Консультация для родителей по развитию речи дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ламан Екатерина Александровна

Консультация для родителей о том, как развивать речь ребёнка по дороге домой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx736.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Домой шагаем – речь развиваем    

    Дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
   Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

    По дороге домой из детского сада часто родители идут молча, держа ребёнка за руку, либо общаясь по телефону и не обращая внимания на то, что говорит ребёнок. Но это время можно использовать с большой пользой для малыша, организовать беседу о проведённом дне в детском саду или поиграть в интересные словесные игры для развития речевой активности.

Игра «Назови одним словом»

Цель: закреплять у детей в активной речи слова-обобщения, а так же слова - названия предметов, относящихся к данным группам.

Ход игры:

Взрослый называет несколько предметов, например, «груша, яблоко, апельсин, киви и т.д.», ребёнку предлагается назвать эти предметы одним словом – «это фрукты». Или, наоборот, взрослый называет обобщающее слово – «мебель», ребёнку предлагается назвать предметы мебели.

Игра «Назови ласково»

Цель: формировать умение детей образовывать ласкательные существительные путём использования суффиксов, развивать внимание, мышление.

Ход игры:

Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть слова, а ты придумай, как можно назвать этот предмет или животное ласково. Например, я скажу «кот», а как назвать ласково?» Ребёнок придумывает ласкательные существительные: «котик», «котусик», «коток» и т.д. Можно меняться ролями, ребёнок называет слово, а взрослый образовывает ласкательное имя существительное.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: введение в активную речь антонимичных прилагательных.

Ход игры:

Взрослый предлагает подобрать к названным словам антонимы-прилагательные, слова противоположные по смыслу. Например, взрослый говорит: «Я скажу «быстрый», а ты будешь называть слово, противоположное, т.е. «медленный». Если ребёнок затрудняется назвать слово, взрослый помогает. После успешного усвоения материала, можно подбирать наречия. Например, «жёстко» - «мягко», «весело» - «грустно».

Игра «Раз, два, три, что ты видишь, назови!»

Цель: формирование грамматического строя речи, формировать умение образовывать относительные прилагательные по теме «Материал, из которого сделан предмет», развивать внимание, интерес к окружающему миру.

Ход игры:

Взрослый задаёт определённый признак, по которому нужно образовывать прилагательное, например «деревянный». Ребенок или несколько детей по очереди называют деревянные предметы, которые находятся в пределах их видимости: деревянная дверь, деревянная скамейка, деревянные качели и т.д.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: формирование грамматического строя речи, формировать умение образовывать относительные прилагательные по теме «Материал, из которого сделан предмет», развивать внимание, интерес к окружающему миру.

Ход игры:

Взрослый задаёт определённый признак, по которому нужно образовывать прилагательное, например «деревянный». Ребенок или несколько детей по очереди называют деревянные предметы, которые находятся в пределах их видимости: деревянная дверь, деревянная скамейка, деревянные качели и т.д.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: совершенствовать умение отгадывать и называть знакомые предметы по описанию, правильно согласовывать существительные с прилагательными, развивать воображение, мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый выступает в роли ведущего, предлагает ребёнку отгадать загадку. Например, «сладкая, мягкая, ореховая, в яркой обёртке?» ребёнок называет ответ, «конфета». После нескольких разгаданных загадок, взрослый и играющий ребёнок меняются ролями.

    В  возрасте 4-5 лет у части детей существуют проблемы со звукопроизношением: некоторые ещё заменяют более сложные звуки простыми (Р на Л,  Ж на З, Ш на С и т.д.), некоторые могут произносить все звуки правильно, а слова, в которых много близких по артикуляции звуков, выговаривают с ошибками ( не «шоссе» - а «саше» и т.д.). Чёткость звучания, хорошая дикция  вырабатываются у детей, который знает много стихов наизусть, который часто проговаривает чистоговорки, скороговорки. Поэтому, следуя домой, можно поиграть в простую  речевую игру «Повтори за мной».

Примерные чистоговорки и скороговорки:

С       Са-са-са-на траве роса.

          Сы-сы-сы- нет уже росы.

          Су-су-су - мы видели лису.

          У Сени и Сани в сетях сом с усами.

С,З     Са-за-са – полосатая оса.

           Се-се-зе- дам траву козе.

           Стоит воз овса, возле воза овца.

Приятного общения!

http://www.clipartsuggest.com/images/74/kids-going-to-school-clipart-cliparts-co-sjSIyc-clipart.jpg

Подготовила: воспитатель I категории Ламан Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

консультация для родителей по развитию речи дошкольников

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию предпосылок к развитию монологической речи.здесь вы найдёте ответы на то, как воспитывать интерес у детей к чтению художественной ли...

Консультация "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Консультация знакомит родителей с несложными ировыми упражнениями, направленными на развитие речи детей. Эти упражнения не требуют особой подготовки и могут использоваться  по дороге из детского ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников

Игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей «О развитии речи дошкольника»

Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэтому основное вн...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.Современные родител...