой род - моя семья.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о семье, роде, предках.

Задачи: Воспитывать любовь и заботливое отношение, сопереживание  к членам своей семьи. Вызвать желание узнать больше о своем роде и предках. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Развивать навык связной речи.

Оборудование и материалы: иллюстрация с изображением семьи, листы для рисования, цветные карандаши.

Предварительная работа: Беседа с детьми о семье, дидактическая игра «А ты мне кто?», чтение стихотворения «На кого же он похож?»

Ход занятия:        

Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть родители – это мама и папа. У них есть свои мама и папа - это наши бабушки и дедушки. А у дедушки  и бабушки были  свои папа и мама, а у тех – свои. Их было много, и жили они давно. Они являются нашими предками. Все твои дедушки и бабушки – твои предки составляют твой род. У каждого из нас есть свой род. Один род может  объединять несколько семей. Людей из одного рода называют родственниками. Родственники могут жить в других домах, других городах, и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто – то из вас похож на маму, кто-то на папу, а кто – то на бабушку или тетю. Скажите, ребята, что такое семья? (воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением семьи).

Дети: Семья - это когда вместе живут мама, папа, дети, и еще бабушка с дедушкой тоже могут жить в семье.

Правильно, семья, это люди, которые живут вместе. Вот какие мудрые пословицы сложил народ о семье:

В семье дружат – живут не тужат.

В семье разлад, так и дому не рад.

Согласие да лад – в семье клад.

Добрый сын – отцу радость, а  худой – печаль.

Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

 Воспитатель:  Ребята, вы согласны с поговорками? (-Согласны.) Можем ли мы сказать, что в поговорках заключается мудрость нашего народа, наших предков?

(-Да.)

 Воспитатель: Как вы думаете, какой должна быть семья?

Дети: Доброй, хорошей, счастливой, радостной.

Воспитатель: Скажите, похожи ли слова  «род»,  «родители», «родственники» и чем?

Дети: Да, похожи. В каждом слове «спрятано» слово  «род»

Воспитатель: Как зовут ваших папу и маму? А их родителей – бабушку и дедушку? (ребенок называет имена, а воспитатель рисует схему родового дерева).

Посмотрите, ребята, род каждого из нас можно изобразить в виде «родового дерева» и чем больше у нас родных, тем гуще крона этого дерева.

Узнайте у папы и мамы, дедушки и бабушки имена их родителей, составьте свое родовое дерево.

  Ребята, какими должны быть родители?

Дети: Заботливыми, внимательными, добрыми.

Воспитатель: А какими должны быть дети?

Дети: Послушными, веселыми, заботливыми

Воспитатель: Дети  должны уважать  и любить своих родителей, быть послушными. И тогда, они будут жить счастливо. Вот что говорили наши предки:

              «Чти отца твоего и матерь твою…»

Слово «чти» означает - люби, уважай, слушайся, а еще очень важно заботиться о своих родителях и помогать им во всем и благодарить за заботу о себе.

Послушайте историю, которая приключилась с одной мамой. (Чтение рассказа )

                                                  Седьмая дочка.           
   Было у матери семь дочерей. Вот поехала как-то мать в гости к сыну, а сын жил далеко. И возвратилась она домой только через месяц. Когда мать вошла в избу, дочери стали говорить друг за другом, как они скучали по ней. «Я скучала по вам, как цветок мака по солнечному лучу», - сказала первая дочка. «Я ждала вас, как сухая земля ждет каплю дождя», - промолвила другая. «Я плакала о вас, как маленький птенчик плачет о своей птице – матери»,- продолжала третья дочь. «Мне так тяжело было без вас, как пчеле без цветка», - щебетала четвертая. «Вы снились мне, как розе снятся капли росы», - промолвила пятая. «Я ожидала вас, как вишневый садик ждет песен соловья»,  - сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она присела, сняла с матери туфли и принесла воды, чтобы  помыть ее уставшие ноги.

-Моя мама самая красивая в мире. У нее такие добрые, ласковые, нежные глаза. Ни у кого таких нет, только у моей мамы.

    Воспитатель: Выразили  свою радость дочери, когда мама вернулась домой? Как?

Дети: Дочери, говорили ласковые слова, красивые и добрые.

Воспитатель: Видели ли  дочки, в чем нуждалась их мама? Какая из дочерей была более чуткой и проявила сопереживание?

Дети: Седьмая, потому, что она позаботилась о маме, оказала ей помощь.

Воспитатель: Иногда наши поступки  красноречивее слов. Очень важно научиться сопереживать – это значит «встать наместо другого» и попытаться почувствовать то же, что и он, т.е. пережить что-то вместе, хотя бы мысленно. А вот еще одна история, которая произошла в другой семье.

                                                     Отец.

Отец уходил на работу очень рано. Он возвращался усталый поздно вечером. Один раз он вошел в избу, перекрестился, сел у стола и тяжело вздохнул.

  - Что ты вздыхаешь, тятя (отец)?-спросил его маленький сын.

-Очень устал, много работал. Завтра еще больше работы.

 На другой день мальчик встал чуть свет и живо оделся.

- Куда собрался так рано? – спросила его мать.

-Пойду с тятей на работу. Стану ему помогать.

Отец улыбнулся. Он был рад. Что у него растет помощник.

 Воспитатель: Понравилась вам эта история? (-Да.)

- Как вы думаете, каким вырастет сын в этой семье?

Дети: Умелым, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, помощником для родителей, не оставит родителей без помощи.

Воспитатель: А вы  благодарите своих родителей? Да. Как? Говорим спасибо, другие вежливые слова, заботимся о них

Что доброго стараемся для них сделать? Не огорчать, хорошо себя вести, помогаем прибираться, мыть посуду, носить продукты из магазина.

                              Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой  щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (Загибают поочередно пальцы на руке)

Ребята, нарисуйте свою семью, как вы проявляете свою заботу, чем стараетесь помочь.

(Дети рисуют, слушают песню «Родной дом». По окончании работы дети рассказывают, что они нарисовали.)

E:\DCIM\100SSCAM\SDC11132.JPG

Данила: - Мы с папой помогаем нести маме тяжелые сумки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.

Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»

Главная цель российского образования была сформулирована в  майском Указе Президента Российской Федерации «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Феде...

Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")

Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях....

Конспект ОД по духовно — нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Масленица».

Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.Задачи:Образовательные:- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;- познакомить с последовательностью дн...