Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Иванова Галина Петровна

Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей – залог успеха.

       Формирование личности ребенка начинается в семье, которая оказывается самым действенным воспитателем. Именно семья выступает посредником между ребенком и обществом. Через общение в семье ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения.

   На сегодняшний день исследователи определили три основные функции семьи: репродуктивная (продолжение рода), рекреативная (хозяйственная) и воспитательная. Нарушение в одной из функций сказывается на выполнении других,  так как между ними тесная взаимосвязь. Результаты изучения семейных отношений позволили выделить три стиля семейного воспитания: демократический (стиль согласия), авторитарный (стиль подавления) и попустительский (ребенок предоставлен самому себе). На основе этих данных выстроим следующие модели отношений «взрослый-ребенок».

Семьи, уважающие детей. В семье складываются доверительные отношения. Родители пользуются большим авторитетом и находятся в партнерстве с детьми.

Отзывчивые семьи. Родители сами решают, что нужно ребенку и держат дистанцию. Дети, в свою очередь, делятся своими проблемами с родителями, растут вежливыми, послушными, но достаточно инициативными , часто попадают под чужое влияние.

Материально-ориентированные семьи. Основное внимание в этой семье уделяют материальному благополучию. В таких семьях  духовный мир и родителей и детей очень беден.

Враждебные семьи. В них преобладает неуважение к детям и постоянная слежка за каждым шагом. Родители наказывают детей телесно. Ребенок растет недружелюбным, скрытным, плохо относится и к родителям и сверстникам.

Асоциальные семьи. Родители ведут аморальный образ жизни, дети предоставлены сами себе.

   Для того чтобы родительская позиция изменилась, надо включать в семьи воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. Воспитательные функции ДОУ и семьи разные, но для всестороннего воспитания ребенка требуется их взаимодействие.

    Согласно федеральным государственным требованиям родители - первые педагоги дошкольников. Они несут ответственность за воспитание, развитие индивидуальных способностей , охрану и укрепление физического и психического здоровья. Родители должны иметь возможность в любое удобное для них время прийти в группу и понаблюдать, чем занят их ребенок, при этом воспитателя необязательно ставить в известность о своем приходе.

    Специалитсы  ДОУ , которые сопровождают ребенка в течении дошкольного детства, дополняют семейное воспитание, обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Во время бесед с родителями педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, не подчеркивая отстраненность от проблем воспитания.

     Родители совместно с педагогом имеют возможность отслеживать уровень развития ребенка. Главная цель семьи и дошкольного образовательного учреждения – обеспечение единого образовательного пространства с общими требованиями к ребенку в семье и ДОУ. Развитие взаимодействия семьи и педагога заключается в установлении доверительных отношений. Добиться взаимопонимания с родителями можно, если систематически изучать их запросы, требования, устраивать презентации работы педагогов группы на сайте детского сада, приглашать на совместные развлечения и праздники, устраивать дни открытых дверей.

      В настоящее время особое внимание уделяется проведению групповых родительских собраний, на которых педагог имеет возможность познакомить родителей с задачами обучающего и информативного плана. Педагоги стараются проводить нетрадиционные работы с родителями: семейный клуб, круглый стол, вечера досугов. От педагогов требуется творческий подход к проведению собраний.

      Когда родители и воспитатели обьединяют свои усилия, создают активную развивающую среду, обеспечивающую единые подходы воспитания в семье и ДОУ, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, ожидаемый результат будет положительным. Центр стратегии общения между педагогом и семьей – личность ребенка, а цель – его успешная социализация, которая возможна только при тесном взаимодействии родителей и дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью. Они связаны с выражением ребенком своих возможностей,  ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, в раннем возрасте преобладающими над процессами торможения. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода.

На протяжении второго и третьего годов жизни ребенка происходит значительные изменения в его эмоциональной сфере. Если на первом году ребенок получал достаточно ласки и внимания со стороны значимых взрослых,  а взрослые делали все необходимое для его гармоничного развития ,то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия ,при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен,  любознателен, эмоционально уравновешен: он понят ,любим взрослыми. И начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении с взрослыми, развивается познавательный интерес.

Возрастная периодизация

  • От 1 года до 1 года 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, которые имеют определенную продолжительность и завершающий результат(положительный или отрицательный).Для развития эмоциональной жизни в этот период важны такие навыки как речь и ходьба.
  • От 1 года 6 месяцев до 2 лет развитие эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем, развитии речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.
  • В конце 2 года жизни у детей наблюдается яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, в оттенках голоса и пр. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими взрослыми, которое теперь имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учится эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

Для того чтобы новообразования сформировались правильно, необходимо определенные  усилия взрослого, иначе эмоциональная сфера малыша останется на первоначальном уровне, что может отрицательно сказаться на его развитии в целом. В этот возрастной период полезно проводить игры с сюрпризами, так как дети особенно эмоционально воспринимают все неизвестное. Учитывая высокую потребность детей его возраста в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры, которые включают упражнения, совершенствующие развитие основных движений. В результате этого происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях.

  • На третьем году жизни(от 2 лет 6 месяцев до 3 лет)происходит дальнейшее развитие познавательных  потребностей ребенка(любознательность)без побуждения к этому со стороны взрослого. И эмоции малыша определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других; появляется эмоциональное предвосхищение некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.
  • К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе происходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «Я»),возникает чувство сопереживания, эмпатии, ликования, гордости. Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности малыша.

     Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникают у него в процессе обучения, какие чувства он испытывает от своих успехов и неудач, зависит развитие его дальнейшей познавательной активности.

     В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Должным образом организованная работа (занятия, совместная и самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Основные задачи работы с детьми раннего возраста

  • Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной  подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.
  • Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, по модальности, интенсивности, продолжительности.

     Важное место в этом процессе принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют  механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.

  • Игры с водой

Запуск кораблика; купание игрушки; наполнение водой различных емкостей; переливание воды из лейки в тазик («Дождик идет»); имитация руками морских волн («Море волнуется…»)

  • «Живое домино»

Цель: Нахождение (называние) цвета.

Предварительная работа. Воспитатель повязывает детям на руки ленты разных цветов.

Ход игры. Дети танцуют под музыку, как только музыка стихает, каждый из них должен найти себе пару с лентой того же цвета и встать с ней в круг.

  • Рисование по сыпучим материалом (манка)

Цель: Развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.

  • Мир в кляксе

К детям приходят игрушечные Гусенок и Лисенок. У педагога заранее подготовлены на листах кляксы рыжего и желтого цветов, которые по форме напоминают Лисенка и Гусенка. Педагог рассказывает про них историю: Однажды хитрый Лисенок и глупый Гусенок решили поиграть и превратились в кляксы. Найдите Лисенка, А где Гусенок?»

Можно предложить детям самим сделать кляксы.

Огромный восторг вызывает у детей рисование пальчиками или лошадкой, а также лепка из пластилина.

  • Яркие ладошки

Педагог раскрашивает ладонь ребенка в какой-нибудь цвет (лучше, если ребенок сам выберет его) а потом прикладывает ее к чистому листку бумаги. Отпечаток ладони можно оформить, украсить.

   Дети раннего возраста должны также научиться воспринимать и воспроизводить характерные признаки основный эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театральную деятельность.

    Дети раннего возраста  - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Для чего это нужно? Прежде всего, необходимо обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Достичь этого можно  бескорыстной доброжелательностью, любовью и терпением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Консультация для воспитателя " Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста"

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников....

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста.

В последнее время становится все больше  детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым  относиися   эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожн...

Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»

В опыте представлены материалы:-  по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...