Конспект ОД по духовно — нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Масленица».
план-конспект занятия (старшая группа)

Степанкина Юлия Александровна

Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;

- познакомить с последовательностью дней масленичной недели;

- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память;

- развивать речь, познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;

- воспитывать интерес к русскому фольклору;

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели».

Состав группы воспитанников: 18 человек (10 девочек +8 мальчиков), возраст детей - 5- 6 лет.

Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось? 

В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа. 

Место занятия в программе дошкольного образования: реализация вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБДОУ «Детский сад №44».

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности, в содержании ООД раскрывается культура и быт русского народа, обряд таинства крещения и христианские традиции.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Предполагаемый результат:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;

сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.

ОО «Познавательное развитие»:

- имеют представление о старинных русских обычаях;

- развита познавательная активность;

имеют представление о  празднике «Масленница»;

проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

ОО «Речевое развитие»:

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

обогащен словарный запас дошкольников;

умеют составлять рассказы из личного опыта.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;

применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).

ОО «Физическое развитие»:

- развита общая и мелкая моторики ребенка;

-выполняют основные виды движений под музыку.

Форма ООД: занятие - игра.

Дидактическое обеспечение: макет избы (печка, самовар, стол, деревянная посуда, колыбелька) кукла-малыш, клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.

Технические средства обучения: интерактивная доска, магнитофон.

Предварительная работа:

- проведение ООД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;

- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»;

- создание условий в предметно игровой среде группы;

- ознакомление с техникой рисования пером;

- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий

(дидактические игры, подвижные народные игры);

- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

- лепка оберегов из соленого теста.

Методы и приёмы:

 

• Словесные (рассказ, беседа)

• Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)

Приёмы: вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов
  • Чтение и рассматривание книг, просмотр презентаций

Материалы:

  • Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.
  • Открытки, календарь народных праздников.
  • Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
  • Аудиозапись «Звон колоколов».

 

 

Ход ОД:

Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.

Ребятки, подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Теплота наших рук

Обойдёт весь наш круг

Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки)

Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.

Загадка:

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают! (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.

- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)

-Хотите об этом узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте ещё одну загадку и тогда узнаете:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком! (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.

Воспитатель: Первый блин. (Вешает на доску картинку)

Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу. Для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Воспитатель: Второй блин (вешает на доску картинку)

Второй день- вторник, называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Воспитатель: Третий блин (вешает на доску картинку)

Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.

Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(Поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Подайте блинца!

(Протягивают руки вверх ладонями) .

Воспитатель: Четвёртый блин (вешает на доску картинку)

В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.

Игра «Карусели». (обруч с лентами.)

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешивает блины на доску)

Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.

Воспитатель: Последний блин (вешает на доску картинку)

Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.

В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.

- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.

 

Список литературы

Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslennitsa.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44»

Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста

«Лествица: ступеньки к красоте души»

Номинация: лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Масленица».

Автор: Степанкина Юлия Александровна, воспитатель

г. Арзамас, 2020г.

Пояснительная записка

Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;

- познакомить с последовательностью дней масленичной недели;

- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память;

- развивать речь, познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;

- воспитывать интерес к русскому фольклору;

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели».

Состав группы воспитанников: 18 человек (10 девочек +8 мальчиков), возраст детей - 5- 6 лет.

Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось? 

В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа. 

Место занятия в программе дошкольного образования: реализация вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБДОУ «Детский сад №44».

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности, в содержании ООД раскрывается культура и быт русского народа, обряд таинства крещения и христианские традиции.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Предполагаемый результат:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;

сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.

ОО «Познавательное развитие»:

- имеют представление о старинных русских обычаях;

- развита познавательная активность;

имеют представление о  празднике «Масленница»;

проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

ОО «Речевое развитие»:

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

обогащен словарный запас дошкольников;

умеют составлять рассказы из личного опыта.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;

применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).

ОО «Физическое развитие»:

- развита общая и мелкая моторики ребенка;

-выполняют основные виды движений под музыку.

Форма ООД: занятие - игра.

Дидактическое обеспечение: макет избы (печка, самовар, стол, деревянная посуда, колыбелька) кукла-малыш, клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.

Технические средства обучения: интерактивная доска, магнитофон.

Предварительная работа:

- проведение ООД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;

- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»;

- создание условий в предметно игровой среде группы;

- ознакомление с техникой рисования пером;

- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий

(дидактические игры, подвижные народные игры);

- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

- лепка оберегов из соленого теста.

Методы и приёмы:

• Словесные (рассказ, беседа)

• Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)

Приёмы: вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов
  • Чтение и рассматривание книг, просмотр презентаций

Материалы:

  • Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.
  • Открытки, календарь народных праздников.
  • Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
  • Аудиозапись «Звон колоколов».

Ход занятия:

Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.

Ребятки, подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Теплота наших рук

Обойдёт весь наш круг

Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки)

Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.

Загадка:

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают! (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.

- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)

-Хотите об этом узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте ещё одну загадку и тогда узнаете:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком! (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.

Воспитатель: Первый блин. (Вешает на доску картинку)

Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу. Для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Воспитатель: Второй блин (вешает на доску картинку)

Второй день- вторник, называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Воспитатель: Третий блин (вешает на доску картинку)

Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.

Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(Поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Подайте блинца!

(Протягивают руки вверх ладонями) .

Воспитатель: Четвёртый блин (вешает на доску картинку)

В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.

Игра «Карусели». (обруч с лентами.)

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешивает блины на доску)

Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.

Воспитатель: Последний блин (вешает на доску картинку)

Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.

В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.

- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.

Список литературы

Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»

Материал этого занятия поможет воспитывать в детях любовь, заботливое отношение и  сопереживание  к членам своей семьи, вызвать желание узнать больше о своем роде и предках, обогащать и акти...

Сборник методических разработок конспектов организованной образовательной деятельности по основам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «В СЕРДЦЕ ТВОЕ СТУЧУСЬ»

Актуальность сборника и педагогическая целесообразность духовно-нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что память предков, любовь и уважение к Отечеству его культуре, вера в добро и ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»

Главная цель российского образования была сформулирована в  майском Указе Президента Российской Федерации «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Феде...

Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")

Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях....