Консультация для родителей "Взаимодействие с родителями"
консультация

Консультация подготовлена на основе материалов одноимённого семинара Т.А.Сидорчук, где предлагаются современные подходы в организаци взаимодействия с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 35

Консультация

для воспитателей

«Взаимодействие с родителями воспитанников»

(по материалам одноимённого семинара, Т.А.Сидорчук)

Подготовила:

                       Ст. воспитатель

Бычкова Г.В.

г., Саров, 2019 г.

Современный родитель.

  1. В обществе произошла смена ценностей. Не смену материальному пришло информационное превосходство. Богат тот, кто обладает и умеет пользоваться информацией.
  2. Современные родители были детьми в эпоху перемен: 80-90-е гг. их родители были сосредоточены на «выживании», поэтому не уделяли должного внимания им. Те дети испытывали большую степень тревожности. Эту дистанцию в отношения с ребёнком они переносят на своих детей (наших воспитанников) сейчас. На фоне эмоционального неблагополучия у людей рождалась зависть. Зависть рождается только в пустой душе, кто любит, тот не завидует.
  3. Самостоятельность родителей – это результат смены строя и их «заброшенности» в детстве. Самостоятельность родителей проявляется в желании руководить процессом воспитания ребёнка. Мама и папа воспитывают ребёнка по-разному, не соблюдая единства требований. Это неплохо, т. к. ребёнок учится разным способам взаимодействия с разными людьми.
  4. Современного родителя пугает выбор завтрашнего дня, т.к. он не имеет чёткого представления образа своего ребёнка завтра. Современному родителю присущи категоричность, отсутствие толерантности.

                                  Взаимодействие.

это деятельность с кем-то по решению какой-либо  проблемы. Основа взаимодействия с родителями – это то как мы общаемся с ними каждый день.

Для того, чтобы возникло взаимодействие, необходимо, чтобы ребёнок стал проблемой.

Педагог должен уметь формулировать проблему и ставить родителя в позицию принятия и формулирования проблемы.

!!! Проблема формулируется по конкретному ребёнку, а не по группе.

Чтобы сформулировать проблему, надо себе ответить на вопросы:

  1. Что имею?
  2. Что хочу?
  3. Что мешает?

Если нет «хочу», то нет и проблемы.

Дидактические проблемы (нежелание заниматься, познавать), необходимо решать нахождением мотива к деятельности. Мотив должен выходить из осознания ребёнком необходимости этой деятельности. Это сказки, придумки и т.д..

Решение педагогических ситуаций.

При взаимодействии всегда есть жертва и преследователь.

Ситуация. Полина жалуется на Марата воспитателю. Марат давит на Кирилла, чт. он повлиял на Полину.

Признаки проблемы:

  1. Жертва взаимодействует с преследователем (Марат, Полина).
  2. Жертва не хочет быть жертвой
  3. Всё надо рассматривать во времени.
  4. Гендер – больше проблем возникает с девочками, т.к. они имеют боле тонкую внутреннюю организацию.
  5. Надо сделать модель случаев и найти первопричину. Если в первопричину входят родители, то им надо говорить об этом. Но нельзя выносить эти случаи на всеобщее обозрение.

ИТАК,

  • в основе взаимодействия – проблема.
  • Чтобы её сформулировать, надо понять, что я хочу.
  • Дать возможность родителю понять эту проблему.

Пример анализа ситуации6

Вова всех в группе обижает. С ним очень строго обращается папа, «делает его мужчиной». Папа находится под влиянием жены и тёщи.

Алгоритм:

  1. Выбираем объекты.
  2. Выделяем жертву и преследователя.
  3. Делаем схему.

Мы не сможем изменить родителей, поэтому работаем внутри группы.

Решение:

Таких детей надо любить!!!

Н-р, День жалости

       Мистер объятий.

       Мисс доброты.

Совместная деятельность.

Это основное средство работы с родителями.

Показатели деятельности (по А.В. Леонтьеву)

  1. Мотив.
  2. Желание.
  3. Цель
  4. План (полный, частичный)
  5. Действия по осуществлению плана.
  6. Исправление действий.
  7. Результат – это опосредованная условиями цель.
  8. Оценка с точки зрения «так» или «не так» как хотел, а не с т. зр. «хорошо», «плохо».
  9. Модификация – исправление, доработка результата.
  1. Новая цель.
  2. И т. д.

Основной вид деятельности с родителями – это решение педагогических проблем с отношению к ребёнку.

!!!  если у воспитателя дети заняты делом, то НЕТ ПРОБЛЕМ С ПОВЕДЕНИМ ДЕТЕЙ.

Модели взаимодействия с родителями.

(для профессионала важно их менять)

  1. Авторитарная (я тяну за собой) – это бездарная модель. Она не ведёт к стабильно высокому результату. Но её необходимо применять тогда, когда ребёнку грозить опасность и надо на него повлиять.

!!!  Надо чётко сказать что-то и уйти. Тон д.б. категоричным, не допускающим возражений, нетипичным для Вас. Это д.б. нечасто.

  1. Договорная  (даю возможность договориться, предлагаю сотрудничество).

!!! Важно не перейти в панибратство. Нельзя называть по имени.

  1. Спрятаться за спину (я подталкиваю вперёд)

Это высокий уровень взаимодействия. Взаимодействие строиться на интересе родителя или ребёнка. Это немногословный воспитатель, больше слушает и молчит, терпелив. Вырабатываются правила поведения в группе, но присваиваются детям они только в деятельности. Мало просто повесить где-то красивооформленные  правила поведения, надо их проговаривать и применять в конкретной ситуации. Важно воспитателю соблюдать их самому.

Постулаты, которые воспитатель применяет в общении с родителями.

  1. Ваш ребёнок особенный и он такой один + подкрепить эти слова  примером только его достижений (только у него получается вот такой красивый стяжок, показать)
  2. Мне интересно …. Как ты строишь. Я внимательно слежу за «тем, что тебе интересно». Дать понять, что мне интересно только то, что тебе интересно, я внимательно смотрю.
  3. Надо искренне удивляться. Надо показать родителю удивление успеху ребёнка.

!!! Удивление – источник формирования познавательного интереса.

Основные линии поведения с родителями.

  1. Успешность ребёнка. Не замечать негатив. Мотивировать родителя через успех реб-ка.
  2. Лонгетюд (временное). Любая проблема должна рассматриваться во времени. Нельзя быстро что-то решить. Возможно данный поступок нехарактерен для ребёнка и произошёл случайно.
  3. Педагогика строится по случаям, как дом по кирпичикам. Решение педагогических проблем идёт от случая к случаю. Важна коррекция случая.

!!! Необходимо всегда себе задавать вопрос «Зачем мне это надо?»

Формы работы с родителями.

Представляем перспективный план взаимодействия с родителями, который можно брать как основу.

!!!  Опосредованные формы работают на цели.


Перспективный план работы с родителями.

Цель

Формы

Коллективные

Индивидуальные

Опосредованные

(условия)

1.

- Популяризация учреждения.

- Демонстрация норм (родитель-гость, но он заказчик)

- Экскурсия по саду (группе) обязательно. Хорошо, если её проводят дети.

Надо рассказать какую цель преследует то или иное помещение, стенд, пособие..

- Родительское собрание.  

  • Беседа
  • Подписывание договоров,
  • Интервьюирование с т. зр. Налаживания контакта (что хотели бы, ваши пожелания)
  • Подписание совместных договоров
  • кодекс группы (детского сада) в предложении должно быть не более 5 слов, не более 5 позиций, н-р, в виде ромашки, книжки, на ступеньках.
  • Н-р, мы любим детей (кодекс направлен на демонстрацию ДОУ)
  • Создание динамического интерьера, т.е. он д. Обновляться через 3 месяца.
  • Создание имиджа учреждения, группы, учреждения (флаг, герб, гимн (в гимне д.б. идея на порядок выше, чем главная задача доу, направленность на будущее), логотип, бейджики, портрет воспитателей, девиз, н-р. все дети талантливы, я должна их раскрыть)
  • Музей детского сада6 с чего всё начиналось, выпускники, игрушки
  • Образ шкафчика ребёнка (секретики, тайны0

2.

Диагностика целей, интересов и ценностей родителей.

  • экспресс-опрос (что для вас ценно в ребёнке), не более 5 вопросов .
  • Родительская гостиная… Семья Ивановых приглашает… Из программы «шаг за шагом», надо иметь положение
  • Дискуссионный клуб «Отцы и дети», взрослые делятся на детей и взрослых и проводятся тренинги.
  • Индивидуальные анкеты.
  • Сказка про моего ребёнка.
  • Написание фантастического рассказа про своего реб-ка «Путешествие на машине времени
  • Три вопроса воспитателю про моего ребёнка»
  • Создание родительского комитета (это те, кому не безразличен свой ребёнок).Комитет надо часто менять.
  • Демонстрация родителям своих увлечений с целью показа профессионализма.

!!! Родит. Собрание не более 40 минут.

Летопись народной педагогики на разных этапах развития.

  • Конкурс оформления шкафчиков.
  • Окно в мой дом. Книга о семьях группы, где на ватмане отражается уклад семьи.

3.

Решение педагогических проблем по воспитанию и обучению детей.

- создание проектов «Статистическое бюро родителей ДОУ», «Праздник бабочек и галстуков». Темы берутся из программы и проблем группы. «Школа дошкольных наук», «Догада» в старшей группе, ведут только дети. Соревнование между детьми и родителями.

  • Создание проектов «переход мастера в подмастерье».
  • Консультация по проблеме родителя.
  • «выставки «Звезда» по одному ребёнку
  • демонстрация того, что происходит в группе «альманах группы, Наша жизнь»
  • Номинант месяца (педагог), делает методист.
  • Библиотека домашнего чтения.
  • Выставка новых пособий в приёмной.
  • Листок дня.
  • Окно группы.

4.

Результативность работы с родителями.

Социометрия группы.

  • Анкета «Чему я научился, когда мой ребёнок был в этой группе».

«Кого из детского сада вы знаете7»

- Выпускной вечер (сколько пришло, Сколько родителей включено в работу вечера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей "Азбука для родителей"

Данная консультация в оригинальном оформлении, легко поможет родителям понять и разобраться в логопедических  (и не только) понятиях....

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей  детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...