Научная статья
статья

Микаилова Гюльшан Алигейдаровна

Дети с расстройствами аутистического спектра: психолого-педагогическая помощь в условиях дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ras.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья

Тема: Дети с расстройствами аутистического спектра: психолого-педагогическая помощь в условиях дошкольной организации.

Автор: Микаилова Гюльшан Алигейдар кызы

Воспитатель детского сада «Аленушка»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Аутизм – это расстройство мозга, которое часто приводит к сложностям в коммуникации. В случае аутизма отдельные части мозга не работают совместно должным образом. Большинство людей, страдающих аутизмом, имеют проблемы в общении с другими людьми. Но ранняя диагностика и лечение помогают все большему количеству аутистов реализовать свой потенциал.

Современная практика показывает высокую актуальность проблемы предоставления психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

Психолого-педагогическая помощь и организация образовательной деятельности детей с РАС – особый, крайне трудоемкий процесс, требующий значительной адаптации имеющихся коррекционных программ для детей с 8 разными отклонениями в развитии; создания индивидуальных образовательных программ, специфичных для детей с той или иной формой (типом) аутистических расстройств; помощи в адаптации учебных программ дошкольного и школьного уровня. Это связано с тем, что коррекционные задачи и подходы к образованию ребенка будут зависеть от специфических особенностей ребенка. Конечно, такая работа требует и особых знаний специалистов сопровождения, их профессиональных умений и понимания состояния ребенка в каждый конкретный момент.[1]

        Очень важно с первых дней пребывания в ОУ сформировать у детей интерес к занятиям, желание контактировать с окружающими и участвовать в совместной деятельности. Этому способствует внимательное отношение учителя к детям, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Необходимо всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к занятиям. В этом должны большую помощь оказывать родители, по возможности участвуя в занятиях, расспрашивая детей о прошедших занятиях, при этом абсолютно исключив порицания за какие-либо неудачи.

 Детям с РАС присуща неравномерность развития, например, такой ребенок может достаточно легко осваивать программу общеобразовательной школы по русскому языку, а по математике с трудом считать до десяти, и наоборот.

Наблюдение за ребенком с РАС (следящая диагностика) – один из основных инструментов специалистов ОУ. Следящая диагностика может дать информацию о возможностях учащегося как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия. При этом важно ориентироваться на следующие параметры[2]:

  •  более приемлемая для ребенка дистанция общения;
  • излюбленные занятия, стереотипы действий в условиях, когда ребенок предоставлен сам себе;
  • способы обследования окружающих предметов;
  • наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;
  • используется ли речь, и в каких целях;        
  • особенности поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
  • отношение ребенка к включению других людей в его занятия.

 Выяснив для себя все эти моменты, можно приступать к организации среды и «включению» аутичного ребенка в образовательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей развития.

 При создании комфортных условий обучения ребенка с РАС в ОУ необходимо учитывать следующие требования[3]:

 1. Создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися. Установление хорошего личного контакта с ребенком с РАС первостепенно в организации образовательной деятельности, так как эти дети не воспринимают фронтальную инструкцию для большой группы.

 2. Создание благоприятной атмосферы в группе. Ребенку с РАС будет легче адаптироваться, если царит благожелательная и спокойная атмосфера.

 3. Организация неформальных контактов в перерывах между занятиями. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, но это не обязательно означает «включение» ребенка в деятельность детей, на первых порах он может быть просто наблюдателем.

4. Учет личностных особенностей ребенка. Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. Если такого рода «трудные впечатления» дозируются и находится адекватная замена неприемлемому проявлению, то тогда появляется возможность предотвращения срывов, проявлений страха, возникновения негативизма. В то же время опыт показывает, что все-таки не стоит воспринимать возможные трудности как неизбежные. Нужно быть к ним готовыми и использовать запасной вариант.

 5. Организация учебного времени, использование стереотипов поведения. С помощью зрительно-пространственной организации среды можно не только спровоцировать ребенка на достаточно сложные действия, но и составить из них связную поведенческую цепочку.

Основной задачей взрослого при этом становится насыщение всех ее звеньев эмоциональным смыслом, объединение их логикой нашего взаимодействия с ребенком. При обдуманной организации силовые линии среды могут "вести" такого ребенка от одного занятия к другому и определять его действия в конкретном занятии.

Таким образом, при адекватной коррекционной работе, раннем ее начале, большая часть детей с расстройством аутистического спектра может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать, писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, и личностного развития. 

Список используемых источников:

  1. Мнухин, С. С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей / С. С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка : хрестоматия : в 2 т. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. – М. : ЧеРо : Высш. шк. : Изд-во МГУ, 2002. – Т. 2. – С. 466–474.
  2. Минаева, А. Обучение школьников с тяжелой формой аутизма / А. Минаева // Здоровье детей. – 2012. – № 7/8. – С. 38–39.
  3. Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра : сб. норматив.-правовых материалов / сост.: Л. М. Беткер, А. Б. Григорян. – ХантыМансийск : РИО ИРО, 2011. – 76 с

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

научная статья

Ручной труд в умственном развитии дошкольника...

Научнная статья

здоровье сберегающие технологии...

научная статья

"Язык и рука"...