ТЕМА: «Мой родной край» нравственно патриотическое воспитание детей.
методическая разработка (подготовительная группа)

Кравченко Лариса Дмитриевна

МБОУ «Юргинская СОШ» Дошкольное подразделение «Тополёк»

воспитатель: Кравченко Л. Д. 

 Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является  создание оптимальных условий для формирования  патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Задачи:

- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;

- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;

- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию  с  ровесниками, родителями,  другими  людьми;

 

- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_radnoy_kray.odt32.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Мой родной край»   нравственно патриотическое воспитание детей.

МБОУ «Юргинская СОШ»  Дошкольное подразделение «Тополёк»

                       воспитатель: Кравченко Л. Д  

 Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.  Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.

     Цитируя В. В. Путина, президента РФ,  хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране»                    

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»  говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации  ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.   

       В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон  РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях  воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.

   Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является  создание оптимальных условий для формирования  патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:  

Задачи:

- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;

- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;

- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию  с  ровесниками, родителями,  другими  людьми;

- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

    Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким к нему людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к родному поселку,  городу, к детскому саду.

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому знакомлю детей с историей нашего поселка, его развитием, как видоизменялся и преобразовывался наш поселок.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые 9День Российского флага, День единства ) молодое поколение забывает народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.

Большое место в  работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В нашем детском саду установилась замечательная традиция — радостно отмечать всенародные праздники. Ценность праздников в детском саду заключается в том, что дети приобщаются к переживанию радостных чувств, праздничного подъема. Это — внешние приметы праздника, но они чутко воспринимаются детьми и способствуют воспитанию любви к Родине, уважения к ее прекрасным традициям и обычаям.

Осень дарит нам разные краски, а также довольно изменчивое настроение, поэтому я стараюсь задать этой изменчивости направленность на хорошее настроение при организации праздничного утренника. Всегда организовывается выставка рисунков и поделок . Совместно с родителями оформили альбомы на осеннюю тематику.

Хорошей всеобщей традицией у нас стало празднование Дня пожилых людей. Дети поздравляют сотрудников, ушедших на заслуженный отдых и своих бабушек и дедушек   праздничной концертной программой

Новогодний утренник в детском саду – одно из самых ярких событий для ребенка. Встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой останется в памяти детей яркими воспоминаниями на долгое время. И только в  силах педагога подарить детям такой незабываемый праздник.

Ещё один замечательный новый праздник День Российского флага мы с детьми отмечаем в группе.  Проводились занятия по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе, читали художественную и историческую литературу о России. Была организована выставка.

23 февраля и 8 марта , 9 мая– праздники , когда малыши поздравляют и благодарят своих мам, бабушек,  пап и дедушек. Проходят весело, шумно и интересно.

Каждый год в  нашей группе проходит месячник посвященный Дню защитника Отечества. Читаем былины о русских богатырях, русские народные сказки, рассказы, стихи воспоминания о беспримерных подвигах наших воинов в годы войны, о подвигах людей в сталинградскую блокаду.  Рассматриваем иллюстрации, устраиваем книжные выставки.  Рассказываю о детях на долю которых выпала война.  Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Большое место в патриотическом воспитании детей занимает тема Великой Отечественной войны. Главной задачей педагогов является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.

  В мини — музеи оформила уголок боевой славы: «О людях, чьи подвиги не меркнут в веках».

Войну я видела в кино,

Еще о ней читала в книжках,

Но, не сдержавшись, все равно,

Я плакала о тех мальчишках.

 Родители приносили небольшие автобиографии о своих родных и близких прошедших войну.    Ежегодно отмечаем  праздник 9 мая в кругу наших ветеранов. Которых к огромному сожалению осталось единицы. Дети с радостью встречают гостей, слушают их рассказы о прожитых годах, рассматривают медали.

Огромную радость детям приносит  встреча с ветераном ВОВ    Гасиновым Константином Григорьевичем.

Дети с большим интересом слушали рассказы ветерана войны о битве на Курско — Орловской дуге, о подбитых им вражеских танках , как освобождали Польшу и штурмом брали Берлин.

Слава вам, храбрые, слава бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

В память о погибших в сталинградской блокаде , на 9 мая с детьми приносим цветы к обелиску.

2017 мои воспитанники участвовали в конкурсе патриотической песни,  где стали победителями конкурса.

 Ежегодно 1 сентября мы проводим праздник  «День знаний»

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является возрождение народных традиций и праздников.

В детском саду мною организован мини-музей «Русская изба», который даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта, здесь же размещен уголок памяти «Была война , была победа».

  Результаты   работы по  патриотическому воспитанию  детей:

-   проявляют интерес и любознательность по отношению к родному городу, краю, стране;

- проявляют инициативу в социально значимых делах;

-  с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев;

-  дети проявляют интерес к культуре своего народа;

-  понимают значение позитивного общения, необходимости сотрудничества и взаимопомощи.  

       Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания  патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,  полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны

Считаю, что  патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина и патриота. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

 Монтескье, французский философ говорил:

 «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»

При планировании использованы следующие материалы и методическая литература:

  1. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет».
  2. Л. А. Кондрыкинская. «С чего начинается Родина?».
  3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. «Мы живем в России».
  4. В. И. Натарова, Н. И. Карпухина, Н. В. Борискина. «Моя страна».
  5. Е. А. Позднякова. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении».
  6. А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности».
  7. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. «Система патриотического воспитания в ДОУ».

       

Планирование основывается на задачах, реализуемых в Учреждении, на данных диагностики, первоначальных знаний детей по данной теме. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Общее количество занятий 19.

   

 В течении учебного года возможны изменения и дополнения.  Уровень усвоения программного материала детьми прослеживается в конце учебного года при помощи контрольных диагностических заданий и организацию открытого итогового занятия для педагогов и родителей ДОУ.    

 

Итогом работы педагога с детьми можно считать и результаты анкетирования родителей, и отзывы воспитателей, и оформление фото отчета (коллажа) «Моя родная сторонушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

План по самообразованию Тема " Я -маленький гражданин" Нравственно - патриотическое воспитание детей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатс...

Проект «Кубань-земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проект «Кубань-земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

План педсовета на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Разработка плана проведения педагогического совета по теме:"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ",с темами выступления педаг...

Выступление на педсовете с презентацией Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

АКТУАЛЬНОСТЬ (СЛАЙД  2 )Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом з...