Главные вкладки

    Тренируем пальчики - развиваем речь!
    методическая разработка

    Нейман Ирина Евгеньевна

    Предисловие

                Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

     

                Уважаемые родители, примите, пожалуйста, к сведению, что работу по формированию мелкой моторики нужно начинать с момента рождения ребенка и действовать целенаправленно и систематично!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon treniruem_palchiki_-_razvivaem_rech_33_doc.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самомассаж

    «Грибочки»

    На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой.

    Правая рука:

    Вылезли на кочке (мизинец)

    Мелкие грибочки: (безымянный)

    Грузди и свинушки, (средний)

    Рыжики, волнушки. (указательный)

    Даже маленький пенек (большой)

        Левая рука:

    Удивленья скрыть не мог. (большой)

    Выросли опята, (указательный)

    Скользкие маслята, (средний)

    Бледные поганки, (безымянный)

    Встали на полянке. (мизинец)

    «У Лариски две редиски»

    Бельевой, не тугой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые «подушечки» от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

    У Лариски – две редиски,

    У Алешки – две картошки,

    А у Вовки – две морковки,

    А у Петьки – две редьки.

    Сопряженная гимнастика

    «Театр пальчиков»

    1.Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать хотьбу пальчиков в

    заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным, потом подвигать языком вверх-вниз, или сделать это сопряженно).

    2.Подошли к огороду (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу).

    3.В огороде росли помидоры (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно потянуть к носу).

    4.Помидоры мы соберем в корзину (пальцы рук переплетены «корзинкой», а язык – «чашечкой»).

    «Зайка»

    Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

    - Вот, вот, вот! руки за спиной

    Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать нос

    Зайка, зайка, лапы где? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать руки

    Зайка, зайка, ушки где? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать ушки

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    1. Не проводите игру холодными руками.

    2. Если в новой  игре имеются незнакомые ребенку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

    3. Используйте максимально выразительную мимику.

    4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите заранее, где нужно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    5. Выбрав 2-3 игры – отработайте их, и затем постепенно заменяйте новыми.

    6. Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте все достижения ребенка!

    Желаем Вам успехов!

    МАДОУ д/с №53 города Новосибирск

    Воспитатель: Нейман И.Е.


            Предисловие

            Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

            Уважаемые родители, примите, пожалуйста, к сведению, что работу по формированию мелкой моторики нужно начинать с момента рождения ребенка и действовать целенаправленно и систематично!

            Кроме традиционных пальчиковых игр можно использовать и многочисленные игровые приемы, которые включают самомассаж, нетрадиционное рисование, сопряженную гимнастику, а также «театр пальчиков».

            Этапы разучивания пальчиковых игр:

    1  этап. Взрослый сначала показывает ребенку игру сам.

    2 этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.

    3 этап. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

    4 этап. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого.

    5 этап. Ребенок выполняет движения и проговаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.

            Сроки каждого этапа индивидуальны для каждого ребенка!

    ИГРЫ НА ЗАМЕТКУ.

    «Мышки» (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке.  На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

    Один, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять!
    Испугались кошки, спрятались опять.

    «На работу»

    Большой палец встал один.

    Указательный — за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все — «Ура!»

    На работу им пора.

    Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

    «Пальчики»

    Раз-два-три-четыре-пять —

    Вышли пальчики гулять.

    Раз-два-три-четыре-пять —

    В домик спрятались опять.

    Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

    «Кошки — мышки»

    Вот кулак, показать кулак левой руки

    А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

    На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

    Села мышек посчитать,

    Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой 

    Мышки очень испугались, вращать кулаком

    В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

    «Пальчики здороваются»

    Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

    Друг другу обрадовались,

    Здороваться начали.

    Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

    (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

    «Белочка» 
    (поглаживаем руку, расправляя кулачок)
    Сидит белка на тележке,
    Продаёт свои орешки:
     
    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
    лисичке-сестричке, воробью, синичке,
    мишке косолапому, заиньке усатому.
     

    «Семья»

    Этот пальчик - дедушка (большой),
    Этот пальчик - бабушка (указательный),
    Этот пальчик - папочка (средний),
    Этот пальчик - мамочка (безымянный),
    Этот пальчик - я (мизинец).
    Вот и вся моя семья   (хлопать в ладоши).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

    «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

    Тренируем пальчики - развиваем речь

    Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

    Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

    Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

    «Тренируем пальчики - развиваем речь».

    В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

    ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

    Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

    "Тренируем пальчики - развиваем речь"

    Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

    ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

    Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....