Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Стрельникова Валентина Васильевна

наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

  Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.

   Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и  психологи, работающие в детском саду. В нашем детском саду эту работу ведут воспитатели и социальный педагог.

   Нами были поставлены задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правовых знаний у детей

старшего дошкольного возраста.

  Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

  Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.

   Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и  психологи, работающие в детском саду. В нашем детском саду эту работу ведут воспитатели и социальный педагог.

   Нами были поставлены задачи:

  • Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
  • Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.
  • Формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.
  • Содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.
  • Создание в ДОУ правового пространства.
  • Повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей.
  • Создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.
  • Повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье.
  • Формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.

Условия для осуществления правового воспитания:

  • разработана система планирования работы;
  • обеспечено научно-методическое сопровождение;
  • подготовлен дидактический материал;
  • создана необходимая предметно-развивающая среда.

Механизм реализации:

      -   работа с педагогическим составом;

  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

  1. Работа с педагогами в ДОУ:

- анкетирование «Защита прав и достоинств ребенка»;

- консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей: «Защита прав ребенка», «Прежде, чем воспитывать ребенка....»;

- взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания;

- составлен план методической работы на год.

  1. Работа с детьми.

                  Задачи:

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

                  Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников:

  • организованное обучение;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность детей.

                  Организованная форма обучения:

  • занятия по знакомству с правами человека;
  • беседы на этические темы, минидискуссии;
  • сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
  • изобразительная и трудовая деятельность;
  • проблемно-поисковая деятельность;
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • экскурсии и наблюдения.

                  Самостоятельная деятельность детей:

  • работа с литературой;
  • создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений;
  • разные виды игр;
  • продуктивные виды деятельности;
  • двигательная активность.

В старшем дошкольном возрасте главная задача — знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека.

Темы для ознакомления детей с основами правового сознания:

  • «Знакомство с Декларацией прав человека»;
  • «Право на жизнь, свободу, семью»;
  • «Право на жилье, пищу, личное имущество»;
  • «Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь»;
  • «Право на медицинскую помощь и охрану здоровья»;
  • «Защита детей»;
  • «Право на дружбу и собственное мнение»;
  • «Я и общество».

С детьми были проведены:

- занятия: « У меня есть права», «Что я знаю о себе?», «Цветок солнца», «Мы тоже многое умеем», «Твои корни малыш», «Моя семья, моя фамилия», «Моя семья и родной дом», «Мужчины и женщины в семье», «Мои мысли, чувства, умения и поступки», «Когда-нибудь и я буду взрослым»;

- праздники и развлечения: «Созвездие именинников», «В гостях у клоуна Мишки»,

«В  хороводе нашем мы поем и пляшем», «Ум хорошо, а два лучше», «Когда зажигаются звезды», «Праздник Детства».

3. Работа с родителями.

 Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.

   Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания показали, что:

  • С положениями Конвенции о правах ребенка знакомы — 10% родителей;
  • О существовании Семейного кодекса известно лишь 23%;
  • Только 48% родителей понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права;
  • 92% родителей справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права, вместе с тем 13% допускают щелчок по попе как наказание;
  • 74% родителей хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей дошкольного возраста.

Таким образом, планируя работу с родителями, мы учли данные, полученные в анкетах. На собрании родители имели возможность познакомиться с документами, защищающие права детей и обязанностями родителей; узнать, какие существуют факторы риска, а это:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с наличием отчимов и мачех, семьи с приемными детьми;
  • присутствие в семье больного алкоголизмом;
  • безработица, финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • низкий уровень культуры, образования родителей;
  • нежеланный ребенок;
  • негативные семейные традиции;
  • «трудный» ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка.

             По каким признакам можно определить, что в семье нарушаются права ребенка:

      - Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.

  • Неухоженность и неопрятность, апатичность или агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  • Повторяющие жалобы на недомогание (головная боль, боли в животе и др.).
  • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого.
  • Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

      Как ведут себя родители:  

  • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  • На жалобу по вопросу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.

                 Планируя работу с родителями и детьми, нам, педагогам, необходимо было предпринять:

  • Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением.
  • Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей.
  • Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведения в детском саду.

     В ДОУ были проведены мероприятия по правовому просвещению родителей:

  • в группах оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»;
  • с родителями проведено анкетирование «Права и обязанности родителей»; «Я и мой ребенок», «Есть ли у вашего ребенка права?», «Особенности общения родителей с детьми», «Особенности семейного воспитания», «Коммуникативные умения родителей»;
  • оформлены выставки семейных работ: «Мама, папа и я — счастливая семья», «Семейное древо», «Летний семейный отдых»;
  • участие родителей в совместных мероприятиях с детьми (праздники, досуги, викторины): «Права в сказках», «По тропам предков», «Путешествие по волшебному городу Детства», «Вместе весело шагать», «Великолепная семерка», «Папа — гордость моя!», «Мама — солнышко мое!», «Экипаж — одна семья», «Веселье да смех у нас лучше всех!»;
  • составлен социальный паспорт каждой семьи;
  • организовано посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком;
  • проведены  родительские собрания:

«Защитим наших детей», «Посеять в детских душах доброту»,  «Правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Поощрения и наказания ребенка в семье», «Правовая культура родителей», «Давайте слушать и слышать своих детей»;

  • групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией:

«Советы родителям по охране жизни и здоровья детей», «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему посещать детский сад», «Безопасность вашего ребенка», «Где живет тревожность?», «Ох уж эти ссоры...», «Прежде чем воспитывать ребенка....», «Детей воспитывают родители, а родителей...?», «Счастье — это когда тебя понимают», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»;

  • работает «Клуб интересных встреч», где родители знакомят детей со своими увлечениями и хобби: «Вышиваем крестиком», «Любимцы семьи», «Поделки из бисера», «Чудо-мукосолки», «Игрушки из модульного оригами», «Роспись каргопольской игрушки», «Рисуем картины»;
  • организуются фотовыставки:  «Любимые мамочки!», «Ай-да, папа у меня!», «Про маму, папу и меня», «Семейный летний отдых»;
  • организуются семейные конкурсы: «Мама — рукодельница», «Новогодние игрушки своими руками», «Зимний букет», «Пасхальное чудо», «Здоровые дети — в здоровой семье».

                Результатом нашей работы стало:

  • Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям.
  • Снижение уровня агрессии у детей.
  • Сформированность у детей собственного мнения.
  • Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров.
  • Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах.
  • Значительно повышена правовая грамотность родителей.
  • Заметно снизился процент неблагополучных семей.

                                       Список литературы:

  1. КочергинаВ.  Правовое воспитание дошкольников /В.Кочергина//Дошкольное воспитание.-№6.-2004.
  2. Шипицына Л.М. Это я! Формирование Я- концепции у детей 4-6 лет/ Л.М.Шипицына, 2003.
  3. Осипова  М.П. Работа с родителями/М.П.Осипова.-Мн., «Экоперспектива»,2003.-с.25, с.68, с.88, с.98.
  4. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И. Катаева.- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г. - 224с.
  5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...:Практическое пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.-80 с.
  6. Галанов А.С. Я  иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей./А.С.Галанов.-М.:Школьная Пресса,2002.-80с.
  7. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-128с.
  8. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагигеский подход.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-144с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  9. Боровкова Е.Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-64с.
  10. Зайцева О.В. На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов/О.В.Зайцева.-Ярославль: «Академия развития», 1997.-192с.-(Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"

В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...

Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста

Все мы хотим жить в правовом  государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить своего ребенка с правами и ко...

Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста

Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...

Педсовет: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»

Педсовет:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...