Статья на тему: Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Мордовина Евгения Олеговна

В статье описывается принципы работы с детьми в рамках социо-игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_e.o._mordovina.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №39

Статья на тему:

Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ

Составила:

Мордовина Евгения Олеговна

Воспитатель

Арзамас, 2018г

В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Это значит, что «учение» необходимо сделать мотивированным, воспитывать желание у ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути решения. «Лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:

Микрогруппа– уникальное условие для детской самостоятельности. Она позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». При игровом делении на микрогруппы можно использовать: считалки, разрезные картинки, по цвету глаз, по цвету одежды, кто приехал на машине, а кто пешком, кто на каком этаже живет и т.д. Такое деление позволяет настроить ребенка на дальнейшую работу.

Смена лидерства –в процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решают сами дети, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. Представителей группы может быть несколько. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным, неуверенным в себе детям, и в дальнейшем также выступать в роли лидера группы.

Движение детей – это также один из важнейших составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы группы дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма. Каждый ребенок работает в своем темпе. Социо-игровая технология также это предусматривает, и дети имеют возможность действовать в своем темпе и ритме. В зависимости от игры или задания, детям либо дается определенный промежуток времени на его выполнение, и дети начинают и заканчивают действовать по сигналу. Либо может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно. Тогда более активные дети дожидаются более медлительных.

Интеграция нескольких видов деятельности. Социо-игровая технология не исключение. Это неотъемлемая часть любой технологии в настоящее время. Один из девизов социо-игровой технологии: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Принципы при использовании социо-игровой технологии.

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социо-игровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.

Социо-игровая технология применяется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи: 

- создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;

- научить детей общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать у детей желание узнавать новое.

В социо-игровой технологии используются следующие виды игр:

Игры для рабочего настроя используются в утренние часы  для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками. В начале занятий как своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.

Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются игры- разминки, игры-разрядки. 

Это могут быть знакомые физкультурные минутки, игры малой подвижности, хороводныеигры, атакже специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.

В утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом.

Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.  
       
Игры  творческого самоутверждения  имеют свою специфику и  применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети.  Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.

 На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.                                                                                                                                

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.            

   Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.

Список использованных источников

  1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  3. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В. Букатова – Москва, Сфера, 2009.

Размещена на сайтах:

https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-socio-igrovoi-tehnologi-na-zanjatijah-v-dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

Статья по теме: Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

статья "Приобщение дошкольника к социо- игровым технологиям в свете ФГОС."

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. А условия- это социальная ситуация развития ребенка- сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослы...

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».

Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...

Статья по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС -ТЕХНОЛОГИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения инновационных фитнестехнологий на самостоятельных занятиях студентов двигательной активностью в домашних условиях. Целью работы является определе...